Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык навыков. Что такое навыки?. Что такое жизненные умения?. Что такое язык навыков?




Язык навыков

 

Что такое навыки?

 

Одно из значений слова «навыки» относится к областям умения; например, существу­ют навыки выслушивания, навыки раскрытия. Другое значение слова «навыки» связа­но с уровнем компетентности; например, человек может быть квалифицированным или неквалифицированным в конкретной области. Третье значение слова «навыки» каса­ется знания и последовательности вариантов выбора, вытекающих из осуществле­ния навыка. Существенный элемент любого навыка — способность составлять и осу­ществлять последовательности вариантов выбора для достижения целей. Например, если клиентам следует научиться самоутверждаться или управлять стрессом, они дол­жны делать и осуществлять эффективные выборы в этих областях жизненных умений. Концепцию навыка не следует рассматривать с позиции или/или, при которой наи­более важным считается, обладают или не обладают люди данным навыком. Предпоч­тительнее думать о людях как об индивидах, обладающих сильными сторонами на­выков (то есть компетентностью в навыке), или недостатками навыков (то есть недостаточно компетентных в навыке), или смесью того и другого. Хороший выбор в области навыков — сильные стороны навыков. Плохой выбор — недостатки навыков. Критерием хорошего выбора, сделанного клиентами, является укрепление психологической жизни, а критерием плохого выбора — неукрепление психологичес­кой жизни. Во всех областях жизненных умений люди обладают сильными сторонами навыков и их недостатками в различных степенях. Например, в области навыков выс­лушивания люди могут хорошо понимать собеседника, но недостаточно ясно показы­вать свое понимание. Цель консультантов по жизненным умениям — помогать клиен­там в одной или нескольких областях навыков двигаться в направлении сильных сто­рон навыков, а не в направлении их недостатков.

Что такое жизненные умения?

 

Если не фокусировать внимание на таких очевидных биологических функциях, как, например, дыхание, фактически все человеческое поведение можно рассматривать с учетом выученных жизненных умений. Термин «жизненные умения» сам по себе — нейтральное понятие. Жизненные умения могут быть сильными или слабыми сторона­ми в зависимости от того, помогают они людям выживать, а также повышать и сохра­нять потенциал или нет. Нейтральное определение данного термина следующее: жиз­ненные умения — это последовательности вариантов выбора, осуществляемые людьми в определенных областях навыков. Положительное определение данного термина таково: жизненные умения — это последовательности вариантов выбора, которые укрепляют психологическую жизнь и осуществляются людьми в опреде­ленных областях навыков.

 

Что такое язык навыков?

 

Пользоваться языком навыков означает последовательно использовать понятие «на­выки» при описании и анализе поведения людей. Что касается консультирования, использование языка навыков означает концептуализацию и общение, связанные с про­блемами клиентов, с учетом сильных сторон и недостатков жизненных умений. Язык навыков обеспечивает относительно простой путь, с помощью которого и консультан­ты, и клиенты могут анализировать проблемы и работать с ними. Многие клиенты на­ходят, что им легче рассматривать свои проблемы с учетом навыков, необходимых для работы над этими проблемами, чем признавать личную неполноценность или вину. В частности, использование языка навыков предполагает идентификацию определен­ных недостатков навыков мышления и действия, которые способствуют сохранению проблем клиентов. Чувства также важны. Однако чувства представляют животную природу людей и сами по себе не являются навыками. Люди могут оказывать на свои чувства как положительное, так и отрицательное влияние посредством использования навыков действия и мышления.

Существует различие между разговорным, описательным языком, использующим­ся при обычной беседе, и функциональным языком, необходимым для людей, которые пытаются себе помочь.

Так как целью консультирования является оказание людям помощи в глубоком усвоении философии самопомощи, использование языка консультирования должно способствовать самообучению клиента. Тем не менее язык консультирования дол­жен быть как можно более близок к разговорному, чтобы клиенты смогли понимать и применять его. Язык навыков обеспечивает психологически функциональное обще­ние, близкое к общению, которое имеет место при разговоре.

При любом помогающем контакте используются по крайней мере четыре возмож­ных языка, а именно: языки закрытой и открытой речи помогающего и клиента (Nelson-Jones, 1986). Консультирование по жизненным умениям основано на образовательной теоретической структуре, выраженной на языке навыков, которым консультанты могут пользоваться и для закрытого, и для открытого разговора. Консультантам не требу­ется говорить на одном языке с собой, а на другом — с клиентами. Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь, как свою, так и клиентов, для разви­тия закрытой речи клиентов. При этом клиенты учатся понимать собственные пробле­мы и инструктировать себя через последовательности вариантов выбора, что позволя­ет им справляться с проблемами.

 

Рис. 15. 2 иллюстрирует открытую и закрытую речь в консультировании. Значи­тельная часть консультирования в образовательном отношении неэффективна. Кон­сультирование в недостаточной степени сосредоточивается на выходе за рамки откры­той речи консультанта и клиента в точках Б и В.

Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь в точках Б и В не только для развития отношений помощи, но и для активной работы в позиции, ха­рактеризующейся точкой А (закрытая внутренняя речь помогающего), с целью оказа­ния влияния на закрытую внутреннюю речь клиента в точке Г. Общаясь в соответствии с образовательной структурой, выраженной на языке навыков, консультанты помога­ют клиентам усвоить соответствующую закрытую внутреннюю речь, необходимую для контроля, сохранения и развития целевых навыков. Следовательно, язык консультиро­вания по жизненным умениям становится ориентированным на людей языком самоин­структирования и оказания самопомощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...