Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смыслы тревоги. Тревога, связанная с выживанием. Нормальная и истощающая тревога. Личная ответственность. Мужество




Смыслы тревоги

 

Тревога, связанная с выживанием

 

Экзистенциальные консультанты считают, что страх биологической смерти, небытия или разрушения лежит в основе всех других страхов (May, Yalom, 1989; Yalom, 1980). Термин «тревога, связанная с выживанием», пожалуй, предпочтительнее, чем термин «смертельная тревога». Понятие «тревога, связанная с выживанием» лучше, чем поня­тие «смертельная тревога», отражает наличие страхов, постоянно возникающих в про­цессе жизни. Тревога, связанная с выживанием, имеет отношение как к страху людей перед самой биологической смертью, так и к страху оказаться недостаточно компетен­тными для удовлетворения потребностей, связанных с выживанием и воспринимаемых как с психологической, так и с биологической точки зрения.

Тревога, связанная с выживанием, может быть осознанной, предсознательной и бессознательной. Люди могут осознавать свою тревогу, по мере ее усиления, в различ­ной степени. Предсознательная тревога может стать явной в относительно безопасных ситуациях, например во время консультирования или при наличии проникнутых любо­вью отношений. Значительная часть тревоги подавляется, потому что она слишком сильно угрожает организму и потому что другие люди действуют в своего рода сговоре при подавлении тревоги. Например, подавляемый страх смерти может проявляться в замаскированной форме в снах и кошмарах.

 

Нормальная и истощающая тревога

 

Тревога рассматривается как элемент нормальной жизни по ряду причин. Во-первых, возникновение тревоги — это основной животный механизм выживания, с помощью которого подается сигнал об опасности или угрозе для организма. Во-вторых, люди не могут избежать тревоги, связанной с противостоянием данностям существования: смерти, страданию, свободе, изоляции и бессмысленности. В-третьих, тревога — это элемент процессов научения, принятия решения и изменения, причем каждый вид дея­тельности, получение чего-либо подразумевает отказ от чего-то. Например, достиже­ние определенного уровня психологической независимости от родителей — это зада­ча, связанная с развитием всех людей, однако, как правило, выполнение этой задачи влечет за собой отказ от безопасности с целью достижения, в конечном счете, более высокого уровня безопасности.

По многим причинам люди обучаются недостаткам навыков, способствующим пре­образованию нормальной тревоги в истощающую (Alpert, Haber, 1960). В различной степени все люди приобретают и сохраняют преувеличенное чувство опасности и угро­зы, либо общее, либо связанное с определенными ситуациями; данное чувство мешает полноценной психологической жизни. Это представление отразил в своих работах Бек, который утверждал, что тревожные расстройства характеризуются «чрезмерным или неправильным функционированием нормальных механизмов выживания» (Beck, Wei-shaar, 1989, p. 297). Истощающая тревога может быть причиной возникновения недо­статков жизненных умений, а также может быть обусловлена этими недостатками. Люди с тревожными расстройствами могут максимизировать значение отрицательных результатов и минимизировать значение положительных результатов, вместо того что­бы реалистично оценивать ситуации и проявлять тревогу, выраженную в оптимальной степени. В рамках этого процесса люди могут искаженно воспринимать свое умение вызывать желательные результаты или, используя термин Бандуры, верования само­эффективности (Bandura, 1986).

 

Личная ответственность

 

Сосредоточенность на личной ответственности подобна сосредоточенности на сво­ем носе. Хотя личная ответственность находится «прямо перед глазами», это понятие не всегда можно четко себе представить (Nelson-Jones, 1984). Консультанты по жизнен­ным умениям берут на вооружение экзистенциальное представление о людях как об индивидах, ответственных за создание собственной жизни (Sartre, 1956; May, Yalom, 1989; Yalom, 1980). Существует и другая метафора — люди несут ответственность за изобретение своей жизни. Создание или изобретение жизни требует постоянного про­изведения выбора. Личная ответственность — это внутренний процесс, в рамках кото­рого люди работают в направлении «изнутри наружу». Этот процесс начинается с мыс­лей и чувств и ведет к наблюдаемым действиям. Кроме того, по мере взросления людей значительное количество, если не подавляющее большинство, основных барьеров, пре­пятствующих принятию ответственности, становятся скорее внутренними, чем вне­шними. Однако и в рамках консультирования по жизненным умениям, и за его преде­лами люди «чрезвычайно отличаются по степени ответственности, которую они гото­вы брать на себя в различных жизненных ситуациях, а также по способам отрицания ответственности» (May, Yalom, 1989, p. 377).

 

Мужество

 

Слово «мужество» (courage) происходит от латинского слова cor, означающего сер­дце. Поль Тиллих в своей вдохновляющей книге «Мужество быть» (The Courage to Be), написал: «Мужество быть — это этический акт, посредством которого человек подтверждает собственное бытие, несмотря на те элементы своего существования, ко­торые находятся в противоречии с его самоподтверждением» (Tillich, 1952, р. 3). Мэй, давний друг Тиллиха, проводит различие между физическим, моральным, социальным и творческим мужеством (May, 1975).

Здесь я провожу различие между тремя несходными, но все же имеющими общие черты видами мужества. Во-первых, существует мужество противостояния недостат­кам жизненных умений и отказа от них. Хотя недостатки жизненных умений могут создавать иллюзию безопасности, по определению они ограничивают психологическую жизнь. Мужество может потребоваться для признания бренности человеческого су­ществования. Во-вторых, существует мужество развития сильных сторон жизненных умений. Часто люди должны развивать сильные стороны жизненных умений, несмотря на многие личные факторы и факторы окружающей среды, которые затрудняют выпол­нение этой задачи. Такие «несмотря на» факторы включают в себя усилия, которые необходимо затратить, и неприятности, возникающие в процессе обучения и измене­ния. В-третьих, существует мужество поддержания и развития жизненных умений. Нет никакого волшебства или концепции исцеления. Нет и никакого автоматического «на­граждения» за правильное использование жизненных умений. Консультанты и клиен­ты должны развивать умение обладать мужеством быть «сосредоточенными» и «под­линными» людьми. Для описания того вида мужества, который я рассматриваю, также используется термин «внутренняя сила».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...