Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для самостоятельной работы.




Упражнение 1. Какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений?

1) Все страусы – перелетные птицы. Ни один страус не явля­ется перелетной птицей.

2) Все ягуары – хищники. Некоторые ягуары не являются хищниками.

3) Ни один гриб не является съедобным. Некоторые грибы являются съедобными.

4) Ни одна скрипка не является духовым инструментом. Не­которые скрипки – духовые инструменты.

5) XVIII зимние Олимпийские игры проходили в 1994 г. в Лиллехаммере. XVIII зимние Олимпийские игры не проходили в Лиллехаммере.

Упражнение 2. Опираясь на закон непротиворечия установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

1) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

2) Некоторые офицеры являются генералами. Некоторые офицеры не являются генералами.

3) Следователь был на месте преступления. Следователя не было на месте преступления.

4) Эта музыка плохая. Эта музыка написана выдающимся композитором.

5) Сахар бел. Сахар сладок.

6) Электрон есть частица. Электрон есть волна.

7) Свет имеет корпускулярную и волновую природу. Неверно, что свет имеет корпускулярную и волновую природу.

Упражнение 3. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения?

1) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

2) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника.

3) Всякая наука имеет свой предмет для исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

4) Съемки фильма еще не закончились. Съемки фильма уже начались.

 

Символы

АºА – закон тождества:

Ø (А-неА) – закон непротиворечия

аÚù а; аÚ`а – закон исключенного третьего

Р истинно, так как истинно Q – закон достаточного основания

Темы рефератов

1. Логико-эпистемологический анализ законов мышления.

2. Понимание законов мышления в философии и символической логике.

3. Формально-логические законы в правосознании и правовой культуре.

Основная литература

  1. Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач. – М., 2011.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие для бакалавров. – М., 2011.
  3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2008.
  4. Мареев С.Н. Логика. – Р/нД., 2008.

5. Светлов В.А. Логика. Учебное пособие – М., 2011.

 

Дополнительная литература

 

  1. Ивин А.А. Элементарная логика. – М., 1994.
  2. Ивлев Ю.В. Логика. Учебник для вузов. – М., 2000.
  3. Логический словарь ДЕФОРТ. – М., 1994.

4. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М., 1995.

Тема 8. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ

Содержание темы: Факторы убеждающего воздействия: социальные, психологические, лингвистические, логические. Понятие о доказательстве и его структуре: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное доказательство; процедуры, сходные с доказательством. Структура опровержения и его виды: прямое и косвенное опровержение; процедуры, сходные с опровержением (критика). Правила и ошибки аргументации: в отношении тезиса, в отношении аргументов, в отношении демонстрации.

Понятие и структура диалогики. Диалектика спора. Прагматика спора: стратегия, тактика, психологические задачи. Ошибки, встречающиеся в прагматике спора. Этические правила диалогики. Принципы и приемы эротетики. Софистические приемы. Предпосылка вопроса и запрос. Виды вопросов: правильные и неправильные, простые и сложные, открытее и закрытые вопросы, др. Ответ и его виды. Правила и ошибки, связанные с вопросами и ответами на них. Риторика и ее значимость в диалогике.

 

План семинарского занятия

Цель: научиться применять все законы и правила, обеспечивающие логическую строгость и последовательность мысли.

 

1. Аргументация как форма рационального мышления (аргументация, доказательство – обоснование).

2. Логическая структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство.

3. Логическая структура опровержения. Прямое и косвенное опровержение.

4. Логические правила и ошибки в аргументации. Софизмы и логические парадоксы.

5. Логическая структура, виды и общие правила спора.

Основные категории: доказательство, опровержение, аргументация, демонстрация, тезис, прямое доказательство, прямое опровержение, косвенное опровержение.

Первый вопрос посвящен определению аргментации. Аргументация (от лат. argumentatio – приведение аргументов) – операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими применяются также риторические, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Цель аргументации – формирование рационально обоснованных убеждений. Логическую основу аргументации составляют: 1) доказательство (обоснование), 2) опровержение (критика).

Логическая структура аргументации: тезис (Т) – суждение, которое обосновывается или опровергается в процессе аргументации; аргументы, или доводы (а1, 2, а3… аn), – исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис; демонстрация – логическая связь между аргументами и тезисом.

Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «что обосновывают?».

Аргументы выполнят роль основания, или логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос: «чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?». В качестве аргументов могут выступать: 1) теоретические или эмпирические обобщения; 2) утверждения о фактах; 3) аксиомы; 4) определения, в том числе – правовые.

 

Т   Тезис Демонстрация
а1, а2, а3…, аn Аргументы

Логический переход (демонстрация) от аргументов к тезису происходит в форме умозаключения: дедуктивных, индуктивных, по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях.

Во втором вопросе классифицируются доказательства на прямые и косвенные, рассматриваются противоположные логические процедуры доказательство и опровержение, их соотношение в едином процессе аргументирования.

Доказательство – логическая операция установления истинности некоторого утверждения с помощью совокупности правил и приемов мышления.

Логические виды доказательства: 1) прямое, в котором тезис обосновывается аргументами непосредственно; 2) косвенное, в котором тезис обосновывается через доказательство ложности антитезиса. Различают также доказательство: 1) эмпирическое, 2) логическое, 3) математическое, 4) контекстуальное.

Косвенное доказательство делят на два вида: 1) апагогическое («от противного»); 2) разделительное (методом исключения), или альтернативное.

Апагогическое доказательство строится в следующей последовательности:

а) выдвигается допущение (антитезис А), противоречащее исходному Т суждение, которое условно принимается за истинное;

б) из антитезиса выводятся вытекающие из него следствия:

А ® C1; C2; С3; … Сn;

в) полученные следствия сопоставляются с фактам, и если они противоречат фактам, то производится их отрицание: С1 ¹ f1; С2 ¹ f2; С3 ¹ f3; … Сn ¹ fn. Отсюда заключают: ù С1, ù С2, ù С3…,ù Сn;

г) из ложности следствий выводится ложность антитезиса (А); рассуждение идет по отрицающему модусу условно-категорического умозаключения:

 

А ® С, ù С

¾¾¾¾¾.

ù А

 

На этом заканчивается первый этап доказательства;

д) из ложности антитезиса (А) выводят достоверность или правдоподобность Т; рассуждение идет по отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического умозаключения:

Т Ú А, ù А

¾¾¾¾¾.

Т

Общая схема апагогического доказательства:

       
   
 
 


не - А Т

 

 

а1

 

а2

 

а3

Разделительное (методом исключения, или альтернативное) доказательство предполагает выдвижение не двух, а нескольких альтернативных положений и последующее исключение ложных, пока не останется одна альтернатива. В основе разделительно-категорическое умозаключение.

Логическая схема разделительного доказательства:

а) выдвигаются члены дизъюнктивного суждения (Т, р, q);

б) с помощью аргументов обосновывается ложность всех членов дизъюнкции (кроме Т); а1 ® ù р, а2 ® ù q…, аn ® ù;

в) на основании ложности членов дизъюнкции делается заключение о достоверности или правдоподобности Т:

(Т Ú р Ú q), ù р, ù q

¾¾¾¾¾¾¾¾.

Т

В третьем вопросе необходимо выявить правильные методы опровержения. Опровержение (критика) – логическая операция, направленная против тезиса с целью доказательства его ложности или правдоподобности. Опровержение может быть направлено также против аргументации (доказательств). Логическая структура опровержения точно такая же, как и доказательства: тезис – аргументы (доводы) – демонстрация.

Прямое опровержение происходит индуктивным способом или через опровержение фактами. Ложность тезиса обосновывается фактами (аргументами), истинность которых установлена.

Косвенное опровержение осуществляется двумя способами: 1) через установление ложности следствий, вытекающих из тезиса («сведение к абсурду»); 2) через обоснование истинности антитезиса

1. «Сведение к абсурду» осуществляется по схеме:

1) Т ® С; 2) Т ® С, ù С,

ù Т,

где Т – тезис, С – вытекающие из него противоречащие следствия.

2. Сначала выдвигается противоречащее тезису суждение (не-Т), затем доказывать его истинность (а1 Ù а2 Ù а3 Ù аn ® А). И, наконец, из истинности антитезиса выводится ложность тезиса по утверждающе-отрицательному модусу разделительно-категорического силлогизма:

Т Ú А, А

¾¾¾¾.

ù Т

В четвертом вопросе выявите ошибки в опровержении. Опровержение (критика) аргументов заключается в установлении ложности оснований (аргументов) аргументации. Аргументы опровергаются так же, как и тезис. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным. Критика демонстрации состоит в том, чтобы доказать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом (деструктивная критика, конструктивная, смешанная).

В пятом вопросе расскажите о диалогике – способности последовательно, эффектив­но и корректно решать спорные вопросы. Какие обязательные разделы включает диалогика как наука? В чем состоит диалектика спора и почему без диалектики спор превращается в монолог?

Далее представьте структуру спора: основания выбора стратегии и тактики спора, а также психологических методов его ведения; культура использования в ин­теллектуальной деятельности вопросов и ответов; культура пуб­личного выступления, ораторское искусство или эстетика спора. Проясните тактико-оперативные приемы и средства ведения спора. Раскройте структуру, классификацию и правила потроения вопросов и ответов в споре. Перечислите наиболее распространенные этичес­ки некорректные приемы, методы и средства, исполь­зуемые в сфере прагматики спора.

 

Контрольные вопросы

  1. Какая познавательная ситуация ведет к постановке вопроса?
  2. Какие есть в логике типы вопросов?
  3. Как различаются вопросы корректные и некорректные, релевантные и нерелевантные?
  4. Какие есть типы ответов
  5. Дайте общую характеристику гипотезы.

6. Раскройте структуру гипотезы.

7. Охарактеризуйте виды гипотез.

8. Покажите процесс построения гипотез.

9. Проанализируйте условия превращения гипотезы в научную теорию.

10. Раскройте сущность доказательства.

11. Дайте характеристику логической структуры доказательства.

12. Покажите виды доказательства.

13. Раскройте понятие опровержения.

14. Ваше мнение о роли доказательства и опровержения в практической деятельности.

  1. Что такое доказательство и чем оно отличается от силлогизма?
  2. Какие три части отличаем мы в доказательстве?
  3. Что такое основные принципы?
  4. Какое доказательство называется прямым?
  5. Какое доказательство называется косвенным?
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...