Социально-педагогический потенциал ГОУ ЦДТ «Марьина Роща»
Центр детского творчества «Марьина Роща» был создан 1 сентября 2005 года и на сегодняшний день работает в трех приоритетных направлениях: художественно-эстетическое; спортивно-техническое; спортивное. Слабо развито социально-педагогическое направление. Центр производит работу, как с детьми дошкольного возраста, так и с детьми школьного возраста. Для детей дошкольного возраста предусмотрены программы по следующим направлениям (приоритетными являются социально-педагогические направления): - Декоративно - прикладное творчество «Мозайка». Занятия проводит преподаватель первой категории с большим педагогическим опытом, действительный член художественной мастерской под руководством Т. Глазуновой. Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. - Объединение раннего интеллектуального развития «Росток». Занятия проводит педагог первой категории с большим опытом педагогической работы. Объединение «Росток» предлагает двухгодичную программу, рассчитанную на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Содержание программы предусматривает преемственность в развитии детей (речевое развитие, культура речи, элементы актерской игры, ритмика) Другие объединения: Ритмика; Эстрадное пение; Английский язык; Детский фитнес; Фортепиано. Для детей школьного возраста: хореография (народный танец, современный танец); спортивные бальные танцы; английский язык; карате-до шотокан; эстрадное пение; театральный коллектив; инструментальное творчество (ударные); ИЗО; пожарно-спасательный спорт; юные пожарные. Процесс обучения в Центре представляет специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности.
Организация учебно-воспитательного процесса в Центре характеризуется следующими особенностями: · учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; · обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); · детям предоставляются возможности сочетать различные направления деятельности и формы занятий; · допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития). Объективный и систематический контрольучебной работы учащихся является важнейшим средством управления образовательно-воспитательным процессом, так как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за качество своего труда. Контроль проводится в следующих формах:собеседование; заполнение карточек ответов; домашнее задание; защита проектной работы; тестирование; выполнение спортивных нормативов; участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, участие в выставках, ярмарках. Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является способами оценки реализуемых образовательных программ. В то же время такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. Кроме того, педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда, что способствует повышению их активности и творческого поиска. Это способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе учащихся и педагогов. Эстетическое и культурное развитие: стремление формировать свою среду, свои действия, по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитать чувства сферы, чуткости, и видения прекрасного. Патриотизм, гражданственность: от воспитания любви к родной школе, к УДО, к родному краю, к формированию гражданского самосознания.
Нравственность, духовность, как основа личности: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. Креативность, творчество: развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности. Здоровье: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей. Саморазвитие: формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире. Интеллектуальное развитие: формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей. Результатом обучения в Центре должно стать овладение обучающимися определенным объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей. Условием осуществления этой задачи должно явиться сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей. Однако решение такой задачи затруднено в силу наметившихся негативных тенденций в системе образования в целом: . Падением интереса к обучению, снижением творческой активности детей; . Снижением показателей физического здоровья детей. Сложность решения вышеобозначенных проблем в учреждениях дополнительного образования связана с недостатками в организации учебно-воспитательного процесса: • отсутствие в ряде случаев взаимодействия учебных дисциплин; • слабое обеспечение имеющихся образовательных программ методическими материалами для педагога и обучающихся; • использование отдельными педагогами неэффективных методов обучения; • слабая работа с родителями и общественностью; • недостаточные возможности для оздоровления обучающихся и их социальной адаптации; • отсутствие методик изучения потребностей обслуживаемых слоев населения (детей, родителей, творческих групп и др.) и специалистов в штате Центра, способных изучить спрос на образовательные услуги.
Весьма актуальной сегодня является проблема обновления содержания дополнительного образования детей. В большинстве объединений ЦДТ содержание образовательного процесса не претерпело значительных изменений, т.е. не установлена соответствующая связь с профессиональными учебными заведениями, обучение завершается в основном на уровне общеобразовательной подготовки. Поэтому остро ощущается необходимость стимулировать создание программ нового поколения - программ дополнительного образования детей, принципиально отличающихся от тех, что составлялись для кружков школ и внешкольных учреждений. Необходимо проектировать образовательные программы как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям, возведение базиса личностной культуры. Можно выделить и еще ряд проблем, являющихся причинами недостатков учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования: • перегруженность многих педагогов; • недостаточный опыт работы отдельных педагогов в учреждениях дополнительного образования детей; • нестабильность состава педагогического коллектива; • недостаточность материально-технической базы; • слабое финансирование программы развития Центра и экспериментальной работы. Социально-педагогический потенциал ЦДТ «Марьина Роща» слабо реализуется, потому что отсутствуют образовательные программы социально-педагогической направленности как таковые - программы, которые должны охватывать широкий возрастной диапазон и быть многофункциональны по своему назначению. Изучение проблем дополнительного образования методами опроса и анкетированием (детей, родителей, педагогов), позволяет достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, выявить степень действенности различных форм и методов работы, тенденции развития, а также нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования, обоснование планов, управленческих решений и оценки эффективности их реализации.
В соответствии с целями исследования и опытно-экспериментальной программой был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте принимали участие родители, учащиеся, педагоги данного учреждения дополнительного образования. В ходе опроса изучали мнение об организации деятельности Центра. После нашего опроса выявились 3 основных критерия, по которым оценивался социально-педагогический потенциал данного УДО. В дальнейшем была составлена анкета - На сколько хорошо или плохо реализуются в данном Центре следующие параметры?: • реализация программ социально-педагогической направленности, • взаимодействие родителей с Центром, • профессиональные качества специалистов Центра. Как вы оцениваете состояние программ реализуемых Центром? Как вы оцениваете взаимодействие Центра с родителями? Как вы оцениваете профессиональность педагогов Центра? Вначале были опрошены учащиеся Центра (дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет). Педагоги дополнительного образования и другие специалисты Центра Родители, дети которых посещают данное учреждение. Организация деятельности ЦДТ. Получили следующие данные: учащиеся больше удовлетворены профессиональностью педагогов, на втором месте - программы, по которым они работают, и меньший показатель - взаимодействие с родителями. Педагоги на 50% удовлетворены программами, реализуемыми ЦДТ, чуть меньше показатель о профессионализме, и всего на 5% удовлетворены взаимодействием с родителями. Родители, одинаково оценивают профессионализм педагогов и программы которые проходят их дети, и на 20% удовлетворены взаимодействием. Анализируя направления деятельности в ГОУ ЦДТ «Марьина Роща», выявилось что социально-педагогическая направленность реализуется очень слабо, т.к. мало реализуется программ, соответственно мало групп и детей. По итогам опроса мы убедились в необходимости внедрения новых и эффективных программ социально-педагогической направленности, т.к. это безусловно должно повысить социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования в целом. Анализ показал, что наметилась тенденция создания новых программ социально-педагогической направленности. Большинство педагогов дополнительного образования (около 73%) осуществляет образовательный процесс на основе модифицированных программ. По результатам исследования, 15% от общего числа программ, утвержденных в качестве новых, можно отнести к авторским. Анализ программ показывает также, что все они включают детей в разнообразные виды деятельности, направлены на создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка.
Далее мы работали с родителями. Родителям был предложен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым осуществлять взаимодействие родителей и Центра с целью развития потенциала УДО?». Ответы распределились таким образом: 38% опрошенных родителей сомневаются в необходимость осуществления взаимодействия, 26% считают, что взаимодействие не даст результатов, 33% родителей считают эффективным использовать взаимодействие с целью развития потенциала УДО, 3% предложили свой вариант. Мнения родителей о необходимости взаимодействия с Центром. Профессионализм педагогов напрямую зависит от реализации социально-педагогического потенциала УДО. Педагогические кадры (2009-2010 учебный год) Было выявлено что возрастной состав педагогов такой: 44% - до 50 лет, 26% - до 30 лет, 17% - свыше 55 лет, и 13% - 50-55 лет. Также был исследован уровень образования сотрудников учреждения дополнительного образования. Получили результаты: 85% имеют высшее образование, 13% - среднее специальное либо неоконченное высшее, и 2% - имеют среднее образование. Основным критерием реализации предназначения (потенциала) учреждения дополнительного образования определили удовлетворенность детей (именно по мнению детей можно определить эффективность работы) занятиями. С целью определения удовлетворенности учащихся Центром была проведена диагностика уровня в виде анкеты. В соответствии с проведенными исследованиями степень удовлетворенности детей занятиями в Центре можно считать высокой: детей, которым «нравится» и «очень нравится» 80%, «иногда нравится, иногда нет» - 19%. Причем, показатели по отношению к конкретному коллективу, где занимается ребенок еще выше - 85%. Мероприятия проводимы вместе с родителями очень нравятся детям - показатель 90%. Педагоги тоже в полной мере нравятся детям. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что в Центре явно недостаточно уделяется внимание взаимодействию с родителями, что необходимо изменить. Но и повышение потенциала работников, и улучшение и большее внедрение социально-педагогических программ в учебный процесс - все это поможет улучшить реализацию социально-педагогического потенциала УДО в целом. Для дальнейшей работы с целью повышения социально-педагогического потенциала, необходимо создание модели и разработка программы по реализации социально - педагогического потенциала с учетом возможностей учреждения дополнительного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|