Характеристика модели процесса реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
В настоящее время в ГОУ ЦДТ «Марьина Роща» существуют модель реализации потенциала учреждения в целом. Прежде чем представить и описать данную модель, рассмотрим, что понимается под моделью и моделированием в общем. Модель, франц., 1) воспроизведение предмета в уменьшенном виде. 2) точный образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. Предварительное изготовление. [42] Моделирование (в психологии) [фр. - образец] - исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания. В.П. Кохановский рассматривал модель как «аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов», «представитель», «заместитель» оригинала в познании и в практике. Модель социально-педагогической деятельности УДО - это упорядоченный набор функций, ориентированный на оптимальное достижение конечных результатов, которые изначально существуют в виде социального заказа, под который выделяются определенные ресурсы, силы и средства и под который создается образовательное учреждение или же его структурное подразделение.
Социально-педагогическая модель нужна непосредственно для систематизации и обобщения опыта социального воспитания детей во всем многообразии и неповторимости его содержания, с целью последующего использования этого опыта в условиях конкретных учреждений (в данном случае - учреждения дополнительного образования), путем наложения модели на функционально-содержательную их деятельность и выявления перспектив развития. [46] Основные положения социально-педагогического моделирования, отражаются в следующих этапах: 1) вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, описание предмета исследования; ) постановка задач моделирования; ) конструирование модели с исследованием зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения; ) исследование валидности модели в решении поставленных задач; ) применение модели в социально-педагогическом эксперименте; ) выводы, содержательная интерпретация результатов моделирования. В учреждениях дополнительного образования успешно могут внедряться социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Главное назначение учреждения дополнительного образования детей - это повышение социальной защищенности обучающихся на основе объединения интересов личности и социума. В целях повышения эффективности процесса социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования была разработана экспериментальная модель процесса реализации социально-педагогического потенциала УДО. Гипотезойисследования послужило предположение о том, что социально-педагогический потенциал в УДО будет эффективнее реализовываться при наличии модели процесса реализации социально-педагогической потенциала.
Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность. Предметом исследования являются особенности реализации социально-педагогического потенциала ГОУ ЦДТ «Марьина Роща». В эксперименте участвовали сотрудники ГОУ ЦДТ «Марьина Роща», дети и подростки, посещающие Центр и их родители. Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы провели экспериментальную работу, включающую три этапа: подготовительный этап, констатирующий этап и формирующий этап. С целью констатации результатов эксперимента, на подготовительном и констатирующем этапах эксперимента применили диагностические методы исследования: наблюдение, беседы, опросы, анкетирование. На формирующем этапе нами была разработана и апробирована модель процесса реализации социально-педагогического потенциала УДО. Цель: создание благоприятных условий для реализации социально-педагогического потенциала УДО. Результат: полная и эффективная реализация социально-педагогического потенциала Для реализации цели были сформулированы задачи, которые направлены на развитие ребенка (основаны на модели развития личности ребенка). Субъекты: Социальный педагог, педагоги дополнительного образования УДО, воспитанники УДО, родители воспитанников УДО. Только решая вместе поставленные задачи можно добиться эффективного результата. Объект: Учащиеся, Родители, Педагоги. Результат - позволяет в завершении работы проследить процесс формирования социально-педагогического потенциала и достигнутые результаты. Повышение интереса к осуществлению социально-педагогической деятельности. Появление нового уровня организации социально-педагогической деятельности в УДО. Рост компетентности специалистов в реализации социально-педагогического потенциала. Важно отметить, что для оценки социально-педагогического потенциала необходимо так же разработать анкету, которая позволила бы оценить эффективность деятельности. Нам кажется целесообразным проводить такое анкетирование два раза. В начале работы, и после завершения работы. Для построения модели реализации социально-педагогического потенциала необходимо определить цель и задачи деятельности, найти различные пути, средства и способы достижения поставленной цели. Так же необходимо спрогнозировать возможные результаты проделанной работы.
Миссия ЦДТ - оказание педагогической поддержки воспитанникам в осмыслении, проектировании и реализации их жизненной стратегии, ориентированной на самоопределение и успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Базовые ценности ЦДТ:Ребенок. Семья. Культура взаимоотношений между людьми. Педагог, как носитель образовательной культуры. Коллектив единомышленников. Любовь к ребенку, как социальная ответственность. Параметры среды(слагаемые «среды успеха»): • Многогранность, вариативность среды, представленность в образовательной среде проблемных ситуаций, образцов успешной деятельности по их решению, позволяющих достичь успеха и стимулирующих поиск собственных решений; возможностей выбора деятельности, коллективов и групп; • Терпимость, доброжелательность, расположение к общению; • Безопасность среды, способствование сохранению здоровья; • Позитивные подкрепления, акцентирования достижений; • Наличие общественно-значимой цели, традиций, ключевых творческих дел; • Включение каждого ребенка в деятельность в «престижных» ролях; • Взаимодействие ЦДТ с другими культурно-образовательными и социальными институтами общества в целях создания единого культурно - образовательного пространства и возможностей взаимоотношений и диалога с разными возрастными и социальными группами; Основные виды деятельности учреждения: образовательная, воспитательная, профессиональная и досуговая. Воспитательный блок - реализация социально-педагогических функций, работа с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления; а также активное участие воспитанников Центра в самоуправлении, социокультурных развивающих программах. Досуговый блок. Формы: Подготовка, организация праздников, театрализованных представлений, разработка сценариев, концертов, совместных творческих вечеров, шоу-программ, конкурсов, «капустников», викторин, фестивалей, встреч с интересными людьми, выставок, смотров, игр.
Образовательный блок представлен 4-мя уровнями, при прохождении которых ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от репродуктивных до творческих). Кадровое обеспечение направленона формирование у педагогов необходимых компетенций педагогической поддержки воспитанников в их самоопределении; становление коллектива единомышленников и профессионалов посредством развития собственной системы подготовки кадров, использование потенциала курсов повышения квалификации, аттестации и привлечения высококвалифицированных педагогов и специалистов извне, развитие мотивации педагогов в получении знаний и информации в соответствии с личной программой развития. Методическое обеспечение.Главной задачей научно-методической деятельности мы считаем организацию эффективного функционирования комплекса нововведений посредством вовлечения педагогов в проектирование собственной профессиональной успешности. Принципы повышения реализации социально - педагогического потенциала УДО: · Принцип компетенции: все специалисты должны решать проблему повышения потенциала только в рамках своей компетенции. · Принцип аксиологичности: ценностная ориентация работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни. · Принцип динамичности: включает в себя разработку и использование гибких методологий, учитывающих социальные и экономические, правовые изменения в обществе, в социуме. · Принцип позитивности: работа должна приносить радость участникам (детям, родителям, педагогам), создавая атмосферу перспективы, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств, активной творческой жизненной позиции. · Принцип последовательности: поэтапная реализация целей и задач. · Принцип взаимодействия, заключается в целенаправленном сотрудничестве социального педагога со специалистами различных учреждений, с учащимися УДО, с родителями, и с педагогами. Содержание: работа с социальным окружением, работа с педагогами, работа с родителями и детьми. Формы работы по повышению социально-педагогического потенциала УДО: индивидуальная, групповая, коллективная, наглядно-информационная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|