Сборка деталей в узлы и сборочные единицы
Сборочные единицы изделия формируют из деталей путем их соединения между собой. Клаееифжащщ-прлменяемых соединений приведена на-рие. 21. Соединение двух деталей в де
ревообработке иногда называют узлом, а процесс формирования сборочных единиц из отдельных деталей называют сборкой узлов. Сборочная единица изделия из древесины формируется обычно соединением не менее чем из двух узлов и трех деталей. Операции сборки узлов являются в производстве изделий предопределяющими основные показатели качества изделий — их прочность, надежность и долговечность. Прочность соединения узлов обеспечивает постоянство формы и размеров сборочных единиц. Технологические операции сборки узлов являются наиболее сложными и трудоемкими. Трудоемкость сборочных операций в производстве изделий составляет иногда более 50 % общей трудоемкости изделия. При сборке выявляют все погрешности и недостатки исполнения предыдущих технологических операций. Сборочные операции еще недостаточно механизированы. Трудности механизации и автоматизации сборочных операций связаны с принятием многих решений по формированию узла и сборочной единицы из различных деталей: базированием каждой детали в пространстве со сложными перемещениями и ориентацией их в сборочной единице с последующим силовым воздействием. В производстве изделий из древесины сборочные операции выполняют обычно высококвалифицированные рабочие, труд которых в современных условиях механизируется только в случаях, если применяется силовое воздействие на детали при формировании узлов. Сборочные операции могут быть механизированы полностью и даже автоматизированы на основе принципов использования робототехники. По характеру работы сборочные операции могут быть освоены роботами третьего поколения, обладающими способностью принимать оптимальные решения по нескольким случайным сочетаниям переменных фак-тордв-ГСиловое воздействие на собираемые узлы оказывают сборочные станки (ваймы). Их различают по назначению в зависимости от вида сборочных единиц и принципу действия механизма, который воздействует при сборке узлов.
На рис. 143 показаны принципиальные схемы некоторых механизмов, применяемых для сжатия при сборке узлов. Конструкция обжимного механизма оказывает большое влияние на производительность и точность сборки. Станки с винтовым механизмом имеют небольшую производительность и требуют значительных усилий рабочего. Станки с рычажными механизмами также малопроизводительны. Кривошипно-эксцентриковые механизмы, приводимые в движение электродвигателем через редуктор, обеспечивают значительно большую производительность и создают ритм работы. Недостатком этих механизмов является малое время в ритме для укладки деталей. Механизмы с кулачковым приводом позволяют увеличить время на
комплектование сборочной единицы за счет распределения времени действия кулачка по зонам сжатия, сброса усилия и выдержки. Время одного оборота цикла работы кулачка 10—15 с распределяется с учетом условий работы. Станки такого типа получили широкое распространение в мебельном производстве при сборке деталей стула. Наиболее универсальными сборочными станками являются станки с пневмоприводом, работающие с пневмоцилиндром или с днафрагменным устройством. Сборочные станки могут работать в непрерывном цикле или периодически.
Рис. 143. Принципиальные схемы сборочных станков с различными механизмами:
а —винтовой; б — рычажный; в — кривошипный; г — кулачковый;
д — пневматически; / — механизм привода; 2 — подвижный брус; 3 — собираемые детали; 4 — упор; 5 — компенсатор
Станки непрерывного действия используются в том случае, если при сборке требуется незначительное время на вспомогательные операции: смазку клеем, укладку деталей и т. п. Станки периодического действия используют при сборке сложных изделий. Производительность таких станков ниже, они требуют затраты времени на пуск при каждом цикле работы, но они удобнее для пользования. Станки периодического действия обычно имеют пневматические механизмы сжатия, но могут быть и с винтовыми механизмами. Широко применяемые соединения на шипах требуют нанесения клея и последующего их сжатия. Для механизации нанесения клея на стенки шипового соединения используют специальные устройства, различающиеся по назначению: для нанесения клея на грани и на стенки отверстия. Для нанесения клея на грани шипа используют гребенки или диски, помещаемые в ванну с клеем. Поднимающаяся из ванны с клеем гребенка, соприкасаясь с гранями шипа, смазывает их клеем. Дисками клей наносится проходным методом. Такое устройство 14 Заказ № 2177
действует по принципу выполнения позиционных операций. Оно используется в механизированных линиях сборки узлов клееных конструкций. Для смазывания клеем стенок отверстий используют устройства с соплами, через которые подается дозированное количество клея. Устройства имеют форму контрпрофиля отверстия, распределяющего клей по стенкам --(а*г рисг" 98). Имеются универсальные устройства для нанесения клея на шипы и отверстия в виде щеток или форсунок, распыляющих клей под высоким давлением. Основным условием успешного осуществления сборки узлов является взаимозаменяемость сопрягаемых деталей. Если детали не взаимозаменяемы, то при сборке необходима подгонка их. Подгонку можно произвести только в индивидуальном порядке ручными методами. Такое положение для современных условий производства недопустимо. Одним из приемов решения этой проблемы является метод селективной, выборочной сборки. Сущность метода селективной сборки заключается в том, что сопрягаемые детали, изготовленные с низкой точностью и не отвечающие условиям взаимозаменяемости, предварительно сортируют по размерам на группы так, чтобы в каждой группе находились детали, только таких размеров, различие которых допустимо условиями взаимозаменяемости.
На рис. 144 показана схема полей рассеяния сопрягаемых размеров отверстий и шипов, изготовленных с допуском 0,4 мм. Детали с таким допуском для обеспечения качественных соединений при сборке не отвечают требованиям взаимозаменяемости. Допуск посадки таких соединений будет 0,8 мм. Зазоры в соединениях могут быть до 0,6 мм. Если эти детали с отверстиями и шипами рассортировать соответственно на четыре группы так, как показано на рис. 144, то в каждой группе окажутся детали с допуском 0,1 мм. Точность изготовления деталей в пределах каждой группы будет в 4 раза выше, чем до сортировки. Соединяя соответственно детали с отверстиями первой группы с деталями шипов также первой группы и далее вторые, третьи и четвертые группы соответственно, получим в соединениях всех деталей допуск посадки равный 0,2 мм. После сортировки допуск посадки будет во столько раз меньше, на сколько групп сортировали детали по размерам. В таком случае качество соединений будет приемлемо. В обычных условиях производства количество деталей по размерам распределяется по закону нормального распределения, поэтому в каждой из образованных групп при сортировке окажется различное количество деталей. Во второй и третьей группах число их будет больше, чем в первой и четвертой. При этом может оказаться, что количество деталей в каждой группе с отверстиями будет больше или меньше количества сопрягаемых с ними деталей этой же группы с шипами.
При такой сортировке деталей возможно несоответствие количества сопрягаемых деталей по группам. Это осложнит выполнение программы по количеству собранных узлов. Во избежание этого необходимо изготавливать в общем количестве заведомо больше деталей, которые окажутся после сборки лишними. Учитывая эти затруднения, селективную сборку эффективно можно использовать в массовом производстве, если на предприятии длительное время изготавливают и собирают одни
и те же узлы. Принцип селективной сборки позволяет обеспечивать высокую точность сопряжения при низкой точности изготовления
Шип
Рис. 144. Схема разбивки на группы при селективной сборке
деталей. Такую сборку можно использовать как вынужденную, когда технические возможности производства не позволяют получить требуемую точность изготовления деталей. В таком случае оборудование низкой точности настраивают на размер, который определяет выход деталей в зону исправимого брака: отверстия меньших размеров, шипы больших. После рассортировки деталей по группам годные идут в сборку, а детали с исправимым браком на исправление размера и последующую рассортировку и т. д. Это требует дополнительных затрат труда, но обеспечивает высокое качество изделий и экономию материалов при фактически низких технических возможностях производства. Для сборки узлов необходимы усилия, обеспечивающие возможность сопряжения их с достаточной плотностью. Усилие зависит от размера и характера сопряжения, требуемой плотности соединения и свойств материалов. Качество шиповых соединений чувствительно к усилиям при сборке. Необходимое для сборки усилие слагается из двух составляющих: усилия для сопряжения шипа с отверстием и усилия, обеспечивающего плотность соединения в зоне заплечиков шипа. Общее усилие при сборке шипового соединения определится для одного шипа как
Р = Р1 + Р2, (142)
Рис. 145. Изменение усилия сжатия при сборке шиповых соединений: Р1 — усилие продвижения шипа; Р2— усилие обжима заплечика где Р — общее усилие, необходимое для сборки одинарным шипом; р1 — усилие для преодоления сил сопротивления при продвижении шипа в гнезде и деформации его от натяга; Р2 — усилие обжима заплечиками, обеспечивающее плотность сопряжения заплечиков шипа с поверхностью сопрягаемой детали. Усилие сопротивления при движении шипа в гнезде при сборке Р2определится как сила трения граней шипа по формуле
Р1 = qFf, (143)
где q— нормальное давление на грани шипа в зависимости от натяга и свойств материала; F — площадь поверхности, на которую действует нормальное давление, для плоского шипа F= bl, (144)
где b — ширина; l — длина шипа; для круглых шипов F= πdl, где d — диаметр круглого шипа; f— коэффициент трения; π= 3,14. Величину усилия Р2 определяют в зависимости от требований к плотности соединения, которая ограничена пределом прочности древесины сжатию поперек волокон |σ1| и площадью заплечиков F2 по формуле
P2 =|σ| F2 (145)
Площадь заплечиков F2 определяется из соотношения размеров деталей и шипа по формуле F2 = (В — b)(Н—h), (146)
где В и b— ширина; Н и h — толщина детали и шипа соответственно. На рис. 145 показан график изменения усилий при сборке узла на прямой цельный шип деталей из древесины сосны и дуба. На графике выявлены зоны упругой деформации при вхождении шипа в гнездо а; продвижение шипа в гнезде b; соприкасание заплечиков с; уплотнение древесины заплечиками d. Значения коэффициентов трения и нормальных давлений при сборке шиповых соединений с натягом 0,3 мм приведены в табл. 19.
19. НОРМАЛЬНОЕ УДЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ ПРИ СБОРКЕ НА БОКОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ШИПА ПРИ НАТЯГЕ 0.3 ММ И КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ В ШИПОВОМ СОЕДИНЕНИИ
После сборки узлов с применением клея необходима техно- "4» логическая выдержка для достижения разборной прочности. Разборной прочностью соединения называют такую, которая гарантирует целостность соединения при транспортировании сборочной единицы применяемыми средствами транспорта. Практически разборная прочность принимается Л?ЖШЖ._1ЩИ:_ мерно 50 % требуемой конечной прочности^Для сокращения длительности технологических выдержек при сборке узлов с применением клея используют рассмотренные выше методы интенсификации склеивания, руководствуясь конкретными условиями и возможностями производства. При сборке узлов эффективным средством ускорения процессов отверждения клея является ТВЧ. Точность сборочных единиц Точность размеров собранных узлов и сборочных единиц определяется точностью изготовления собираемых деталей, положением фиксаторов в сборочном приспособлении и давлением обжима. Если процесс сборки осуществляется стабильно, то точность размеров формируемого узла определяется в основном точностью размеров деталей. Величина возможных предельных отклонений у сборочной единицы является замыкающим звеном размерной цепи и зависит от сочетания размеров образующих ее деталей. Для определения предельных отклонений размеров сборочных единиц необходимо пользоваться положениями решения размерных цепей. Если размер сборочной единицы образуется путем последовательного сложения размеров соединяемых деталей, то на допуск и отклонения этого размера будут оказывать прямое влияние допуски и отклонения размеров деталей. Возможные увеличения предельных размеров сборочных единиц от погрешностей образующих их деталей необходимо учитывать при конструировании изделий и сборочных устройств с ограниченной величиной хода. Для предотвращения неблагоприятного влияния возможного изменения
размера сборочной единицы в устройствах сборочных станков предусматриваются амортизаторы-компенсаторы давления, чтобы устранить возможную неравномерность обжима в различных узлах сборочной единицы. Если после сборки точность собранных узлов или сборочных единиц не отвечает условиям их взаимозаменяемости, то для повышения точности необходима обработка деталей в собранном виде. Для этого следует предусмотреть соответствующий припуск на размеры деталей, который гарантирует превышение размера сборочной единицы над номинальным его значением для непрерывной обработки по всей поверхности. При сборке узлов могут встречаться отклонения размеров формы по угловым параметрам. Для повышения точности собираемых узлов можно воспользоваться ограничительными шаблонами. Например, при сборке рамок для повышения точности проема можно применить жесткий металлический шаблон, вкладываемый в проем рамки при сборке. Угловое отклонение — перекосы деталей в сборочных единицах — вызвано неточностью изготовления, ненадежным базированием или неравномерным обжимом в узлах, образующих сборочную единицу. Для контроля соответствия размеров сборочных единиц установленным предельным значениям применяют предельные калибры, "а^-для контроля формы — обыкновенные калибры (шаблоны). Настраивают оборудование и контролируют ход технологического процесса сборки измерительными приборами, обеспечивающими необходимую точность. Точность измерения при этом должна быть не ниже '/е установленного допуска на размер. Обеспечить взаимозаменяемость сборочных единиц можно двумя способами: изготовлением деталей такой точности, чтобы формируемый ими при сборке размер отвечал условиям взаимозаменяемости; изготавливать детали с малой точностью и даже припуском на размер, но после сборки сборочные единицы дополнительно обрабатывать, обеспечивая требуемую точность их размера и формы. Выбирать способ обеспечения взаимозаменяемости необходимо с учетом конкретных условий. Суммарная стоимость обработки деталей, образующих сборочные единицы с высокой степенью точности, обычно выше стоимости обработки сборочных единиц. Если к сборочным единицам предъявляют высокие требования по точности, эффективнее производить повторную обработку их после сборки. Обрабатывают сборочные единицы так же, как обрабатывают заготовки. Начинают обработку с создания чистовых базовых поверхностей, которые затем используют для точной обработки. В производстве изделий из древесины сборочные единицы обычно имеют форму рамки, щита или коробки. У этих сборочных единиц создание базовой поверхности в виде плоскости производят фугованием, Противоположные пласти обрабашва
Ют и размер на рейсмусовых станках, базируя ее фугованной поверхностью. Иногда используют обработку на двустороннем рейсмусовом станке, исключая предварительное фугование. Такой прием более производителен, но менее точен. Такой же эффект может быть получен при обработке рамок за два прохода на одностороннем рейсмусовом станке. Сборочные единицы в виде щитов на одностороннем рейсмусовом станке обрабатывают обычно за три прохода: первый проход выполняют для создания промежуточной базы, а два последующих для придания необходимого качества и точных
Рис. 146. Обработка собранных коробок на фрезерном станке: / — стол; 2 — коробка; 3 — пилы; 4 — основание приспособления
размеров. Если щиты склеивали из делянок, прошедших предварительное фугование пласти и двух кромок, то достаточная точность может быть достигнута за два прохода на одностороннем рейсмусовом станке. При обработке рамок на фуго-вально-фрезерных станках необходимо подачу производить по направлению диагонали, чтобы не было сколов при поперечном фрезеровании поперечных брусков. Кроме рейсмусовых станков, для калибрования сборочных единиц в виде щитов и рамок используют широколенточные и цилиндровые шлифовальные станки. Для устранения малых провесов, появляющихся при сборке рамок, используют узколенточные шлифовальные станки с подвижным столом ШлПС. Низкие массивные коробки можно обрабатывать как рамки, закрепляя на фуганке одну сторону кромок, и последующую обработку в размер производить на рейсмусовом станке. Высокие коробки с тонкими стенками целесообразно обрабатывать в размер на фрезерном станке по одной из схем, приведенных на рис. 146, без шаблона или с применением шаблона. Применение шаблона обеспечивает более высокую точность по форме коробки, поскольку она находится внутренними поверхностями к шаблону. Рамки и щиты в размер по длине и ширине можно обрабатывать опиливанием на торцовочном станке с кареткой или двустороннем концеравнителе аналогично обработке
брусковых деталей. Для получения базовой кромки необходима предварительная обработка ее фугованием на фуговальном или фрезерном станке. Если кромки рамок и щитов имеют сложную форму, их обрабатывают на фрезерном станке фрезерованием по кольцу и шаблону. Для обработки в размер щитов и рамок могут быть использованы двусторонние рамные шипорезные станки. При этом на опиливаемых в размер сторонах могут быть вы-фрезерованы пазы и гребни. Однако для этого необходима предварительная обработка одной базовой кромки фугованием на фрезерном станке. В некоторых случаях в сборочных единицах необходимо сверление отверстий различных размеров, выборки пазов для соединения нескольких сборочных единиц в изделие. Эти работы выполняют на станках общего назначения или на устройствах, изготовленных как оснастка при постановке продукции на производство. Обычно такие устройства создают в виде агрегатов с унификацией отдельных узлов: силовых головок, поворотных суп-< портов, элементов станины и т. д. Для обработки с5о- рочных единиц при массовом производстве щитов для мебельных изделий, оконных створок, дверных полотен созданы поточные
автоматизированные и полуавтоматизированные линии. На рис. 147 показана автоматическая линия обработки плоских сборочных единиц в форме щитов или рамок, сформированная из агрегатных головок. Работа линии автоматизирована с применением путевого управления с помощью концевых выключателей. Щиты после облицовывания подвозят автопогрузчиком к линии и укладывают стопой на роликовый конвейер 1, периодически перемещающий их на место загрузки 2, с которого вакуумный загрузчик 3 перекладывает их по одному на подающие цепи станка форматной обработки 4. На станке 4 щит опиливается и фрезеруется по длине и далее, после поворота, проходит аналогичную обработку по ширине на станке 5. Далее по ускоренному роликовому конвейеру 6 щит передается на сверлильный агрегат 7, для сверления отверстий в плоскости щита. После сверления отверстий в плоскости щит перемещается в зону действия стола-перекладчика 8, который переносит его на сверлильный агрегат 9 для сверления отверстий в кромках. При сверлении отверстий положение щита относительно осей сверл и фиксирование его производится пневмоприжимами. По окончании операции сверления отверстий в кромках щита перекладчик 8 возвращает его на роликовый конвейер, который перемещает его к автоматическому загрузчику 10 для укладки в стопу //. Производительность линии определяется скоростью подачи 9 м/мин при опиливании и фрезеровании кромок щита на агрегате 4. Имеются и другие решения для обработки щитов и рамок. Приведенная автоматическая линия необходима для того, чтобы обеспечить взаимозаменяемость щитов по размерам. Такая обработка не потребуется в том случае, если размеры щитов после их сборки будут соответствовать условиям взаимозаменяемости. Форматная обработка щитов для мебельных изделий по трудоемкости составляет примерно 3 % общей трудоемкости изделия. Таким образом, если организовать изготовление взаимозаменяемых деталей такой точности, которая необходима для получения взаимозаменяемых сборочных единиц без их обработки, то это снизит общую трудоемкость изделий, что даст значительный эффект. Технологический процесс считают эффективным, если изготовление изделий из древесины не требует повторной обработки сборочных единиц.
ОБЩАЯ СБОРКА
Общая сборка объединяет работы, связанные с формированием изделий путем соединения отдельных сборочных единиц и деталей в комплексы. Место общей сборки в технологическом процессе устанавливается в зависимости от конструктивных
особенностей изделий и технических возможностей производства. В технологическом процессе производства изделий общая сборка может производиться до отделки или после отделки сборочных единиц. Отделка деталей и сборочных единиц в производстве мебели проще, чем изделий. Они меньше по размерам, имеют плоскую форму. В производстве строительных изделий, которые сами по себе представляют плоские конструкции, отделку производят обычно после общей сборки. Общая сборка является сложной и трудоемкой частью технологического процесса. Общая сборка корпусных изделий по
Рис. 148. Схема монтажа секции мебельных изделий (цифрами обозначены номера деталей)
трудоемкости составляет от 20 до 30 %. Наиболее сложными изделиями из древесины являются изделия мебели. На рис. 148 показана схема изделия, по которой можно представить объем и сложность работы общей сборки такого изделия. Процесс общей сборки может дифференцироваться на ряд технологических операций. Такое расчленение общей сборки может быть последовательным или параллельным. При последовательном членении сборки изделие собирается последовательным присоединением деталей, образуя сначала каркас, и дальнейшим присоединением всех остальных деталей до получения готового изде-
лия. При параллельном расчленении процесса сборки отдельные сборочные единицы изделия собирают независимо друг от друга, затем из них собирают все изделие. Параллельное членение сборки имеет некоторое преимущество перед последовательным. При таком членении легче применять специальное оборудование, специализировать рабочие места с учетом специфики каждой операции. Параллельное расчленение сборки возможно в том случае, если конструкция изделия допускает расчленение его на сборочные единицы и некоторые отдельные детали. Число, состав и объем работы на операциях общей сборки при ее членении зависят от сложности конструкции изделия и применяемых средств соединения. Весь процесс сборки в общем виде можно разделить на четыре типовых этапа: образование каркаса изделия; крепление к каркасу неподвижно закрепляемых сборочных единиц и деталей, усиливающих конструкцию; установка подвижных составных частей, закрепляемых в соответствующих устройствах; крепление второстепенных деталей и комплектующих изделий. При отделке деталей до сборки иногда крепят подвижные части изделия до установки неподвижных элементов и деталей, обеспечивающих жесткость конструкции. Такой порядок сборки изделий вызван тем, что возможные угловые отступления сопрягаемых подвижных частей могут быть устранены путем регулирования нежесткого каркаса при постановке элементов, фиксирующих его форму. При этом не потребуется подгонки подвижных частей изделия. При сборке используют разъемные и неразъемные соединения. Неразъемные соединения выполняют на клею, разъемные с помощью специальных стяжек без применения винтов. На рис. 149 показаны эксцентриковые стяжки, применяемые при сборке мебели. Собираемый объект может в процессе сборки формироваться на одном рабочем месте или на нескольких. Исходя из этого, сборку принято различать стационарную, стапельную и подвижную. Стационарная сборка позволяет сохранить положение базирующей детали и сборочной единицы неизменным. Это не допускает появления случайных погрешностей при изменении базирования и различия деформации в соединениях из-за изменения действия усилий обжима или собственного веса изделия. При стационарной сборке изделие формируется на одном рабочем месте, что ограничивает возможности применения специализированных средств и приспособлений. В таком случае обычно используют универсальные механизмы, которые не позволяют достигнуть высокой производительности. Стационарную сборку применяют при изготовлении небольшого количества крупных изделий: строительных конструкций, оборудования вагонов и т. д. Подвижная сборка может быть поточной и непоточной. Непоточная сборка характеризуется тем, что собираемый объект
Рис. 149. Эксцентриковые стяжки: а — без хвостовика; б — с хвостовиком
перемещают с одного рабочего места на другое по мере окончания работы. Продолжительность каждой операции сборки зависит от объема работ, квалификации рабочих и числа занятых на каждой операции рабочих. Она будет различной на каждом рабочем месте. Из-за этого на рабочих местах создаются заделы собираемых изделий. Такие межоперационные заделы требуют дополнительных производственных площадей и увеличивают объемы незавершенного производства. Поточную сборку иногда называют конвейерной сборкой. При поточной сборке каждая операция выполняется в определенное время ритма. Собираемый объект при этом может пере-
мещаться от одного рабочего места к другому прерывисто или непрерывно. Стапельная сборка производится с применением узкоспециализированного оборудования — стапеля, позволяющего квалифицированному рабочему выполнять сборочные работы точно, с минимальной затратой труда и силы. На рис. 150 показана принципиальная схема автоматизированного стапеля для сборки корпусов мебельных изделий. Наживленные стенки корпуса пластинчатым конвейером подают в зону сборки. После остановки конвейера по направляющим 2 на корпус надвигается си-
Рис. 150. Схема автоматического стапеля: / — шарнирные четырехзвенники; 2 — направляющая траверса; 3 — траверсы четырех-звенников; 4 — станина; 5 — пневмоприжимы; 6 — гидроцилиндр; 7 — пластинчатым конвейер
стема шарнирных четырехзвенников, которые обеспечивают перпендикулярность сопряжения стенок корпуса. Пневмоприжимы 5 фиксируют положение стенок, а гидроцилиндры 6 обеспечивают усилие сжатия при сборке. После сборки система шарнирных четырехзвенников отводится в сторону, а корпус конвейером перемещается из зоны сборки со скоростью 2—12 м/мин. Размеры собираемых корпусов 2200X1300X600 мм. Конвейерная сборка позволяет осуществить узкую специализацию рабочих и настроить ход процесса сборки по определенному ритму. Для организации конвейерной сборки конструкция изделия должна допускать расчленение его на ряд последовательных операций сборки. Это возможно в том случае, если изделие состоит из отдельных сборочных единиц, которые можно собирать независимо друг от друга и соединять в изделие. Соединять сборочные единицы и детали в изделие необходимо без длительных технологических выдержек. Процесс
сборки на каждом рабочем месте должен быть регламентирован по нормам затрат времени на все рабочие приемы. Не допускаются такие рабочие приемы, которые могут выполняться в неопределенное время (подгонки по месту). Все детали и сборочные единицы, собираемые в изделие, должны быть взаимозаменяемыми. При конвейерной сборке транспортные устройства выбирают в зависимости от массы и размеров собираемых объектов, объема работ на каждом рабочем месте и других условий. При разработке технологического процесса сборки изделия необходимо провести анализ его конструкции по технологии сборки. Может возникнуть необходимость внесения изменения в конструкцию изделия, в средства соединения, значения допусков, возможного членения и т. д. Эти изменения должны обеспечить наиболее экономичное решение организации сборки изделий и ее оснастки в конкретных условиях производства. Основные принципы расчетов при организации поточной сборки сводятся к следующему. Расчетное количество рабочих мест для сборки определяется по формуле n = (Tо-Тс) (t-t n) R, (147) где п — количество рабочих мест или позиций при сборке; Т0 — трудоемкость всех переходов сборки одного объекта; Тс — трудоемкость переходов, выполнение которых совмещено по времени с выполнением других работ; t— расчетный такт сборки; tп — время, необходимое для перемещения объекта с одной позиции на другую; К. — количество параллельных потоков, необходимых для сборки одинаковых объектов в количестве, предусмотренном в программе. Значение К определяется в зависимости от длительности самой трудоемкой операции tmax по формуле К= (tmax +tn)/t. (148) При поточной сборке с последовательным членением каждая позиция располагается вдоль одного конвейера. Если используется комбинированное членение — параллельно-последовательное, то некоторые сборочные операции выполняют вне общего сборочного конвейера. На рис. 151 показаны схемы организации конвейерной сборки корпусной мебели. На схеме а показано последовательное членение процесса сборки, а на схеме б — комбинированное. Как видно из схем, в данном случае комбинированное членение позволяет более рационально организовать процесс сборки по количеству занятых рабочих и необходимой производственной площади. Если сборка производится при непрерывном перемещении объекта, то рабочий перемещается вместе с объектом в течение длительности выполнения работ, а после окончания своей работы должен возвратиться в исходное положение. Если операция сборки может выполняться
рабочим в сидячем положении, то можно воспользоваться механизированным креслом. После окончания работы при совместном перемещении объекта сборки и кресла с рабочим последнее механически возвращается в исходное положение. Скорости перемещения при этом не должны превосходить предельно допустимые по условиям техники безопасности. Существенными преимуществами поточной сборки являются: высокая производительность труда, короткий цикл, сокращение средств незавершенного производства, высокие показатели по выпуску продукции на единицу производственной площади, стабильность ка-
Рис. 151. Схемы конвейерной сборки корпусной мебели: а — при последовательном членении изделия; б — при комбинированном членении; / — рабочее место загрузки; 1 — рабочие места предварительной сборки; 3 — тележки со сборочными единицами и комплектующими изделиями; 4 — стапель; 5 — напольный конвейер; в — рабочие места окончательной сборки и комплектации изделий,; 7 — пластинчатый конвейер
чества, снижение себестоимости, простота учета. К недостаткам поточной сборки относится: необходимость неизменности конструкции длительное время, смена изделий или изменение конструкции требуют значительных затрат на изготовление оснастки, режущего инструмента, перестройки и организации потока. Для устранения этих недостатков в мебельном производстве применяют параллельно со сборочным конвейером комплектовочный конвейер. На рис. 152, а показан пример организации поточной сборки с применением комплектовочного конвейера. Линия имеет два параллельных конвейера — комплектовочный 1 и сборочный 6. Конвейеры движутся с одинаковой скоростью синхронно и расположены так, что между ними организованы рабочие места. Комплектовочный конвейер состоит из тележек-кассет, перемещаемых цепью, замкнутой в горизонтальной плоскости. Одна из ветвей комплектовочного конвейера проходит через промежуточный склад 5 готовых деталей и комплектующих изделий. На промежуточном складе 5 готовые детали и сборочные единицы комплектуют по цвету, изделиям и 431
Рис. 152. Схемы организации поточной сборки: а — на двух конвейерах; б — на одном конвейере; / — комплектовочный конвейер 2 — рабочие места предварительной сборки сборочных единиц; 3 — рабочие места сборки изделий; 4— комплектовочные тележки; 5 — промежуточный склад готовых деталей и комплектующих изделий; 6 — сборочный конвейер
другим различным признакам. В каждую комплектовочную тележку 4 укладывают один комплект. На рабочих местах 2 производится предварительная сборка — установка крепежных деталей и комплектующих изделий. Далее кассеты с подготовленными для сборки частями изделия поступают на рабочие места общей сборки изделий на сборочном конвейере 6. При такой организации общей сборки можно одновременно произвести сборку различных изделий на одной поточной линии. Сборочный конвейер и одна из ветвей комплектовочного конвейера 1 (рис. 152, б) могут быть при определенных условиях совмещены. В таком случае комплектование и предварительная сборка осуществляются на одной ветви горизонтально-замкнутого конвейера, а общая сборка — на другой с использованием дополнительных рабочих мест 2. Организация общей сборки на предприятии требует значительных производственных площадей, средств незавершенного производства и трудозатрат. Транспортирование изделий из
древесины в собранном виде на большие расстояния нежелательно из-за неэффективной загрузки транспорта. Например, при загрузке в вагон комплектов корпусной мебели в разобранном виде помещается в 3 раза больше. Следовательно, стоимость транспортирован
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|