Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования




 

Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование - это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования составляющая единое образовательное пространство.

Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования является составной и неотъемлемой частью социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность отличается глубокой личностной направленностью, может протекать как индивидуально, так и коллективно, включает элементы обучения, воспитания, развития и социализации личности, реализуется в образовательном процессе педагогическим коллективом, направлена на удовлетворение многообразных потребностей и интересов обучающихся, имеет свои специфические цели, методы, содержание и является неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения.

Под критерием понимаем средство суждения или показатель, позволяющий оценить или классифицировать что-либо, в данном случае эффективность реализации социально-педагогического потенциала УДО.

Грамотное определение критериев эффективности реализации социально-педагогического потенциала, позволит определить насколько работа проведенная социальным педагогом в области улучшения работы учреждения дополнительного образования была результативна.

В ходе ОЭР установлено, что условиями эффективности деятельности в учреждении являются:

•   четкое определение принципов,

•   выбор оптимальной модели управления,

•   выбор организационной технологии, представляющей собой совокупность форм и методов подготовки, принятия и реализации управленческих решений,

•   соблюдение организационных стандартов,

•   личность руководителя.

Критерии оценки эффективности:

·   Повышение уровня реализации социально-педагогического потенциала УДО;

·   Стремление всех участников (детей, родителей, сотрудников УДО) к повышению социально-педагогического потенциала;

·   Улучшение образовательной деятельности;

·   Улучшение качества и реализации программ социально-педагогической направленности;

·   Улучшение взаимодействия УДО с семьей;

·   Повышение профессиональных качеств специалистов в реализации социально-педагогического потенциала УДО.

В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей основное предназначение учреждений дополнительного образования - развитие мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.

К критериям повышения уровня эффективности реализации социально - педагогического потенциала УДО можно отнести:

· системность и направленность социально - педагогической работы;

·   отсутствие принуждения;

·   максимальное использование потенциальных возможностей образовательного учреждения.

·   совершенствование профессиональных умений социального педагога в области социально - педагогического потенциала УДО.

·   обеспечение информационных условий

·   обеспечение организационных условий.

·   обеспечение мотивационных условий.

·   обеспечение вариативности содержания деятельности с родителями.

·   осуществление социально-педагогической помощи учащимся, семье, сотрудникам ЦДТ.

Основываясь на определении перспектив деятельности, диагностике ее исходного состояния и моделирования желаемого состояния системы в учреждении, осуществляется технология проектно-целевого управления развитием.

Эффективность управления отслежена по следующим критериям:

•   диагностическая обеспеченность управления;

•   соответствие управленческих задач уровням развития управляемым учреждением;

•   планирующее обеспечение управленческого регулирования;

•   организационное обеспечение выполнения задач управления;

•   психологическое обеспечение процесса;

•   результативность деятельности через анализ, контроль, оценивание;

•   координационная и коррекционная обеспеченность развития учреждения;

•   информационное обеспечение системы.

Ресурсы, необходимые для действия модели:

. Обеспечение организационных условий;

. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, необходимой для реализации модели)

. Обеспечение мотивационных условий (действия, которые нужно сформировать заинтересованность в решении задач)

. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации модели, различных методических памяток, рекомендаций).

Ход опытно-экспериментальной работы показал, что для проектирования социально-педагогических условий развития деятельности УДО необходима соответствующая подготовка кадров и создание благоприятного микроклимата в учреждении.

Положительная динамика количественного и качественного роста кадров свидетельствует об имеющемся потенциале педагогического коллектива учреждения. Повышение профессионализма происходило на основе изучения способностей педагогов к саморазвитию, выявления стимулирующих и препятствующих факторов. Создание стимулирующих условий, развивающих мотивацию творческого роста педагогов дополнительного образования, было связано с позитивной атмосферой межличностных отношений в педагогическом коллективе.

Необходимой предпосылкой всей работы по формированию педагогического коллектива единомышленников явилось умение влиять на совершенствование и развитие мотивации деятельности педагога дополнительного образования. Понимая, что залог успешности деятельности по формированию духовных потребностей прямо зависит от кадрового потенциала учреждения дополнительного образования, пришли к выводу о необходимости специальной подготовки педагогов по вопросам научно-методической деятельности и исследовательского труда ПДО. [50]

Учитывая, что уровень реализации содержания социально-педагогической деятельности напрямую зависит от профессионализма и компетентности специалистов, занятых в этой сфере, особое значение приобретает личностный и профессиональный рост педагогов. Для исследования профессионально-личностных качеств преподавателей мы применили рейтинговую систему оценки «Преподаватель глазами других». Для изучения отношения учащихся к наличию у преподавателя определенных профессионально личностных качеств использовали процедуру ранжирования, что позволило нам сравнить, каким качествам отдают учащиеся учреждений дополнительного образования.

Так, 75% учащихся поставили на первое место такие качества, как профессионализм, увлеченность преподаваемым предметом, требовательность; 10% учащихся к числу важнейших профессионально личностных качеств относят терпеливость, общительность, жизнерадостность; 9% считают приоритетными качествами энтузиазм, отзывчивость, чувство юмора; а 6% отдали предпочтение таким качествам, как бескорыстие, добросердечие, справедливость. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что для учащихся большее значение имеет наличие в преподавателе таких личностных качеств, как эмпатия, способность к сопереживанию, желание понять и помочь.

Сравнив результаты ранжирования профессионально личностных качеств преподавателя (определив те качества, которые наш слушатель хочет видеть в своем преподавателе) с результатами рейтинговой оценки «Преподаватель глазами других» (реальный уровень развития профессионально личностных качеств у преподавателей отделения), пришли к выводу, что в основном члены педагогического коллектива отделения обладают совокупностью таких качеств личности, которые обеспечивают успешность реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования.

В ходе мониторинга качества образовательной деятельности (реализация программ социально-педагогической направленности) использовали следующие критерии:

•  наполнение учебных групп, его соотношение с заявленной численностью (процент потери контингента);

•   уровень освоения содержания деятельности (предметные знания, умения, навыки);

•   достижения воспитанников;

•   положительная мотивация;

•   ценностные ориентации. [24]

Наполнение групп занимающихся социально-педагогической направленностью имеет низкий показатель (всего 62 ребенка в Центре занимаются в объединениях социально-педагогической направленности). Это всего 6 групп из этого направления деятельности.

Достижения воспитанников и уровень освоения содержания деятельности определяются в ходе мониторинга образовательной деятельности, который проходит в виде: открытых занятий, тематических встреч, конференциях, и других организационных мероприятиях.

Педагогическая ценность учреждений дополнительного образования состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подростков.

Изучение мотивов их занятий показывает, что 75% ребят выбирают творческие объединения по направленности интересов, третья часть - узнать что-то новое, расширить и проверить свои знания и умения (45%), развить свои способности и подготовиться к выбору профессии (40%), часть ребят идет в тот клуб, кружок, куда посоветовали друзья, чтобы находиться рядом с ними (30%).

Некоторые учащиеся отмечают, что внешкольное учреждение привлекает их возможностью неформального общения с руководителем (70%), который является не только специалистом, но и яркой творческой личностью, способной понять и поддержать подростка. Есть определенное количество учащихся, которые тяготятся своим классом и во внешкольном учреждении ищут возможность найти товарищей (65%), готовых разделить с ним его увлечения; привлекает ребят творческая работа, требующая самостоятельности (55%), и работа, необходимая своему коллективу (40%); четверть опрошенных учащихся отмечает, что их привело во внешкольное учреждение желание занять свое свободное время.

Организуя опытно-экспериментальную работу, руководители и участники опирались на деятельностный, личностно-ориентированный и социально-педагогический подходы.

Таким образом, социально-педагогический потенциал, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Указанные критерии и показатели эффективности реализации социально-педагогического потенциала можно использовать для определения уровня протекания социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благотворно влияющих на нее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...