Эмоции. Виды эмоций. Проявление эмоций. Теории происхождения эмоций. Нейрофизиологические механизмы эмоций.
Эмоции - в переводе с латыни – волную, потрясаю. Эмоции – это одно из проявлений интегративной функции мозга с ярко выраженным психическим, субъективно ощущаемым компонентом, связанным с появлением потребностей и мотиваций. Возникновение эмоций в ходе эволюции является важным событием в развитии центральной нервной системы. Эмоции, как проявление психической деятельности мозга, изучаются и физиологами, и психологами. Изучение эмоций позволяет понять сложные проявления психики. Эмоции начали изучать еще во времена Гиппократа. Много позже Белл (1806) положил начало научному подходу в исследовании эмоций. В 1872 году Ч. Дарвин в книге «Выражение эмоций у человека и животных» отмечает, что противоположные эмоции дружелюбие и враждебность у животных могут выражаться противоположными движениями, причем, у разных животных одинаково. Виды эмоций. Эмоции – это отражение различных сторон психических состояний: чувств (радость, счастье), настроений (улыбка, гнев) и переживаний (обида, горе). Как и потребности эмоции различают: а) биологические или витальные, они возникают на основе потребностей в пище, воде, тепле и т.д.; их еще называют низшими; б) социальные или идеальные, они приобретаются и формируются в ходе воспитания – это чувство дружбы, любви, прекрасного и др., чувства самооценки: стыд, вина; их еще называют высшими. Французский ученый, философ и врач Р. Декарт (XVII в.) описал у человека проявление шести основных эмоций: восхищение, любовь, ненависть, страсть, радость, страдание. В XX веке стали рассматривать семь базовых эмоций: страх, гнев, счастье, ярость, страдание, отвращение, удивление. Биологи до недавнего времени рассматривали четыре пары базисных эмоций. Они врожденные и имеют однотипное выражение у различных людей. Это: радость – горе, наслаждение – отвращение; уверенность – страх; торжество – ярость.
В настоящее время с учетом реакций мимических мышц или выражения лица перечень базовых эмоций расширен до 10: интерес, наслаждение, удивление, гнев, отвращение, презрение, вина, стыд, страх, страдание. По направленности эмоции различают: положительные и отрицательные. По активности организма эмоции различают: а) стенические - активирующие организм и повышающие умственную и физическую работоспособность (ярость, гнев, торжество); б) астенические - угнетающие активное поведение, снижающие работоспособность (горе, тоска). Как писал Экзюпери: «Тоска – это когда жаждешь чего-то, но не знаешь чего.» А.С. Пушкин об эмоциях писал: «Есть главные формы проявления чувств: ужас, жалость, слезы и смех». Проявление эмоций Эмоции проявляются в соматическом, вегетативном и психическом компоненте. Соматический компонент обусловлен участием в выражении эмоций скелетных мышц. На лице человека находятся 40 мышц, они участвуют в создании того или иного выражения лица – мимики. Эмоции выполняют роль регулятора общения и выражаются определенными жестами, позой, движениями. Речь, а именно голос, является своеобразными индикаторами эмоций и позволяет передать тончайшие оттенки эмоционального состояния. Голос – это индивидуальная окраска эмоций. Эмоции сопровождаются вегетативными реакциями: изменением артериального давления, частоты сердечных сокращений и др. Эти реакции являются результатами вовлечения симпатической нервной системы для лучшего взаимодействия с окружающей средой. Психический компонент эмоций проявляется чувствами, переживаниями. Они индивидуальны, субъективны и их нельзя объективно оценить, – это внутренние ощущения.
Следует отметить, что вегетативный компонент эмоций – это немедленная форма ответа организма на ситуацию, а чувства относительно устойчивое состояние. В онтогенезе биологические эмоции развиваются раньше, чем чувства, переживания. Чувства – это еще и настроение. Это реакция не на непосредственное событие, а на комплексное состояние организма. Эмоции проявляются у человека на самых ранних этапах его жизни. Одним из наиболее ранних проявлений эмоций является плач – реакция на неудовлетворенные потребности в еде, воде, тепле, комфорте и т.д. Улыбка формируется к двум месяцам, страх формируется после того, как ребенок научится различать близкие и незнакомые лица. Речевой компонент эмоций появляется, пожалуй, позже других компонентов, когда ребенок полностью овладеет речью. Теории происхождения биологических эмоций. Из биологической теории эмоций П.К. Анохина следует, что жизненный процесс с биологической точки зрения – это чередование двух состояний организма: а) формирование потребностей, мотиваций и влечений и б) поиск путей удовлетворения потребностей. Появление потребности чаще всего сопровождаются отрицательными эмоциями. Они в свою очередь участвуют в мобилизации организма в направлении удовлетворения потребностей. А далее развитие эмоций зависит от степени удовлетворения потребностей. Если потребности удовлетворены, наградой этому являются положительные эмоции, что в свою очередь закрепляет успешный поведенческий акт через подключения механизмов памяти. Таким образом, эмоции способствуют обучению: как действовать в подобной ситуации. Неудачи в удовлетворении потребностей вызывают развитие отрицательных эмоций, торможение неэффективной деятельности, поиск новых средств в достижении результата. В настоящее время признана информационная теория эмоций П.В. Симонова. По Симонову важны не только потребности для развития эмоций, но и информация об эффективности предполагаемого поведения для удовлетворения потребностей. Математически это положение имеет следующее выражение: Э = f ∙ П(Ин – Ис) где Э – эмоция, ее выраженность и знак (положительная или отрицательная); П – сила потребности; Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис – информация о возможностях удовлетворения потребности, существующая в данный момент. Из формулы следует, что если Ин больше Ис, то есть возможность удовлетворения потребности мала, возникает отрицательная эмоция.
Если перспективы удовлетворения потребности очевидны, то есть Ис больше Ин, то развивается положительная эмоция. Например, если студент на экзамене знает больше, чем необходимо в ответе на билет, он получает высокую оценку, что сопровождается положительными эмоциями и наоборот. П.В. Симонов, рассматривая информацию, как меру преодоления непреодолимого, как отражение всех средств для достижения цели: знание об условиях, в которых пребывает субъект, его навыки, ресурсы организма, оценка вероятности достижения цели. Роль эмоций. 1. Эмоции облегчают научение. В игровой форме ребенок усваивает больше информации. 2. Эмоции помогают выделить доминирующую потребность и тем самым определяют направленность поведения. 3. Эмоции обеспечивают через вегетативную и эндокринную систему мобилизацию резервов организма для наиболее успешной адаптации к новым условиям. 4. Эмоции выполняют коммуникативную роль: мимика, жесты, интонация голоса позволяют человеку передавать другим людям свои переживания, настроения, что обеспечивает либо сближение, либо отталкивание субъектов. 5. Эмоции активируют поисковое поведение максимально мобилизуя память. В результате, эмоции повышают эффективность памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|