Укажите правильное утверждение.
Логика – это философская наука, изучающая... А) истинность логических суждений; Б) специфические законы построения доказательств; В) законы и формы правильного мышления; Г) правила аргументации; Д) принципы ораторского искусства. Укажите правильное утверждение. Возникновение науки логики в Древней Греции было в значительной степени связано с... А) высоким уровнем ее экономического развития; Б) ролью ораторского искусства в политической жизни полиса; В) высоким уровнем развития философской мысли; Г) высоким уровнем развития математики; Д) необходимостью обоснования политических ценностей. Укажите правильное утверждение. Основоположником науки логики является: А) Гераклит; Б) Платон; В) Аристотель; Г) Лейбниц; Д) Ф. Бэкон. Темы рефератов 1. Античная логика: софисты, Сократ, Аристотель, стоики. 2. Логика в Древнем Китае и Индии. 3. Софисты – учителя мудрости и красноречия. 4. Логика (аналитика) Аристотеля. 5. Логика и риторика в культуре античной цивилизации. 6. Софизмы и логические парадоксы: игра или искусство? 7. Логика и правовая культура. Основная литература
5. Светлов В.А. Логика. Учебное пособие – М., 2011.
Дополнительная литература
5. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М., 1995.
Тема 2. ПОНЯТИЕ
Содержание темы: Выражение понятий в языке. Приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание понятия, признаки предметов и их виды. Объем понятия; класс, подкласс, элемент класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Общие и единичные понятия, универсальные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные понятия. Положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия. Отношения между понятиями. Совместимость и несовместимость, их виды. План семинарского занятия Цель занятия: а) закрепить приобретенные знания о типологии и характеристиках понятий, отношениях между ними, об определениях понятий; б) выработать практические навыки использования понятий в профессиональной деятельности.
Основные категории: понятия, содержание понятия, объем понятия, закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия, виды понятий.
Обращаясь в первом вопросе к изучению данной темы необходимо исходить из того, что понятие является, по сути, результатом всей мыслительной деятельности человека. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов. Понятие содержит наиболее полное и существенное знание об окружающем человека мире и о самом человеке. Понятие развивается, оно исторично и становится все более богатым по содержанию по мере увеличения знаний о данном объекте мысли. Очень важно различать понятие как форму мысли и имя как материальный знак.
«Материальным» носителем понятия является слово. Слово есть языковое средство закрепления мысли в мышлении. Всякое понятие выражается через слово. Одно понятие может быть выражено целым словосочетанием. Традиционная логика оперирует понятиями, современная – именами. Имя – это символ, заменяющий в рассуждении объект мысли. Имена различаются в разных языках по произнесению и начертанию, но понятия едины для человечества. Различая понятие и имя, надо уметь дифференцировать постоянство имени и изменчивость понятия. Особое внимание надо уделить проблеме соотношения смысла имени и значения имени, что в свою очередь позволит не включать в область логического рассмотрения классы пустых имен или пустых множеств. Процесс обучения человека – это процесс его включения в мир понятий, созданных обществом. Начинается знакомство с понятиями на уровне повседневном, где надо усвоить некоторый набор понятий, связанных с бытом, привычным образом жизни и т.д. В последующем человек овладевает научными понятиями и учится ими оперировать. Умение оперировать понятиями повседневности не требует особой логической культуры. Приобщение к научным понятиям сопряжено с знанием логического процесса, формирование понятий с такими мыслительными приемами как сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение. Овладение процессом образования понятий позволит более четко различать понятие как результат мышления и представление, которое формируется на уровне чувственного познания и носит нестрогий характер. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. При изучении второго вопроса надо научиться давать полную логическую характеристику понятиям, для чего требуется усвоить их классификацию по объему и содержанию. Важно умение раскрыть объем понятия, т.е. логически конкретно с соблюдением правил производить деление понятий. Деление понятий, если оно произведено правильно, делает результат этого логического действия убедительным и надежным, что принципиально значимо и в научном исследовании и в профессиональной работе. Содержание понятия – это совокупность признаков предметов, отображаемых в понятии. Объем понятия – это совокупность (множество) предметов, отображаемых в понятии. Объем понятий фиксируется в логике с помощью круговых схем Эйлера.
В третьем вопросе необходимо обратиться к закону обратного соотношения объема и содержания понятий. С его помощью можно понять, каким образом, обобщая, мы увеличиваем объем понятий с одновременным уменьшением числа признаков, т.е. содержания; ограничивая, мы уменьшаем объем понятий с одновременным добавлением признаков, т.е. увеличиваем содержание. Это, в свою очередь, позволит овладеть умением производить разные операции с понятиями, различать понятия сравнимые и несравнимые, а среди сравнимых, совместимые и несовместимые. Умение производить эти процедуры с понятиями развивает гибкость мышления, способствует более грамотному и строгому усвоению понятий, входящих в арсенал профессиональных терминов. По объему понятия делятся на пустые (нулевые) и непустые; общие и единичные. По содержанию понятия делятся на абстрактные и конкретные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные, соотносительные и безотносительные. Изучениепонятийпозволяет представить отношения между понятиями по объему. Сначала мы делим понятия на сравнимые и несравнимые. Затем сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия: равнозначность (тождество или равнообъемность), перекрещивание (пересечение объемов), подчинение (отношение рода и вида). Несовместимые понятия: соподчинение (или координация объемов), противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность).
Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера). В четвертом вопросе опишите операции обобщения и ограничения. Обобщение – процесс убавления существенных признаков видовых понятий, благодаря чему нарастает объем родовых понятий согласно закону обратного отношения между объемом и содержанием. Обобщение имеет свой предел, который называется категорией. Ограничение – это логическая операция, с помощью которой осуществляется мысленный переход от родовых понятий к видовым. Достигается это посредством добавления признаков к родовым понятиям, благодаря чему нарастает содержание исходных понятий и убывает их объем согласно закону обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Пределом ограничения понятия являетсяединичное понятие. Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием. Контрольные вопросы
5. Раскройте понятие как форму мышления.
10. Дайте характеристику видов понятий по объему.
12. Дайте характеристику видов понятий по содержанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|