Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы экономического исследования.




Раздел 1.Экономика и экономическая наука

 

Тема 1.1. История развития экономической науки.

 

 

Исторические этапы развития экономической теории.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Истоками считаются папирусы Древнего Египта и Древне-индийский трактат. В сочинениях Аристотеля и Платона можно увидеть различные варианты осмысления экономического бытия.

Аристотель исследует основание пропорции обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д. Антуан де Монкретьен - француз, ввел в научный оборот понятие «политическая экономия» в 1615 году. Политическая экономия им рассматривалась как сосредоточение правил хозяйственной деятельности.

Определенным направлением экономической мысли XV – XVII веков стал меркантилизм. Его сущностью является определение закономерностей в сфере обращения, т.е. денежном обороте и торговле. Выразителями идей меркантилизма являлись англичанин Томас Манн и француз Жан Батист Кольбер

Французская экономическая мысль XVII века представлена школой физиократов (от греческого – «власть природы»). Основатели – Франсуа Кене и Анн Тюрго. В отличие от меркантилистов, акцент исследований физиократы делали на производстве. Они проводили идею процесса воспроизводства и реализации как непрерывного процесса в условиях существования определенных экономических пропорций между классами производителей и собственников.

Англия XVIII века представлена основоположником классической школы Адамом Смитом. В 1776 году в своих работах Адам Смит производит анализ взаимодействия человека и общества. Он считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес, который реализуется путем взаимообмена с другими результатами труда других людей в процессе разделения труда.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс в XIX веке создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В марксистской концепции классической экономики была разработана теория цены производства, закона стоимости как закона движения товарного производства. В марксистской концепции предложено исследование трудовой стоимости, начало которой было положено Уильямом Петти и Давидом Рикардо. Карл Маркс дал свой анализ эволюции формы стоимости, создал концепцию прибавления стоимости.

Во второй половине ХIX века была сформирована теория предельной полезности и предельной производительности – маржинализм ( от английского – «предельный»). Основатели – экономисты австрийской школы, Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем - Баверк. Теории маржинализма на базе оценок психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения, объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена.

Новое неоклассическое направление основано английским экономистом Альфредом Маршаллом в 1890г. Теоретики неоклассического направления определили, как один из основных пунктов своего анализа, механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимодействия.

Математическая школа основана в конце XIX – начале XX веков швейцарским экономистом Леоном Вальрсом. Концепция математической школы: абсолютным экономическим механизмом достижения экономического успеха считается только рыночный механизм. Вальрс разработал модель общего экономического равновесия.

В 1936 году выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс основал новое направление кейнсианство. Кейнс сформулировал макроэкономический анализ, т.е. взаимообусловленность совокупности показателей – национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений.

Лидером современного экономического направления, монетаризма, является американский экономист Милтон Фридмен. Исследования монетаристов заключаются в проблеме стабилизации экономики через регулирование денежной сферы.

 

 

Различия концептуальных положений основных направлений становления современной экономики.

Многие столетия экономика носила натуральный характер, т.е. была сведена к производству, непосредственно перераставшему к потреблению. Лишь с XVI века экономика стала развиваться в направлении рынка.

Современная экономическая теория сформировалась в 3 этапа, они характеризуются появлением новых форм организации рыночной экономики.

С появлением рынка экономика развернулась в двухмерное пространство, в котором производство бессмысленно без обмена и наоборот. Стихийная саморегулируемая рыночность достигла своего пика к середине XIX века. Экономическая теория периода самоорганизуемого рынка получила название классическая школа. Ее сторонники считали главной задачей защиту экономической свободы единичного рыночного субъекта от вмешательства государства. Классическую школу характеризуют как теорию саморегулируемой рыночной экономики. Однако рыночная экономика утрачивает способность к саморегулированию, т.к. материальная основа рыночной экономии и индустриальное производство объективно порождают тенденцию к монополизму, а монополизм – есть отрицание основ рыночной экономики. Он несовместим со свободной конкуренцией.

Концепция обуздания монополизма представлена в теории Кейнс. Кейнсианство знаменовало о необходимости регулирования рыночной экономики, и что это регулирование может осуществить государство. Суть кейнсианства – теория государственнорегулируемой рыночной экономики. Кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики, т.е. не порывало с классической традицией.

Чрезмерное государственное вмешательство в экономику к середине 70-ых годов привело к кризису государственную регулируемую рыночную экономику, следовательно, кейнсианскую модель. Потребовалась новая концепция, помогающая государству найти экономический механизм своего вмешательства, а не административный, сохраняя регулируемый характер.

Эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимость государственного вмешательства в экономику, сводила его к косвенному воздействию – через регулирование денежной сферы.

Стратегическая проблема современной экономической теории является определение оптимального соотношения государства и рынка в данных исторических обстоятельствах.

 

Тема 1.2 Предмет и метод экономической науки.

Методы экономического исследования.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять:

· наблюдение и сбор фактов;

· эксперимент;

· моделирование;

· метод научных абстракций;

· анализ и синтез;

· системный подход;

· индукция и дедукция;

· исторический и логический методы;

· графический метод.

Наблюдение и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возрастали объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

Эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

Моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений то их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования.

Метод научных абстракций – это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ, так и в целом – синтез. Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез.

Системный, комплексный подход к сложным объектам исследования обеспечивается благодаря сочетанию методов анализа и синтеза. Сложные объекты рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей единого целого. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных способа рассуждения. Движение мысли от частных фактов к общему выводу – это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении называют дедукцией.

Исторический и логический методы тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождается логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов целом и общими выводами.

Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...