Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация взаимодействия родителей и учреждения дополнительного образования




Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в различных научных исследованиях. Ученые Л.В. Архангельский, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. [23,40] Они единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем выше ее потенциал.

Важность социально-педагогической направленности во взаимодействии образовательных учреждений дополнительного образования в работе с семьей нашли отражение в трудах Бочаровой В.Г., Капелевича Т., Мустаевой Ф.А., Мудрика А.В., Васильковой Ю.В., Азарова Ю.В., Олиференко Л.Я., Шульги Т.И., Дементьевой И.Ф, Загвязинского В.И, Газмана О.С., Ивановой А.В. и др. [54,55] Таким образом, в современной педагогических, социальных и социально-педагогических науках имеется совокупность знаний по проблеме взаимодействия образовательных учреждений с семьей.

Очевидно, что процесс образования и воспитания в учреждении дополнительного образования должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив - посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и УДО. Наиболее распространенными проблемами являются: [23]

·         занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

·         наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;

·         невысокий уровень образования и культуры родителей.

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современному дополнительному образованию.

Какую бы сторону развития ребенка не взяли, всегда обнаружится, что решающую роль в его социализации на том или ином возрастном этапе играет семья.

Организация взаимодействия с родителями учащихся является составной частью системы воспитательной работы. [27]

Семья вместе с УДО создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Основными целями организации взаимодействия с родителями учащихся на разных этапах являются повышение роли семьи в воспитании и развитии детей, социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и педагогов УДО в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи педагогов УДО - убедить каждого родителя в ценности личности ребенка, его уникальной индивидуальности, помочь в определении личностной направленности воспитания детей. Задачи должны раскрываться и реализовываться соответствующими программами и планами мероприятий, которые учитывают особенности конкретного коллектива детей и родителей. [28]

В ходе социологического исследования, проводившегося среди родителей учащихся ЦДТ в 2009/2010 г., изучались 3 группы проблем:

•   способы проведения взрослыми своего досуга;

•   степень привлекательности Центра с точки зрения удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами;

•   оценка родителями воспитательной деятельности в ЦДТ.

Для понимания социального заказа родителей, получили следующие данные:

•   домашний досуг: только 13% родителей проводят его в совместных занятиях с детьми, 7% занимается самообразованием. Одной из таких причин организации досуга является недостаток педагогических знаний родителей. Это свидетельствует о скрытой потребности родителей в повышении их педагогической культуры, о настоятельной необходимости организации при ЦДТ психолого-педагогического лектория для родителей.

•   Высказывая мнение об образовательных услугах ЦДТ, более половины опрошенных родителей заявили, что хотели бы обучать детей в спортивных секциях и художественных студиях; более трети - в студиях прикладного профиля; 10% - в коллективах с эколого-биологической направленностью.

•   В ходе исследования была предпринята попытка уточнить требования родителей к нравственному воспитанию их детей в ЦДТ. 1 место занимает необходимость формирования такого нравственного качества, как культура общения (видимо многим семьям не удается в должной мере сформировать это качество у детей). Более 2/3 родителей заинтересованы в формировании у детей трудолюбия. Также значительная часть родителей считает, что на занятиях в студиях в большей мере, чем в семье, воспитывается самостоятельность, ответственность.

Предлагаем внедрение и апробацию программы работы с родителями учащихся «Я и семья», которая отличается от других программ, реализуемых в условиях УДО, гибкостью и адресностью, тем, что основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, совместном планировании воспитательного процесса с учетом общих интересов, потребностей.

Задачи организации взаимодействия:

·         формирование активной педагогической позиции родителей;

·         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

·         активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия предполагает:

§ изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию детей;

§ группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания детей;

§ анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Взаимодействие начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ребенка позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи - дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Важно соблюдать следующие правила:

1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

.   Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

.   Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе. [40]

При изучении семьи, прежде всего, интересуют следующие данные: Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам ребенка вне дома. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. Воспитательные возможности семьи. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.

Семьи делятся на 5 типов:

-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Формы: родительские собрания; дни открытых дверей; «круглые столы»; конференции по обмену опытом внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

-й тип:неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями. [67]

Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

Направления работы:

оказание помощи родителям в семейном воспитании;

правовое просвещение родителей;

организация здорового образа жизни детей в семье и вне ее;

оказание родителями помощи УДО;

совместная с УДО организация социальной защиты детей.

Содержание работы:

·         ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;

·         ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;

·         совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, походы, экскурсии);

·         совместное оценивание уровня воспитанности детей;

·         совместная оздоровительная работа (Дни здоровья, спортивные мероприятия);

·         забота о многодетных и малообеспеченных семьях;

·         материально-финансовая помощь УДО (ремонт, благотворительность, спонсорство);

·         совместное планирование и анализ работы.

Используемые формы взаимодействия педагогов с родителями.

Формы работы - это способы организации совместной деятельности и общения педагогов и родителей. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. В практике организации взаимодействия с родителями используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Наиболее распространенные коллективные воспитания; родительский лекторий; родительские недели; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией.

Групповые формы: групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.

Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.

Организация взаимодействия с родителями осуществляется через:

·         формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчеты, турнир знатоков, недели наук и др.);

·         формы трудовой деятельности (трудовой десант);

·         формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН-ы, семейные конкурсы, поездки и походы).

Методы и формы совместной роботы с родителями, наиболее часто используемые в УДО:

•   методы изучения семьи (наблюдение; беседа, тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества);

•   методы просвещения родителей (лекция, конференция, практикум, родительские тематические часы и недели и др.);

•   коллективные праздники и занятия по интересам и др.;

•   информирование, обмен опытом, индивидуальная деятельность родителей, исследование;

•   посещение занятий родителей с учащимися, стимулирование родителей за индивидуальное воспитание. и совместную работу с УДО.

Реализация поставленных задач осуществляется поэтапно в течение года. Работа проводится как с родителями, так и с детьми. Ведущая роль в реализации избранной цели и задач принадлежит социальному педагогу. Именно он проводит работу по различным методикам, вносит элементы творчества, принимает самостоятельные решения в конкретных ситуациях, отслеживает результаты, осуществляют их анализ.

Прогнозируемые результаты.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями позволит:

·         сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и УДО;

·         создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной мотивации детей;

·         укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования и культуры в деле воспитания;

Реализация мероприятий в рамках специальной подпрограммы «Я и семья» обеспечит наличие учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в творчестве и в жизни.

Критерии оценки эффективности выполнения мероприятий в рамках подпрограммы воспитания «Я и моя семья»:

Количественные и качественные показатели:

количество детей и родителей, изъявивших желание участвовать в мероприятиях;

степень удовлетворенности родителей участием в различных программах;

кто и в какой степени оказывал помощь в выполнении различных программ;

заметили ли родители в ребёнке позитивные изменения;

Критерии оценки эффективности совместной работы:

·         наличие организационной структуры в работе с родителями;

·         конкретные дела родителей, помощь;

·         наличие традиций сотрудничества УДО с родителями;

·         обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;

·         позитивный уровень сохранности здоровья детей.

Активно участвовали в деятельности Центра только 10% опрошенных (наблюдаемых) родителей, после проведения ряда мероприятий число активных и заинтересованных родителей увеличился. Нужно постоянно совершенствовать взаимодействие с родителями.

Проведенная работа эффективна, и требует постоянной реализации на практике, внедрения новых форм взаимодействия, разработки новых мероприятий.

Организация взаимодействия с родителями одно из условий повышения социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования в целом.

 


Заключение

В основу современного дополнительного образования должны быть положены такие принципы социально-педагогической деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка учреждений дополнительного образования, успешно реализующих новые подходы на практике.

Сегодня работа учреждения дополнительного образования ведется, исходя из интересов потребителя дополнительных образовательных услуг - человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал. Соответственно возникают сложнейшие вопросы возможности выбора человеком программ дополнительного образования и ответственности за этот выбор.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Дополнительное образование дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует интересам школьников, расширяет возможность получения каждым воспитанником качественного образования и развития социально успешной и духовно обогащенной личности: свободной, творческой, саморазвивающейся.

Дополнительное образование - рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора ребенком совместно с педагогом образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка.

 


Список литературы

потенциал учреждение образование дополнительный

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. // Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000

2. Алямовская В.Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дополнительного образовательного учреждения: Н. Новгород, 2007.

.   Асмолов А.Г. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников., 2005.

.   Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2007

.   Басова В.М. Басов Н.Ф. Кравченко А.Н. История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд. 1-е/ 2-е, стереотип., - М., 2007

.   Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования: методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающего над авторской программой. - Центр развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева, 2004

.   Боговарова В.А. Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования // Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. - М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2003

.   Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня // «Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. - Вып. 4.

.   Буева И.И. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи) / Внешкольник., 2007.

.   Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М. «Сентябрь», 2005

.   Васильева Е.Ю., Новгородцева Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» М., 2005

.   Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений., - Академия., 2001

.   Василькова Т.А. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. - Академия., 2008

.   Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль., 2000

.   Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М., 2007.

.   Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издат. центр «Академия», 2005.

.   Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов (под общ. ред. док. пед. наук, проф. Галагузовой М.А.). Владос, 2006

.   Глухова М.Ф. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. - Владос., 2007

.   Гончар Е.Ю. Социально-педагогическая культура личности как фактор развития гражданского общества. - М., 2008

.   Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений дополнительного образования детей. - М., 2002.

.   Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. - М., 2001.

.   Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи // Внешкольник. - №8., 2004

.   Горский В.А., Попова Г.Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования. ИОСО РАО Отдел дополнительного образования, - М., 2003

.   Долгов А.П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. - Москва: РИЦ МГГУ, 2007

.   Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». - СПб., 2001

.   Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. - №7., 2003

.   Дуранов М.Е. Исследовательский подход профессионально - педагогической деятельности. СПб., 2003

.   Евладова Е.Б. Золотарева А.В., Паладьева С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие Аркти М., 2006

.   Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. Институт общего и среднего образования РАО Отдел дополнительного образования детей М., 2003

.   Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы. - Ч. 1 - М., 2000

.   Зеленов Л.А. Социология города. - М.,:Владос, 2000

.   Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования. Ярославль. Волгарь., 2007

.   Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. - Академия развития, 2004

.   Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование - №9., 2005

.   Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы Педагогика нового времени Учитель., 2007

.   Камалиев Н.З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»№2, - М., 2005

.   Карманов А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика., 2003

.   Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - М., 2005

.   Кленова Н.В. Инновационный опыт в системе дополнительного образования Оренбурга М. Просвещение., 2006

.   Коган М.С. Третьякова Л.В. Хромова И.В. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: Аукцион методических идей. - Учитель., 2008

.   Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. - М.: ТЦ Сфера, 2006

.   Корнеева Н.Г. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы) - М. ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005

.   Крылова Н.Г. Куприянов Б.В. Миновская О.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических вузов (под ред. Мудрика А.В.). Академия., 2004

.   Кузнецова А.Н. Общение как сфера социализации личности в учреждении дополнительного образования детей / А.Н. Кузнецова // Вестник Московского университета России - №7.: Москва., 2007

.   Кузнецова А.Н. Организация тренинга общения для подростков в учреждении дополнительного образования / А.Н. Кузнецова. - Учебно-методическое пособие / Под научной редакцией О.И. Дониной. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2007

.   Кузнецова Н.А. Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов (под ред. Беспятовой Н.К.) Изд. 1-е/ 2-е. - Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА., 2004

.   Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба «Учитель»., 2005

.   Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов вузов. - Академия., 2002

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник для вузов. - Гардарики., 2003

.   Маслова И.А. Формирование личностно-ориентированной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей в период летних каникул/И.А. Маслова // Педагогические науки - №4., 2006

.   Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии - №4., 2006

.   Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности Г.И. Симонова, доцент Вят ГГУ, к.п.н. «ДО» №5, 2005

.   Мониторинг качества образовательной деятельности в УДО детей. Приложение к журналу «Внешкольник», №11, 2005

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учеб. для студентов пед. Вузов./ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия., 2000

.   Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия., 2006

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...