Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Индуктивные умозаключения




Содержание темы: Структура индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция. Популярная индукция. Индукция через отбор. Понятие вероятности и вероятностной оценки индуктивных обобщений. Условия повышения вероятности истинности индуктивных выводов. Понятие о научной индукции. Принципы научной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Умозаключение по аналогии и его структура. Виды аналогии: аналогия свойств и отношений. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии и вероятностный характер нестрогой аналогии.

План семинарского занятия

Цель: а) познакомиться с методами индуктивных умозаключений; б) закрепить знания о преобразовании суждений путем подкрепления индуктивными умозаключениями.

1. Индуктивные умозаключения, их роль в познании и профессиональной практике. Полная и неполная индукция.

  1. Популярная индукция и ее роль в мышлении.
  2. Методы (каноны) научной индукции Бэкона-Милля (проиллюстрировать их примерами).
  3. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.

Основные категории: индукция, полная индукция, неполная индукция, виды неполной индукции, индуктивные методы установление причинных связей.

 

В первом вопросе при изучении индукции как типа логического вывода, надо помнить, что индукция как вид умозаключений имеет две основных характеристики. Во-первых, это вывод от знания о некоторой части множества ко всему множеству, т.е. перенос или распространение знания о частном на общее, и вследствие этого формирование общих суждений. Во-вторых, индукция дает всегда проблематичный вывод, даже при соблюдении всех правил. Достоверность или истинность индуктивного вывода может быть доказана только посредством дедукции.

Исходные суждения в индуктивных умозаключениях, как и в дедуктивных, называются посылками. Но в дедукции это общие (или частные) суждения, а в индукции – единичные суждения. Заключение в индукции, главным образом, общее (хотя может быть и частным), тогда как в дедукции оно может быть и частным, и единичным.

Все индуктивные умозаключения делятся на два вида: полная индукция и неполная. Основания деления – характер логического обобщения: полный или неполный.

индуктивные умозаключения
полная неполная
S1 – P S2 – P ……………………… Sn – P S1, S2, …, Sn – исчерпывают класс S Следовательно, все S - Р S1 – P S2 – P ……………………… Sn – P S1, S2, …, Sn – составляет часть класса S Вероятно, все S - Р

Логический вывод полной индукции будет истинным, если: 1) все посылки истинны по содержанию; 2) между ними и заключением есть отношение логического следования. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, то умозаключение полной индукции может оказаться ложным.

В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основе повторяемости этого признака у каждого из явлений класса. В неполной индукции такое заключение получают на основе повторяемости признака у некоторых явлений класса.

Во втором вопросе поясните, что собою представляет популярная индукция как вариант индуктивного умозаключения, в котором поспешность или торопливость приводят к тому, что субъект, имея возможность проследить все случаи, делает вывод, перечислив только некоторые из них. Поспешность приводит к тому, что обобщение оказывается неистинным. Поэтому в любом варианте деятельности, связанной с необходимостью делать обобщение, прежде всего надо учитывать качество рассматриваемого множества. Если множество конечное, то надо или перечислить все случаи, или выбирать какое-то их количество по специальным правилам. Последний принцип используется, например, в социологических исследованиях.

В третьем вопросе расскажите о методах научной индукции так, как они были б впервые сформулированы Бэконом и Миллем.

Для большинства наук, естественных, технических и социальных, прикладных, важное значение имеет именно неполная индукция, поскольку все эти науки строят свои обобщения на основе изучения некоторой части бесконечного множества, а вывод формулируют, как высказывание всеобщее. Теоретики, развивавшие принципы и правила индуктивной логики (Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль), прекрасно понимали, что индуктивный вывод носит характер вероятностный, а не достоверный. Они искали способы увеличения или обеспечения достоверности индуктивного вывода, для чего были разработаны специальные методы научной индукции.

Методы научной индукции разрабатывались для получения более достоверного вывода. Методов научной индукции пять. Расскажите о них. Почему надежность выводов, получаемых при применении этих методов неоднозначна? В каких областях знаний используется научная индукции? Какую роль в научной индукции играет причинная зависимость? Под причиной традиционно понимают явление, которое вызывает другое явление, называемое следствием. Обратите внимание, что при поиске причин тех или иных событий и явлений обязательно учитывать следующие принципы: 1) когда имеет место причина, неизбежно возникает ее следствие; 2) одно и тоже следствие может быть вызвано разными причинами; 3) причинность имеет всеобщий характер; 4) от интенсивности и силы причины зависит интенсивность и сила соответствующего следствия

Исследуются методы научной индукции: метод единственного сходства, методу единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Определите, среди какой суммы фактов или событий предполагается найти искомую причину. Например, для метода единственного сходства, необходимо рассматривать не менее трех случаев, по крайней мере, при четырех обстоятельствах; для метода единственного различия достаточно двух случаев при трех обстоятельствах. Соединенный метод сходства и различия делает вывод более надежным, т.е. более достоверным. Метод сопутствующих изменений можно рассматривать как своеобразную вариацию метода единственного сходства; особое внимание надо обратить на результативность применения этого метода при создании различных измерительных приборов. Метод остатков, хотя и считается слабым, т.е. дающим ненадежный вывод, был очень результативен в ряде научных открытий.

1. Метод сходства: если причина АВС вызывает явление K, а причина АDЕ – явление К, то делается заключение, что А – причина К.

2. Метод различия: если причина АВС вызывает явление К, а ВС – не вызывает явление К, то делается предположение, что А – причина К.

3. Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода сходства, применением к нему метода различия.

4. Метод сопутствующих изменений: если при изменении причины А изменяется и изучаемое нами явление К, а все остальные предшествующие обстоятельства, например ВСDЕ, остаются неизменными, то А является причиной К.

5. Метод остатков: если установлено, что АВС – единственные причины сложного явления К, при этом известно, что В и С – причина части целого (явления К), то можно предположить, что А есть причина или, по крайней мере, находится в причинной связи с явлением К.

В научной индукции предметы для исследования отбираются по особым признакам, предполагающим знание того, какие факторы могут влиять на интересующее нас явление (событие). Если отбор предметов для посылок научной индукции преследует цель отразить в выборке все разновидности предметов исследуемого класса, то индукция будет по репрезентативной выборке. Если цель отбора состоит в том, чтобы выбрать наиболее типичных представителей для посылок, то индукция будет по типичному представителю. Последний вид индукции используется для получения выводов о классе, составляющие элементы которого существенно не отличаются друг от друга.

К индуктивным умозаключениям относятся также статистические выводы. Это логические умозаключения о том, что определенный процент (часть) элементов некоторого класса обладает каким-то свойством. В статистических обобщениях используется репрезентативная выборка.

Методы установления причинных зависимостей тоже относятся к индуктивным обобщениям. Здесь делается вывод о закономерностях (причинах) появления того или иного события (класса).

Индуктивный логический вывод, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов, – это умозаключение от частного знания к общему. При этом следует отметить, что индуктивный логический вывод, в отличие от дедуктивного, не обеспечивает достоверную истинность заключения.

В четвертом вопросе обратитесь к понятию аналогии. К индуктивным умозаключениям, хотя и не бесспорно относят аналогию. Аналогия (от греч. analogia – соответствие) – это умозаключение, в котором на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Она привлекается как для получения нового знания, так и для иллюстрации труднодоступного материала студентам, ученикам и др. Аналогия вполне может выступать в роли гипотезы, особенно на первых этапах гипотетико-дедуктивного рассуждения. Аналогия лежит в основе моделирования. Она часто применяется в художественном творчестве, в обычной жизни, в этических оценках, в идеологии, религии и т.д. Аналогия также применяется в правовой сфере. В частности, широко применяется методологическое правило аналогии права и закона.

Формальное строение аналогии соответствует другим видам умозаключений. В аналогии тоже есть посылки, логическая связь и заключение.

Посылки в аналогии – это исходные суждения, имеющие сходные (но не тождественные) признаки. Исходное суждение в аналогии называется объектом-оригиналом; суждение, на которые переносится сходный признак – субъектом-моделью; суждение, в котором утверждается наличие переносимого признака, называется заключением. Кратко: оригинал Þ Þ модель Þ заключение. Признак, переносимый с образца на модель, называется переносимым признаком, или сходным, или основанием аналогии. Исходные суждения аналогии (объект + модель) называются терминами умозаключения по аналогии.

Виды аналогии. Аналогия делится по степени достоверности логического вывода на 1) простую аналогию; 2) поверхностную (нестрогую); 3) основательную (строгую). Различают также аналогию свойств и аналогию отношений.

Метод аналогии как вариант индуктивного умозаключения не дает обобщающего вывода, поскольку вывод по аналогии – это вывод по сходству от одного случая к другому, сходному с ним. Несмотря на то, что в традиционной логике многие авторы считают вывод по аналогии самым ненадежным по его истинности, он применяется в науках естественных и технических, где различают аналогию свойств и аналогию отношений.

Контрольные вопросы

  1. Как определить индукцию?
  2. Чем неполная индукция отличается от полной?
  3. Каковы условия повышения степени вероятности заключений в перечислитель­ной индукции?
  4. Каковы свойства причинной связи?
  5. В чем специфика рассуждений по методу сходства?
  6. Как элиминируются обстоятельства при пользовании методом различия?
  7. Какова схема и принципы рассуждения по методу сопутствующих изменений?
  8. Какова структура статистических обобщений и чем они отличаются от перечис­лительной индукции?
  9. Дайте определение и приведите схемы умозаключений по аналогии.
  10. Какие существуют виды аналогии по объекту и по степени обоснованности?
  11. Какое применение находят умозаключения по аналогии в судебно-следствен-ной практике?
  12. Каковы условия, обеспечивающие логическую состоятельность умозаключе­ний по аналогии?
  13. В каких случаях умозаключение по аналогии несостоятельно?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...