Идентификация подспудных убеждений
Идентификация подспудных убеждений
Получить доступ к подспудным убеждениям может оказаться для консультантов и клиентов труднее, чем получить доступ к автоматическим мыслям. Можно выделить три главные группы подспудных убеждений. В первую группу входят убеждения, связанные с принятием (например, «У меня есть изъян, поэтому я нежеланный»); во вторую группу входят убеждения, связанные с компетентностью (например, «Я — неполноценный»); в третью группу входят убеждения, связанные с контролем (например, «Я не могу осуществлять контроль»). О подспудных убеждениях клиентов можно судить по темам их автоматических мыслей. Поведение клиентов, стратегии преодоления трудностей и личные истории являются дополнительными источниками для формирования консультантами гипотез, связанных с убеждениями. Большинству клиентов трудно четко сформулировать свои убеждения без помощи со стороны. Как правило, консультанты представляют гипотезы клиентам для проверки. Если клиенты с чем-то не соглашаются, консультанты могут поработать вместе с ними, чтобы более точно сформулировать их убеждения.
Изменение подспудных убеждений
Сократовское расспрашивание. Консультанты могут задавать клиентам вопросы с целью побуждения их исследовать свои убеждения. Например, такие вопросы: «Выглядит ли данное убеждение разумным? », «Вы можете пересмотреть доказательства этого? », «Какие преимущества и неудобства связаны с сохранением данного убеждения? ». Проведение когнитивных экспериментов. Консультанты и клиенты совместно могут организовывать когнитивные эксперименты; при этом консультанты могут побуждать клиентов проверять истинность своих убеждений. Бек приводит следующий пример. Марджори боялась брать на себя мысленные обязательства в отношении своего супруга Кена, так как опасалась обнаружить, что не может ему доверять. Основное убеждение Марджори было таким: «Я ни в коем случае не могу позволить себе оказаться уязвимой». В результате такого искажения мышления отчужденное поведение Марджори и поиски недостатков у мужа внесли холодность в их отношения. Бек организовал для своей клиентки трехмесячный эксперимент, чтобы проверить гипотезу: «Если я полностью посвящу себя налаживанию отношений с мужем, буду искать положительное вместо отрицательного, я стану чувствовать себя в большей безопасности» (Beck, 1988, р. 224). В результате Марджори обнаружила, что она стала более уверенной и стала меньше думать о разводе с Кеном.
Использование образов. Консультант может использовать образы для того, чтобы помочь клиентам «вновь пережить» случившиеся в прошлом травмирующие события и таким образом реструктурировать свой опыт и сформированные на его основании убеждения. Переживание вновь воспоминаний детства. Бек (Beck et al., 1990) полагает, что при хронических расстройствах личности чрезвычайно большое значение имеет использование детского опыта; таким образом можно помочь клиентам пересмотреть и свободно изложить их основные убеждения. Освежая в памяти связанные с развитием «патогенные» ситуации при разыгрывании ролей и обмене ролями, клиенты получают возможность реструктурировать или изменить убеждения, сформированные в течение рассматриваемого периода. Придание убеждениям новой формы. Консультанты могут помогать клиентам заново формировать убеждения. Бек приводит следующий пример. М. К., директор научно-исследовательского института, относящегося к крупному университету, страдал от сильно выраженного депрессивного расстройства и генерализованного тревожного расстройства. Клиент имел твердые убеждения, связанные с мыслями о собственном несоответствии и отвержении со стороны окружающих. Основное убеждение М. К. было таким: «Я должен быть лучшим во всем, что я делаю». Одна из установок М. К. была заново сформулирована таким образом: «Преуспевать в высшей степени полезно, но и меньший успех полезен и не имеет никакого отношения к моей компетентности или несоответствию. Я адекватен предъявляемым требованиям независимо ни от чего» (Beck, Rush, in press, p. 48).
Поведенческие техники
Поведенческие техники в когнитивном консультировании используются с различными целями. Во-первых, с помощью поведенческих техник можно заложить основу для последующей когнитивной работы. Возникает вопрос: «На чем следует сосредоточиться в первую очередь — на поведении, на когниции или на том и на другом одновременно? ». Поведенческие техники иногда используются до когнитивных техник с целью уменьшения выраженности симптома и усиления мотивации. Например, клиентам, пребывающим в состоянии сильной депрессии, можно порекомендовать стараться не уходить в себя, вовлекаться в конструктивную деятельность и стремиться осознать, что можно получать удовлетворение от действий, которые ранее доставляли удовольствие. Однако, в отличие от нормальных людей, клиенты, находящиеся в состоянии депрессии, могут заметно изменять поведение, но при этом сохранять свои отрицательные гипервалентные когниции (Beck et al., 1979). Работая с парами, Бек (Beck, 1988) сосредоточивался сначала на изменении поведения, поскольку считал, что легче изменить образ действий, чем модели мышления. Каждый супруг может немедленно вознаграждать другого супруга за изменение поведения. Во-вторых, с помощью поведенческих техник можно научить клиентов проверять истинность своих автоматических мыслей и убеждений. В-третьих, использование поведенческих техник наряду с когнитивными побуждает клиентов заниматься деятельностью, которая их пугает. В-четвертых, применяя поведенческие техники, консультанты обучают клиентов конкретным поведенческим навыкам. Поскольку цели применения поведенческих техник частично совпадают, эти техники не классифицируются в соответствии с целью. Рассмотрим некоторые поведенческие техники, наиболее часто используемые когнитивными консультантами.
Планирование деятельности. Планирование деятельности подразумевает составление расписания (графика). Совместное планирование конкретных действий имеет большое значение, так как такое планирование позволяет клиентам осознать, что они могут правильно распределять свое время. При планировании деятельности главное — определить, какой деятельностью клиент согласен заниматься, а не установить, какой объем работы он должен выполнить. Клиенты могут каждый вечер отводить определенное время для планирования своих действий на следующий день. Оценка мастерства и удовольствия. Используя десятибалльную шкалу, клиенты могут оценивать свое мастерство и степень удовольствия, которое они испытали при совершении в течение дня какого-либо действия. Такое оценивание может помочь клиентам, пребывающим в состоянии депрессии, осознать, какие действия поднимают их настроение. Проведение поведенческих экспериментов. Консультанты могут разрабатывать (это рекомендуется делать на поздних стадиях консультирования) поведенческие эксперименты. Таким образом клиентов можно обеспечивать информацией, которая противоречит имеющимся у них автоматическим мыслям, ошибочным прогнозам и подспудным убеждениям. Молодому человеку, собиравшемуся отменить свидание из-за страха («Я не буду знать, что говорить»), было рекомендовано отправиться на свидание и исходить из экспериментальной гипотезы, согласно которой он не знает, что говорить. Результаты этого специфического эксперимента опровергли данную гипотезу (Beck, Emery, 1985). Вернемся к ранее рассмотренному примеру. Марджори, предполагая, что она изменила свое поведение вместе с когнициями, приняла участие в поведенческом и когнитивном эксперименте, чтобы проверить верность своей основной установки «Я ни в коем случае не должна позволить себе быть уязвимой».
Репетиция поведения и разыгрывание ролей. Консультанты могут использовать репетицию поведения, чтобы развивать у клиентов навыки, которые могут понадобиться им в определенных напряженных ситуациях. При обучении этим навыкам можно использовать демонстрацию и обратную связь (здесь может помочь видео). Репетиции поведения должны включать в себя многократные проверки и обучение клиентов разнообразным реакциям. Клиенты могут также репетировать ситуации, используя воображение. Постановка постепенно усложняющихся задач. Часто клиентам не удается выполнить поставленные задачи, потому что они пробуют сделать слишком многое сразу. Консультанты и клиенты могут выстраивать иерархии вызывающих страх или сложных ситуаций. Клиентам следует начинать с менее сложной деятельности и только через определенное время переходить к деятельности, которая вызывает у них страх. Использование методов отвлечения. Клиентов можно побуждать совершать действия, которые смогут отвлечь их от сильных отрицательных эмоций и мыслей. Можно рекомендовать работу, игру, общение, совершение каких-либо физических действий. Рекомендация упражнений для выполнения в домашних условиях. Домашнему заданию в когнитивном консультировании придается большое значение. Выполнение домашнего задания позволяет как сократить время, затраченное на консультирование, так и развить когнитивные и поведенческие навыки, которые можно будет использовать после консультирования. Домашнее задание должно включать в себя развитие самоконтроля, проверку верности автоматических мыслей и подспудных убеждений, развитие навыков, необходимых для преодоления определенных трудностей, развитие когнитивных навыков, которые требуются для идентификации когнитивных ошибок, для рационального реагирования и изменения формулировки убеждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|