Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Исторические аспекты развития учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Роль отечественных ученых в изучении физиологических основ психических функций мозга.





ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Учебно-методические рекомендации

Для студентов дневного и заочного отделений

Психологических факультетов

 

 

Челябинск, 2010

 

УДК 612.83 (075.8)

ББК 28.91я 73

Ф – 50

Рецензенты: Н. В. Тишевская, профессор каф. норм. физиологии ЧелГМА, доктор мед. наук

Н. В. Макарова, доцент каф. микробиологии биологического факультета ЧелГУ, канд. мед. наук.

 

Учебно-методическое пособие составлено сотрудниками кафедры специальной и клинической психологии Челябинского государственного университета канд. мед. наук, доцентом В. П. Бордуновской и доктором мед. наук, профессором О.С. Колосовой.

 

Пособие составлено с учетом требований государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: «Физиология» на основании типовой программы по дисциплине утвержденной в 2003 г.

 

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании Ученого Совета Института психологии и педагогики ЧелГУ 27.01.10

 

 

 

Содержание курса лекций

Исторические аспекты развития учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Роль отечественных ученых в изучении физиологических основ психических функций мозга. 4

Условные рефлексы, общая характеристика.Классические и инструментальные или рперантные условные рефлексы.. 8

Торможение в коре больших полушарий головного мозга. Виды. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип. Иррадиация и концентрация корковых процессов. 14

Поведение, научение, память. Разновидности памяти. Память. Виды памяти. Механизмы формирования памяти. 20

Потребности, мотивации, поведение. Целенаправленная деятельность человека с позиций функциональной системы П.К. Анохина. 34

Голод, как пищевая мотивация. Механизм пищевого поведения. 40

Жажда, как питьевая мотивация. Механизм питьевого поведения. 42

Половое (сексуальное) поведение, особенности. Половая дифференцировка. Роль половых гормонов. 44



Эмоции. Виды эмоций. Проявление эмоций. Теории происхождения эмоций. Нейрофизиологические механизмы эмоций. 48

Типологические особенности личности: темперамент, характер, типы ВНД, экстраверсия и интраверсия. Значение оценки типологических особенностей личности. 57

Методы исследования ВНД или высших функций головного мозга. 63

Биологические ритмы. Циркадный ритм как основа цикла бодрствование – сон. 68

Сон. Фазы сна. Физиологические механизмы сна. Роль. Нарушения сна. 74

Кора больших полушарий головного мозга. Особенности строения. Функциональная специализация. Особенности ассоциативной коры, ее роль. 82

Двигательная кора головного мозга, особенности организации. Роль коры, базальных ганглиев и мозжечка в формировании произвольного движения. 88

Роль гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций организма. 91

Особенности организации сенсорных систем организма, роль рецепторного, проводникового и центрального (коркового) отделов. 95

Соматическая сенсорная система. Болевая чувствительность. Болевые рецепторы, пути и центры. Механизмы формирования боли. Приемы обезболивания. 102

Зрительная сенсорная система. Особенности организации периферического, проводникового и центрального отделов. Оптическая и аккомодационная системы, их назначение, последствия нарушения. Механизмы свето- и цветовосприятия. Бинокулярное зрение. Особенности зрительной системы у детей. 110

Слуховая сенсорная система. Периферический, проводниковый, центральный отделы. Анатомия наружного, среднего и внутреннего уха. Кортиев орган. Механизм звуковосприятия. Проводящие пути и переключательные центры. Слуховая кора. Бинауральный слух. Возможности человеческого слуха. Особенности слуховой системы у детей. 124

Вестибулярная сенсорная система. 133

Химическая чувствительность. Вкус и обоняние. 135

Обоняние. Обонятельная рецепция и обонятельные центры. 137

Понятия I и II сигнальные системы. Речь, средства ее выражения. Формирование речи у детей. Роль слуха в формировании речи. Мозговые центры речи. Нарушение речи. 140

Специализация полушарий мозга. Функциональная и структурная асимметрия мозга. 145

Особенности развития ВНД у детей. 149

Старение и мозг. Особенности проявления ВНД у пожилых людей. 154

Половые различия в проявлении когнитивных функций. 159

Химия мозга. 162

Эволюция (филогенез) высшей нервной деятельности. 167

Список литературы по курсу: 170

 

Исторические аспекты развития учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Роль отечественных ученых в изучении физиологических основ психических функций мозга.

Основной проблемой психофизиологии является определение соотношения психического и физиологического в деятельности мозга, а также изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов.

Еще античная наука задавалась вопросом, как проникнуть в сущность мыслительной деятельности человека. Древние ученые, наблюдая разные стороны жизни человека, выработали понятие «психическое» т.е. душевное.

В IV в до н.э. Аристотель говорил, что душа у человека состоит из 3 частей: растительной, животной и человеческой. И именно человеческая часть души осуществляет мышление, обеспечивая умственную деятельность. Однако, Аристотель не допускал, что мозг является органом психики.

Позже римский врач Гален во II веке н.э. высказал предположение, что душевная, т.е. психическая деятельность осуществляется мозгом.

В середине XVII века французский ученый, философ и врач Рене Декарт попытался рассмотреть проблему соотношения «души» и «тела». Тело он рассматривал как автомат, действующий по законам механики. Некоторые реакции организма он объяснял следующим образом: при действии раздражителя на органы чувств натягиваются нервные нити, идущие к мозгу, там открываются некие отверстия, через которые выходят «животные духи», которые по нервным нитям текут по направлению к мышцам и вызывают их сокращение. Он считал, что и произвольные движения у человека так же зависят от «души». Причем «душа», по его мнению - это самостоятельная субстанция, отделенная от тела.

Высказывания Декарта положили начало развития рефлекторной теории.

Учение Декарта о двух началах: материальном (тело) и идеальном (душа) получило название дуализм Декарта. Кроме того, заслугой Декарта является исследование человеческих эмоций. Он описал шесть базовых эмоций: любовь, радость, страдание, ненависть, страсть, восхищение.

Дуалистический подход в науке к проблемам физиологического и психического существовал до середины XIX в.

Считалось, что соматические (телесные) и вегетативные процессы, например, движение или слюноотделение имеют рефлекторный характер и осуществляются с участием нервной системы, а психика или душевная жизнь от нервной системы не зависят - это нечто непознаваемое.

Историческим моментом в науке является 1863 г., когда в России вышла небольшая книга И.М. Сеченова под названием «Попытка подвести физиологические основы под психическую деятельность».

Книга сразу же была запрещена цензурой. И.М. Сеченов позже издал ее под другим названием: «Рефлексы головного мозга».

И.М. Сеченов впервые утверждал, что в основе мышления заложен рефлекторный принцип. По Сеченову мысль – это усеченный рефлекс. Сеченов считал, что процессы мышления должны изучать и физиологи, и психологи, тем самым он предопределил в дальнейшем учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Вплоть до начала XX века в науке не существовало методов объективной оценки психических процессов. Идеи И.М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, которые открыли пути объективного исследования функций коры больших полушарий мозга. Работы И.П. Павлова явились поворотным моментом в изучении психических процессов.

Академик И.П. Павлов (1849-1936 г.) в 1904 году был удостоен Нобелевской премии по медицине за исследования в области физиологии пищеварения. Работая с фистульными животными (проток околоушной слюнной железы у таких животных оперативным путем выводился на наружную поверхность щеки), Павлов обратил внимание, что слюна у них выделяется еще до приема пищи на нейтральные раздражители: шаги служителя, кормившего животных, либо на обстановку. На основании этих наблюдений Павлов создал учение об условных рефлексах. Метод выработки условных рефлексов явился объективным методом изучения основных процессов, протекающих в коре больших полушарий головного мозга. В условном рефлексе Павлов увидел высшую форму проявления рефлекторной деятельности мозга и назвал ее высшей нервной деятельностью.

И.П. Павлов, являясь создателем нового направления – физиологии ВНД, утверждал, что психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определенных структур головного мозга.

Позже использование условного рефлекса, как метода исследования функций головного мозга, явилось ключом к пониманию различных сторон психической деятельности: научения, памяти, целенаправленной деятельности и др.

Важно отметить, что в понимании И.П. Павлова ВНД – это только одна из составляющих сторон психики. А значит, не все проявления психической деятельности мозга можно объяснить с позиции ВНД.

Значение ВНД по Павлову в обеспечении эффективного приспособления организма к меняющимся условиям среды на основе безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. Главный труд И.П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, условные рефлексы» (1932 г.).

Кроме того, И.П. Павлов вскрыл природу индивидуальных различий темперамента, создав учение о типах ВНД в зависимости от выраженности нервных процессов: их силы, подвижности и уравновешенности. Дальнейшее развитие учение о ВНД получило в трудах А.А. Ухтомского (1875-1942), разработавшего представление о доминанте, как ведущем принципе рефлекторной деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

Доминанты, в понимании А.А. Ухтомского – это временное господство функционального очага, определяющее в какой-либо период времени характер целесообразного поведения человека или животного.

Принцип доминантности нашел свое место в теории функциональных систем, разработанной П.К. Анохиным (1898-1974). По Анохину функциональная система – это универсальный механизм регуляции физиологических процессов и формирования поведенческих реакций организма. Схема функциональных систем является признанной в современной физиологии, дальнейшую ее разработку проводят академик К.В. Судаков и его ученики.

П.К. Анохин является также создателем биологической теории эмоций, из которой следует, что появление какой-либо биологической потребности и степень ее удовлетворения определяют развитие или отрицательных, или положительных эмоций.

П.В. Симонов предложил потребностно - информационную теорию эмоций. Он является автором работ по экспериментальной нейрофизиологии эмоций и проблемам ВНД, в частности предложил объяснение экстра-интраверсии на основе взаимоотношений между «информационной системой» (лобная кора, гиппокамп) и «мотивационной системой» (миндалина, гипоталамус).

В настоящее время накоплен огромный объем знаний о тесной взаимосвязи между физиологией мозга и психической деятельностью, что позволяет активно развиваться физиологической психологии или психофизиологии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.