Внедрение программ социально-педагогической направленности
В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение - главный нормативно-регулирующий документ, утверждающий основы деятельности и управления особого типа образовательного учреждения, целевое назначение которого - развитие мотивации личности к познанию, творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. [21] В Законе «Об образовании» указано - образовательная программа определяет содержание и объем образования на всех уровнях и направлениях; тип, вид и категория образовательного учреждения зависят от реализуемых им образовательных программ: образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образования личности; компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация деятельности образовательного учреждения устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы. Образовательная программа УДО выступает как комплекс приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленных целей и получения проектируемых результатов. Это нормативно-управленческий документ. Образовательная программа учреждения - показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры. [39] Образовательная программа УДО всегда является результатом творческой и ответственной работы коллектива, единого образовательного сообщества, его стремления учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, родителей, включить их в свою деятельность, ответить на них, а также прогнозировать будущее общества через прогнозирование «образа выпускника». Поэтому образовательную программу УДО всегда можно назвать авторской, и она всегда уникальна и неповторима.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна четко и ясно представлять своеобразие педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Поэтому содержание образовательной программы учреждения не может сохраняться в неизменном виде и быть тем «отстраненным документом», который создается формально раз и навсегда. Изменения в обществе, в системе основного образования в связи со становлением вариативного образования, появлением инновационных педагогических систем и новых видов учреждений прямо или косвенно стимулируют процесс обновления содержания образовательной программы учреждений дополнительного образования детей или ее отдельных разделов. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению - миссии. [56] В миссии коллектив учреждения выражает свою организацию образования, свой стиль и культуру, поэтому форма выражения должна быть ясной, доступной для понимания родителей, детей, тех, кто выбирает данное образовательное учреждение. Функции миссии учреждения дополнительного образования детей можно разделить на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с тем, чтобы дать ясное представление: об учреждении родителям, детям, другим учреждениям образования в окружающем социуме, учредителям, рынку труда, организациям и предприятиям; о преимуществах (профессионализме, качестве, конкурентоспособности) профиля учреждения в ряду другихУДО.
Внутренняя функция миссии состоит в создании рамок, в которых можно принимать важные решения, обеспечивая определенное единство образовательных идей и приоритетов (направленность образовательных программ), слаженное сотрудничество, взаимодействие педагогов над повышением качества образования в учреждении. Направленность образовательной программы - обобщенное, идеальное определение результата - итога, цели реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Цель отдельного учебного занятия, цель образовательной программы одного педагога может и должна быть сформулирована конкретно, однозначно, а значит - диагностично. Специфическая направленность образовательных программ системы дополнительного образования детей определена в основном документе - Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, а также в проекте варианта Закона о дополнительном образовании. [78] На основании выше изложенного можно сделать вывод, что Образовательная программа учреждения - нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, как с учетом конкретных условий создается образовательная модель. Образовательная программа учреждения является исключительно индивидуальной, неповторимой, т.к. учитывает потребности конкретных обучающихся и родителей. Образовательная программа включает: • определение цели и приоритетных направлений образования в данном учреждении, конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения; • учебный план учреждения; • характеристику классификацию образовательных программ, соответствующих учебному плану; • учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение; • описание принятой в учреждении системы диагностики результатов развития детей, оценки их достижений; • представление особенностей организации образовательной деятельности, их взаимосвязи (если она присутствует) и педагогических технологий;
• управление программой через мониторинг. Внедрение и широкое использование программ социально-педагогической направленности в УДО значительно повысит формирование социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования. [81] В качестве примера предоставляем социально-педагогическую программу, которую необходимо внедрить и реализовать в Центре детского творчества. Вся социально-педагогическая деятельность осуществляется в рамках программы «Наше будущее» (включающая ряд программ деятельности объединений центра). Цель программы: создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей;оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни. Для реализации данной цели решаем следующие задачи: 1. Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации. 2. Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей. . Способствовать созданию благоприятного микроклимата в коллективе. . Способствовать успешной социализации детей. . Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов. . Повышать правовую грамотность; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально - значимую деятельность. . Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни. . Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка. В основе социально-педагогической деятельности лежатследующиепринципы: · Принцип взаимодействия, · Принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав ребенка, педагога и родителя, создание условий для саморазвития и социализации личности;
· принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности; · принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: . Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучение личность ребенка, его индивидуальные особенности, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы. . Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся нуждающихся в социально - педагогической поддержке. . Консультативное Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей по решению социально-педагогических проблем ребенка. . Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей. . Методическое. Организационно-методическая деятельность - анализ социально - педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования, участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских. [74] Для эффективности решения поставленных задач взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы. Опираясь на слова Л.В. Мардахаева о том, что «социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации», внедрение технологий индивидуального взаимодействия позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы: [48, 49]
· беседа. · консультации. · групповые занятия. Многие дети и подростки испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в социально-педагогической деятельности является профессиональная ориентация. Задача - познакомить детей с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути. Для реализации поставленных задач можно организовать клуб по данной проблеме. Подготовка взрослеющего человека к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социальной зрелости. Социально-педагогическая деятельность в этом отношении направлена не только на родителей, но и на подростков как будущих семьянинов и родителей, на формирование у них компетенций в бытовой и гражданско-общественной сферах, подготовке их к самостоятельной, взрослой жизни, воспитание активной, социально-зрелой личности. [78] Учащимся старших классов можно предложить программу авторского курса «Человек, семья, общество». Она является инструментом, позволяющим молодому человеку лучше ориентироваться и понимать окружающий мир, взаимодействовать с людьми. В процессе изучения закладывается фундамент социальной компетентности учащихся важнейших сферах жизнедеятельности человека здоровья, семьи, общечеловеческих ценностей. Курс имеет практическую направленность и социальную значимость - формируются новые знания в сфере семейно-бытовых отношений, развитие у молодых людей ответственного отношения к будущему родительству. После проведения опытно-экспериментальной работы в коллективе сформировались творческие группы педагогов, совместно занимающихся разработкой близких по содержанию курсов, отбором материала сквозных образовательных программ социально-педагогической направленности. У каждого педагога появился свой личный педагогический опыт, свои находки. Постепенно эти группы нужно объединить в социально-педагогический отдел, который осуществляет свое, отличное от других, направление деятельности. В начале опытно-экспериментальной работы мы увидели что в Центре социально-педагогическая деятельность реализуется только на 4% (мало программ социально-педагогической направленности). Нужно полностью пересматривать вопрос о организации нового структурного подразделения (социально-педагогического). Из этого можно сделать вывод, что для успешного осуществления и реализации социально-педагогического потенциала УДО необходимо внедрение программ социально-педагогической направленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|