Необходимость ВЭД связана с тем, что сложность, нестабильность и изменчивость конъюнктуры национального и мировых рынков, ужесточение конкуренции заставляют искать новые сферы и способы получения прибыли предприятий, развивать ВЭД, которая для России всегда имела большое значение. Расширение экспорта приводит к повышению прибыльности и объемов производства, заработной платы на предприятии, а в национальной экономике – к росту национального дохода, занятости, потребления и инвестиций через действие мультипликатора внешней торговли.
Мотивы
произво-дителей для участия в ВЭД
Более полное использование производственных мощностей предприятия
Ожидание более высокой деловой активности на международном рынке по сравнению с активностью на национальном рынке
Улучшение финансового положения и условий для модернизации
Имидж экспортера внутри страны (для конкуренции внутри страны)
Более низкая конкуренция за рубежом, чем в своей стране
Вопрос 3. Функции, изменение в концепциях и практике современной ВЭД
Изменение
в концепциях и практике современной ВЭД
Охватывает не только сферу торговли товарами, но и торговлю услугами, научно-производственную кооперацию, создание предприятий с иностранными инвестициями и другие сферы
Рост масштабов
Влияние достижений научно-технического прогресса, особенно в сфере торговли
Сокращение доли сырья и материалов и развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей
Постепенная ликвидация экономических границ
Образование ТНК, вывоз капитала
Увеличение количества участников
Рост миграции
Увеличение нормы прибыли в ВЭД
Сохранение роли государства в ВЭД
Сильное влияние региональных интеграционных группировок
Жесткое международное регулирование. Сделка должна отвечать требованиям более 40 международных организаций (ВТО в части тарифного регулирования, Всемирной таможенной организации в части унификации таможенных процедур, ЕС – в отношении квот, ООН (МАГАТЭ) в ядерных материалах и др.)
Вопрос 4. Разграничения полномочий по управлению ВЭД между центром и регионами
Необходимость участия государства в управлении ВЭД следует из теории рыночной (смешанной) экономики. Оно должно обеспечить условия устойчивой и эффективной ВЭД большого числа предприятий. Полномочия государства и субъектов определены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Там же определена роль Президента, Правительства, Министерства экономического развития и торговли, МИД, торговых представительств, государственного таможенного комитета, ЦБ и других (подробнее не рассматриваем в данной дисциплине).
Полномочия
государства
по управлению
ВЭД
Формирование концепций и стратегий
Обеспечение экономической безопасности
Государственное регулирование внешней торговли (финансовое, валютное, таможенное, сертификация)
Защита внутреннего рынка и др.
Совместные действия
центра
и регионов
(89 субъектов)
Координирование ВЭД субъектов
Формирование и реализация программ ВЭД
Выполнение договоров РФ в части субъекта
Информационное обеспечение ВЭД и др.
Права регионов по организации и реализации ВЭД
Осуществлять ВЭД, а также координацию и контроль ВЭД российских и иностранных лиц на территории
Формировать и реализовывать программы ВЭД
Предоставлять гарантии
Заключать соглашения о ВЭД с иностранными субъектами и др.
Обязанности
соответст-вующих
подразделений
в регионе
Определять приоритетные направления
Анализировать и координировать действия всех субъектов (банки, предприятия, …)
Взаимодействовать с зарубежными представителями
Привлекать инвестиции
Содействовать развитию предприятий с иностранными инвестициями
Поддерживать информационное обеспечение
Подготавливать кадры МЭО
Для
реализации изложенного
в регионе проводят
мероприятия
Экспортные и импортозамещающие
Совершенствование правовой базы
Совершенствование информационных систем
Дипломатическое обеспечение ВЭД
Развитие инфраструктуры ВЭД (связь, транспорт, банки…)
Другие методы поддержки ВЭД (реклама, выставки, связь с торгово-промышленной палатой, таможней, ЦБ и др.)