Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укажите правильное утверждение.




Логика – это фило­софская наука, изучающая...

А) истинность логических суждений;

Б) специфические законы построения доказательств;

В) законы и формы правильного мышления;

Г) правила аргументации;

Д) принципы ораторского искусства.

Укажите правильное утверждение.

Возникновение науки логики в Древней Греции было в значи­тельной степени связано с...

А) высоким уровнем ее экономического развития;

Б) ролью ораторского искусства в политической жизни полиса;

В) высоким уровнем развития философской мысли;

Г) высоким уровнем развития математики;

Д) необходимостью обоснования политических ценностей.

Укажите правильное утверждение.

Основоположником науки логики является:

А) Гераклит;

Б) Платон;

В) Аристотель;

Г) Лейбниц;

Д) Ф. Бэкон.

Темы рефератов

1. Античная логика: софисты, Сократ, Аристотель, стоики.

2. Логика в Древнем Китае и Индии.

3. Софисты – учителя мудрости и красноречия.

4. Логика (аналитика) Аристотеля.

5. Логика и риторика в культуре античной цивилизации.

6. Софизмы и логические парадоксы: игра или искусство?

7. Логика и правовая культура.

Основная литература

  1. Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач. – М., 2011.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие для бакалавров. – М., 2011.
  3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2008.
  4. Мареев С.Н. Логика. – Р/нД., 2008.

5. Светлов В.А. Логика. Учебное пособие – М., 2011.

 

Дополнительная литература

 

  1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – М., 1991.
  2. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. – М., 1984.
  3. Логический словарь ДЕФОРТ. – М., 1994.
  4. Маковельский А.О. История логики. – М., 1967.

5. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М., 1995.

  1. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. – М., 1996.

Тема 2. ПОНЯТИЕ

 

Содержание темы: Выражение понятий в языке. Приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание понятия, признаки предметов и их виды. Объем понятия; класс, подкласс, элемент класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Общие и единичные понятия, универсальные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные понятия. Положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия. Отношения между понятиями. Совместимость и несовместимость, их виды.

План семинарского занятия

Цель занятия: а) закрепить приобретенные знания о типологии и характеристиках понятий, отношениях между ними, об определениях понятий; б) выработать практические навыки использования понятий в профессиональной деятельности.

 

  1. Общая характеристика понятия. Понятие и слово.
  2. Содержание и объем понятий. Отношения между понятиями по объему.
  3. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий.
  4. Обобщение и ограничение понятий.

Основные категории: понятия, содержание понятия, объем понятия, закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия, виды понятий.

 

Обращаясь в первом вопросе к изучению данной темы необходимо исходить из того, что понятие является, по сути, результатом всей мыслительной деятельности человека. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов.

Понятие содержит наиболее полное и существенное знание об окружающем человека мире и о самом человеке. Понятие развивается, оно исторично и становится все более богатым по содержанию по мере увеличения знаний о данном объекте мысли. Очень важно различать понятие как форму мысли и имя как материальный знак.

«Материальным» носителем понятия является слово. Слово есть языковое средство закрепления мысли в мышлении. Всякое понятие выражается через слово. Одно понятие может быть выражено целым словосочетанием.

Традиционная логика оперирует понятиями, современная – именами.

Имя – это символ, заменяющий в рассуждении объект мысли. Имена различаются в разных языках по произнесению и начертанию, но понятия едины для человечества. Различая понятие и имя, надо уметь дифференцировать постоянство имени и изменчивость понятия.

Особое внимание надо уделить проблеме соотношения смысла имени и значения имени, что в свою очередь позволит не включать в область логического рассмотрения классы пустых имен или пустых множеств. Процесс обучения человека – это процесс его включения в мир понятий, созданных обществом. Начинается знакомство с понятиями на уровне повседневном, где надо усвоить некоторый набор понятий, связанных с бытом, привычным образом жизни и т.д. В последующем человек овладевает научными понятиями и учится ими оперировать. Умение оперировать понятиями повседневности не требует особой логической культуры. Приобщение к научным понятиям сопряжено с знанием логического процесса, формирование понятий с такими мыслительными приемами как сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение. Овладение процессом образования понятий позволит более четко различать понятие как результат мышления и представление, которое формируется на уровне чувственного познания и носит нестрогий характер.

Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

При изучении второго вопроса надо научиться давать полную логическую характеристику понятиям, для чего требуется усвоить их классификацию по объему и содержанию. Важно умение раскрыть объем понятия, т.е. логически конкретно с соблюдением правил производить деление понятий. Деление понятий, если оно произведено правильно, делает результат этого логического действия убедительным и надежным, что принципиально значимо и в научном исследовании и в профессиональной работе.

Содержание понятия – это совокупность признаков предметов, отображаемых в понятии. Объем понятия – это совокупность (множество) предметов, отображаемых в понятии. Объем понятий фиксируется в логике с помощью круговых схем Эйлера.

В третьем вопросе необходимо обратиться к закону обратного соотношения объема и содержания понятий. С его помощью можно понять, каким образом, обобщая, мы увеличиваем объем понятий с одновременным уменьшением числа признаков, т.е. содержания; ограничивая, мы уменьшаем объем понятий с одновременным добавлением признаков, т.е. увеличиваем содержание.

Это, в свою очередь, позволит овладеть умением производить разные операции с понятиями, различать понятия сравнимые и несравнимые, а среди сравнимых, совместимые и несовместимые. Умение производить эти процедуры с понятиями развивает гибкость мышления, способствует более грамотному и строгому усвоению понятий, входящих в арсенал профессиональных терминов.

По объему понятия делятся на пустые (нулевые) и непустые; общие и единичные. По содержанию понятия делятся на абстрактные и конкретные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные, соотносительные и безотносительные.

Изучениепонятийпозволяет представить отношения между понятиями по объему. Сначала мы делим понятия на сравнимые и несравнимые. Затем сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия: равнозначность (тождество или равнообъемность), перекрещивание (пересечение объемов), подчинение (отношение рода и вида).

Несовместимые понятия: соподчинение (или координация объемов), противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность).

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 
 

В четвертом вопросе опишите операции обобщения и ограничения. Обобщениепроцесс убавления существенных признаков видовых понятий, благодаря чему нарастает объем родовых понятий согласно закону обратного отношения между объемом и содержанием. Обобщение имеет свой предел, который называется категорией. Ограничение – это логическая операция, с помощью которой осуществляется мысленный переход от родовых понятий к видовым. Достигается это посредством добавления признаков к родовым понятиям, благодаря чему нарастает содержание исходных понятий и убывает их объем согласно закону обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Пределом ограничения по­нятия являетсяединичное понятие. Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием.

Контрольные вопросы

  1. Что такое понятие?
  2. Как различаются понятие и имя?
  3. Как различаются имя, понятие и значение имени?
  4. Как различаются пустые и непустые понятия?

5. Раскройте понятие как форму мышления.

  1. Что такое признаки понятий?
  2. Какие признаки понятий мы отли­чаем?
  3. Что такое содержание понятия?
  4. Что такое объём понятия?

10. Дайте характеристику видов понятий по объему.

  1. Как различаются по объему пустые понятия?

12. Дайте характеристику видов понятий по содержанию.

  1. Какое существует отношение между объемом и содержанием понятия?
  2. В чем сущность закона обратного соотношения объема и содержания понятий?
  3. В чем значение кругов Эйлера при характеристике понятий?
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...