Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для самостоятельной работы.




Упражнение 1. Определите вид умозаключения:

1) Все, что способствует эффективному обучению детей, полезно.

Новаторство способствует эффективному обучению детей.

Новые методы обучения – новаторство.

Метод российского педагога Шаталова – новый метод обучения.

Метод российского педагога Шаталова полезен.

2) Все летучие мыши – представители отряда рукокрылых.

Все представители отряда рукокрылых – животные.

Все животные обладают обменом веществ.

Все летучие мыши обладают обменом веществ.

3) Все, что способствует прогрессу общества, полезно.

Подлинное искусство способствует прогрессу общества.

Значит, подлинное искусство полезно.

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» – подлинное искусство.

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» полезна.

4) Все, что требует мужества и героизма, есть подвиг.

Первый полет человека в космос требовал мужества и героизма.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Подвиги бессмертны.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Первый полет человека в космос бессмертен.

Упражнение 2. Найдите и выпишите все составные части силлогизма: посылки, заключение, больший, меньший и средний термины.

1) Пауку требуется кислород, так как он – живое существо, а всякому живому существу требуется кислород.

2) Все города являются крупными населенными пунктами, а станица Курчанская не является городом, следовательно, станица Курчанская – не крупный населенный пункт.

3) Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство – преступление.

4) Ни одно млекопитающее не дышит жабрами, акула же дышит жабрами, значит акула не является млекопитающим.

5) Каждый товар имеет стоимость, а ручка – товар, значит, она имеет стоимость.

6) Лихачество – не героизм, а он лихач, следовательно, он не герой.

7) Этот человек – не местный житель, потому что все местные жители знают дорогу к болоту с клюквой, а это человек не знает ее.

Упражнение 3. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли при­веденные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением:

1) Ни один скряга не пьет много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц. Значит, ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.

2) Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силе». Значит, некоторые прожорли­вые люди не сильны.

3) Все ослы злы. Ни один щенок не зол. Значит, щенки не ослы.

4) Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение. Ни одно критическое замечание не любезно. Зна­чит, вес критические замечания вызывают раздражение.

5) Я – человек. Ты – не я. Значит, ты – не человек.

6) Жизнь – борьба. Дзюдо – борьба. Значит, жизнь – дзюдо.

7) Все педагоги воспитаны. Он не педагог. Значит, он не воспитан.

8) Экспрессы здесь никогда не останавливаются. Ни один поезд сегодня здесь не остановился. Значит, все поезда, проходившие сегодня, – экспрессы.

9) Все королевы красоты имеют длинные волосы. Петров имеет длинные волосы. Значит, он - королева красоты.

Упражнение 4. Восстановите энтимему в полный силлогизм, и проверьте умозаключение:

1) Как и всякое вещество, живая материя построена из молекул и атомов.

2) Болезненные эмоции нерациональны. Они подталкивают нас к предположению, что видимость и реальность однозначно совпадают.

3) Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

4) Все граждане России имеют право на труд, а Петров – россиянин.

 

Тестовые задания

Укажите правильное утверждение.

Классификация умозаклю­чений «непосредственные – опосредованные» основана:

А) на количестве посылок;

Б) на характере связи посылок с заключением;

В) на структуре посылок.

Укажите правильное утверждение.

Характеристика категорического силло­гизма, основанная на расположении среднего термина в посыл­ках называется:

А) модус;

Б) фигура.

Укажите правильное утверждение.

Умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу предметов делается на основании знания о принадлежности этого признака части предметов этого класса называется:

А) нестрогая аналогия;

Б) неполная индукция.

Укажите правильное утверждение.

Вид умозаключения в том случае, когда их классификация осуществляется по составу, называется:

А) дедуктивным, индуктивным и традуктивным умозаключением;

Б) простым и сложным умозаключением;

В) непосредственным и опосредованным умозаключением.

Укажите правильное утверждение.

Правильное определение фигуры силлогизма:

А) это форма силлогизма, отличающаяся по положению среднего термина в посылках;

Б) это форма силлогизма, отличающаяся положением большей и меньшей посылок;

В) это форма силлогизма, отличающаяся положением крайних терминов.

Укажите правильное утверждение.

В умозаключении «Все лебеди белые» допущена логическая ошибка:

А) поспешность обобщения;

Б) обобщение без достаточного основания;

В) подмена причинной связи;

Г) подмена условного безусловным.

Укажите правильное утверждение.

Необходимым и первоочередным условием получения истинности вывода в умозаключении можно считать условие, при котором:

А) необходимо учитывать все результаты предшествующего познания;

Б) необходимо в процессе рассуждения соблюдать правила вывода;

В) необходимо знать и умело применять логические законы;

Г) необходимо учитывать истинность суждений по содержанию;

Д) необходимо следовать правилам трилеммы.

Символы

 

а Ùb (а и b) – конъюнкция.

a b (а или b) – нестрогая дизъюнкция.

a ύ b; (или а, или b) – строгая дизъюнкция.

( x); «для всех х» – квантор общности.

( х), «существует х, такое что» – квантор существования.

a, b, c,...,p, q... – переменные для высказываний.

↔ – тождество, эквивалентность («если и только если», «тогда и только тогда»)

B,C – отрицание («не»)

ڤ – необходимость

◊ – возможность

M – средний термин умозаключения, общее для исходных суждений понятие

Основная литература

  1. Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач. – М., 2011.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие для бакалавров. – М., 2011.
  3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2008.
  4. Мареев С.Н. Логика. – Р/нД., 2008.

5. Светлов В.А. Логика. Учебное пособие – М., 2011.

 

Дополнительная литература

 

  1. Ивин А.А. Элементарная логика. – М., 1994.
  2. Логический словарь ДЕФОРТ. – М., 1994.

3. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. – СПБ., 1995.

4. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М., 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...