Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для самостоятельной работы




I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОЯТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

 

Содержание темы: Логика как наука о законах и формах (основных структурах) правильного мышления и основные этапы ее развития. Мышление как предмет изучения логики. Понятие логической формы. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Язык и его основные функции. Естественные и искусственные языки. Логика и конкретные науки. Логика и методология научного знания в правоприменительной деятельности.

План семинарского занятия

Цель занятия: представить мыш­ление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мыш­ления.

 

1. Логика, ее предмет, язык и функции.

2. История логики: от формальной к символической.

3. История логики в России.

Основные категории: логика, мышление, познание, искусственные языки, естественные языки.

 

При изучении первого вопроса, прежде всего, необходимо понять, в чем суть мышления как особого вида деятельности человека. Познание человека – сложный процесс, в нем очень важная роль принадлежит мышлению, посредством которого создаются обобщенные образы интересующей человека реальности.

Мышление является объектом изучения разных наук, оно изучается философией, физиологией высшей нервной деятельности, лингвистикой и логикой. У каждой науки есть свой аспект изучения мышления, точнее свой предмет. Логика рассматривает мышление как деятельность, которая осуществляется в определенных формах, по четким правилам и законам.

Логика формальная, или аристотелевская, – наука о формах и операциях мышления. Формальная логика – это учение о демонстративных (достоверных) и недемонстративных (правдоподобных) законах мышления. К демонстративным относят дедуктивные, а к недемонстративным – индуктивные правила и приемы мышления.

Формы мышления – строение, способ образования и функционирования мыслей (понятие, суждение, умозаключение). Законы мышления – наиболее существенные и необходимые связи между мыслями. Среди множества законов выделяют основные: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Логические законы – это приемы (правила) с помощью которых формируется правильное (истинное) мышление.

Обратите внимание на структуру современной логики. Современная логика делится на отдельные составляющие ее логики, каждая из которых имеет свой предмет и особый формализованный язык. Ее структура состоит из формальной, математической, диалектической, модальной, конструктивной, деонтической, паранепротиворечивой, логики конфликтов и противоречий, логистики и других логических теорий. современную логику часто называют модальной, математической, символической.

Логика формальная (аристотелевская и бэконовская) – двузначная, логика современная (модальная) – многозначная. Логика формальная изучает формы и операции дедуктивного и индуктивного непротиворечивого мышления, логика современная – формы и операции модальных суждений и умозаключений. В логике формальной в основном используется естественный язык, а в символической – искусственный язык математических символов.

Язык логики – это система формализованных символов, с помощью которой формируются законы истинности мышления, осуществляется построение правильного логического вывода, доказывается логичность аргументации.

Основной задачей логики является отделение правильных способов умозаключений (логических выводов) от неправильных. В современной логике акцент переносится на смысл (логос) высказываний и умозаключений.

Логика выступает в роли методологического базиса правовых наук. На рубеже XX – XXI вв. зарождается новая наука – логика права, или деонтическая логика, которая занимается исследованием логических схем высказываний, утверждающих обязывание, запрещение и разрешение.

Во втором вопросе следует обратиться к истории этой науки и рассмотреть ее возникновение и развитие на основе развития культуры общества и возникновения первых элементов научного знания. Логика возникает как составляющая философии и до сих пор остается философской наукой, несмотря на высокий уровень ее формализации. Особое внимание надо обратить на то, что толчком к развитию логики послужило начало судопроизводства и связанная с этим проблема умения доказать истинность или по крайней мере обоснованность позиций, занимаемых истцом и ответчиком. Другим источником становления логического знания было развитие античной математики. Возникнув еще в античности, логика развивалась в последующие эпохи, и до сих пор развивается, обогащаясь новыми разделами и новыми решениями традиционных проблем.

Термин «логика» происходит от древнегреческого слова «л о г о с» – слово, мысль, закономерность, смысл. Он был введен в философию Гераклитом.

Основы логики как теоретического знания сформулировал древнегреческий мыслитель Аристотель в IУ в. до н.э., хотя отдельные логические идеи присутствуют в учениях древнего Китая и древней Индии. Аристотель описал формы мышления, выявил три базовых закона мышления и заложил основы силлогистики. Лишь в ХУII в. на основе нового этапа развития естествознания, начинается новый этап развития логики, возникает индуктивная логика, разрабатываются методы научной индукции. В этот же период закладываются основы математической логики. Наука логика – не завершенное знание, она все время обогащается, оставаясь открытой для новых решений.

Современная логика (неаристотелевская) формируется лишь во II-й половине XIX века. Впервые ее основные идеи и принципы были сформулированы Дж.Булем, Г.Фреге, Дж.Венном, А.де Морганом.

В третьем вопросе отметьте вклад российских математиков и философов развитие логики как науки, в частности М.И. Каринского (1840-1917), Л.В. Рутковского, П.С. Порецкого, А.П. Колмогорова, А.А. Маркова, П.С. Новикова, М.В. Келдыша и др.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение предмета «логика».

2. Раскройте соотношение мышления и языка.

3. Покажите взаимосвязь формальной и диалектической логики.

4. Раскройте основные формы мышления.

  1. Какие положения можно считать непосредственно очевидными?
  2. Какие положения нужно считать очевидными?
  3. В чём заключается задача доказательства? В чём за­ключается задача логики?
  4. Почему «здравый смысл» не может заменить логики?

 

Упражнения для самостоятельной работы

1. Какие из перечисленных понятий наиболее близки понятию «логично»?

 

понятно здраво необходимо
Четко общезначимо аналитично

 

2. Определите, к каким семантическим категориям отно­сятся следующие выражения:

1) «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин).

2) Завывающий, пронизывающий ветер.

3) Самая северная в мире атомная электростанция.

4) Самая северная в мире атомная электростанция находит­ся на Кольском полуострове.

5) Тихая песня, раздающаяся в ночной тишине.

6) Песня раздалась в ночной тишине.

7) Руководитель ансамбля народных инструментов.

8) Некоторые водоемы проточные.

Тестовые задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...