Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершение консультирования и предотвращение рецидивов




Завершение консультирования и предотвращение рецидивов

 

Когнитивное консультирование является структурированным подходом и прово­дится, как правило, в короткие сроки, поэтому когнитивные консультанты стремятся «встраивать окончание в начало». Уже на первом занятии консультанты начинают об­суждать с клиентами критерии и ожидания, связанные с завершением консультирова­ния. Существует несколько способов оценки прогресса. Давая оценку, консультанты учитывают уменьшение выраженности симптомов, изменения в описываемом и в на­блюдаемом поведении, изменения в мышлении как в рамках консультирования, так и за его пределами. Выполнение домашнего задания, в частности произведение записей в «Ежедневном отчете об автоматических мыслях», выполнение конкретных задач и проведение экспериментов также помогают оценить прогресс. Консультанты не всегда безоговорочно верят, что клиенты способны проверять реалистичность своих интер­претаций и, если необходимо, изменять искаженные интерпретации или отказываться от них. Часто консультанты завершают курс постепенно. Например, если занятия про­водились еженедельно, их начинают проводить сначала один раз в две недели, а потом еще реже в течение одного и двух месяцев (дополнительно, после завершения курса консультирования).

Когнитивные консультанты уделяют большое внимание предотвращению рециди­вов. Клиентов учат проверять истинность интерпретаций, этот навык рассматривается как навык самопомощи. Выполняя домашнее задание, клиенты не только развивают навыки, необходимые для реальной жизни, но и готовятся впоследствии справляться с проблемами самостоятельно. Консультанты учат клиентов предотвращать рецидивы и развивать стратегии преодоления трудностей. Доступность вспомогательных сеансов также обусловливает возникновение и поддержание у клиентов желания использовать и сохранять свои развитые способности, связанные с обработкой информации, после завершения курса консультирования.

 

Консультирование по жизненным умениям

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Теория и практика консультирования по жизненным умениям развиваются в соот­ветствии с афоризмом Альберта Эйнштейна: «Все следует делать как можно проще, но не проще, чем это необходимо». Ниже будут рассмотрены основные исходные положе­ния.

 

Психологический образовательный подход

 

Консультирование по жизненным умениям — это подход, ориентированный на ока­зание клиентам содействия в развитии навыков самопомощи. Этот подход отвергает психологический жаргон в пользу простой, логичной образовательной структуры. Раз­работанное в соответствии с потребностями большинства обычных людей, консульти­рование по жизненным умениям исходит из того, что все люди приобрели и сохраняют сильные стороны и недостатки жизненных умений. Ниже перечислены четыре ключе­вые концепции этого подхода.

1. Большинство проблем, с которыми люди приходят к консультантам, отражают исто­рию их обучения.

2. Хотя внешние факторы вносят определенный вклад, клиенты сохраняют свои про­блемы в основном потому, что у них недостаточно развиты навыки мышления и навыки действия.

3. Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда в рамках оказывающих поддержку отношений помощи они обучают клиентов соответствующим навыкам мы­шления и действия.

4. Главной целью консультирования по жизненным умениям является обучение клиен­тов навыкам самопомощи. Овладев этими навыками, клиенты смогут сохранять и раз­вивать адекватные навыки мышления и действия не только для того, чтобы справлять­ся с существующими проблемами, но и для того, чтобы предотвращать возникновение проблем в будущем и успешно решать их.

 

Биологическая и психологическая жизнь

 

Жизнь, как правило, рассматривается как биологическое понятие. Однако главный интерес для консультантов по жизненным умениям представляет скорее психологи­ческая, чем биологическая жизнь. Две эти концепции частично совпадают, так как пси­хологическое существование имеет место в рамках биологической жизни. Биологиче­ская жизнь может влиять на психологическую жизнь, например усталость приводит к возникновению ощущения неблагополучия. Психологическая жизнь также может вли­ять на биологическую жизнь, например так происходит в тех случаях, когда человек совершает самоубийство. Кроме того, при лечении некоторых тяжелых физических болезней, таких как рак, следует сосредоточиваться как на биологической, так и на психологической жизни.

После перечисления некоторых частичных совпадений рассмотрим основные от­личительные черты психологической и биологической жизни. На рис. 15. 1 в схематич­ной форме представлены различия, имеющие наибольшее значение.

Ниже конкретизируются различия, представленные на рис. 15. 1. В большинстве случаев, несмотря на использование слова «против», различия заключаются скорее в степени выраженности, чем в наличии или отсутствии признака.

Тело против души. Ядро психологической жизни составляет скорее душа, чем тело.

Животное существование против осознания и выбора. По определению, лю­бая форма биологической жизни имеет животное существование. С момента рожде­ния жизненно важные органы людей достаточно развиты для того, чтобы поддержи­вать это существование. Органы могут получить энергию посредством дыхания и пита­ния. Однако человеческая психологическая жизнь выходит за рамки животного суще­ствования, так как люди обладают уникальной способностью самоосознания и выбора. Они могут помнить прошлое, делать выбор в настоящем и планировать будущее. Пси­хологическая жизнь — непрерывный процесс борьбы за то, чтобы делать выбор, усиливающий проявления жизни, а не ограничивающий ее. Психологическая борьба жизнь-против-смерти пронизывает биологическую жизнь.

 

Здоровье против достижения человеческого уровня развития. Главная цель биологической жизни — сохранение хорошего физического здоровья. Главная цель психологической жизни — достижение человеческого уровня развития. Психологи­ческая жизнь связана со способностью людей использовать сознание с целью повыше­ния качества существования посредством реализации своего уникального потенциала.

Жизнь/смерть против уровня функционирования. Противоположностью био­логической жизни является смерть, прекращение существования в животной форме, или несуществование. На сегодняшний день не окончательно выяснено, когда людей можно считать клинически мертвыми. Однако большинство людей, даже когда они больны, выделяют в проблеме два полюса — жизнь и смерть. Цель психологической жизни заключается скорее в «усилении» существования, чем в выживании. Люди на­ходятся на различных уровнях функционирования в зависимости от их способности утверждать свою психологическую жизнь. Существуют различные степени психоло­гической жизни, в отличие от «или живой, или мертвый».

Созревание против научения. Созревание — важное понятие, характеризующее приобретение биологических способностей, например способности к воспроизведению самого себя. Качество психологической жизни в большей степени зависит от научения и воспитания, чем от созревания и природы. Однако некоторые области частично перекры­ваются; например, когнитивные способности созревают биологически, и у людей наблю­даются биологические тенденции вредить своей психологической жизни.

Жизненный цикл против ограниченной возрастом детерминированности. Существует концепция биологического цикла человеческой жизни, рождения, роста, зрелости, постепенного разрушения и смерти. Однако между психологической жиз­нью и биологическим возрастом нет четкой связи. Потенциал молодых людей может быть низким, а старики, напротив, могут активно контролировать свою жизнь.

Болезнь против «застревания». В несколько упрощенном виде можно предста­вить следующее. Когда люди приходят к врачам, они физически, или биологически, больны и не знают, как им улучшить свое состояние. Когда люди решают обратиться к консультанту, они психологически «застряли» и не знают, как можно улучшить свой образ мыслей и действий.

Дефектная биохимия против недостаточно развитых жизненных умений. Болезнь можно рассматривать как приобретение и затем сохранение телом индивиду­ума дефектной биохимии. Психологическое «застревание» можно рассматривать как приобретение и затем сохранение сознанием индивидуума неадекватных жизненных умений или как дефектное мышление и совершение неадекватных действий.

Диагноз против оценки. Болезнь требует постановки медицинского диагноза для определения дефектной биохимии, нарушающей биологическое здоровье. «Застрева­ние» требует психологической оценки для определения неадекватных жизненных уме­ний, препятствующих достижению человеческого потенциала.

Медицинское воздействие против психологического. Медицинские воздей­ствия, направленные на борьбу с болезнью и улучшение состояния человека, включа­ют в себя использование лекарственных средств, назначение постельного режима и произведение хирургических вмешательств. Консультационные воздействия, направ­ленные на развитие психологических жизненных умений, включают в себя установле­ние и поддерживание оказывающих поддержку помощь отношений и обучение клиен­тов соответствующим жизненным умениям.

Лечение против постоянного оказания самопомощи. Часто концепция лече­ния используется в связи с необходимостью преодоления болезни. Концепция лечения не подходит для анализа психологической жизни. Психологическая жизнь обратима в том смысле, что люди могут идти как назад, так и вперед, имея способность делать вы­бор. Консультирование по жизненным умениям направлено на обеспечение клиентов навыками усиления психологической жизни и поддержания ее уровня. Поскольку нельзя исходить из того, что психологическая жизнь не будет изменяться, и нельзя гарантировать, что большинство клиентов пройдут полный курс консультирования, главной целью консультантов по жизненным умениям должно быть обучение клиентов навыкам оказания самопомощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...