2.1 Состояние малого предпринимательства (МП) в РФ
Численность МП
На начало 2002 г. в РФ было 5602 тыс. МП, в том числе 843 тыс. – юридические лица (ЮЛ), 4497 тыс. – без образования ЮЛ, 262 тыс. – фермерские хозяйства
Число занятых
В МП и индивидуальных предпринимателей
Около 12 млн человек. Это примерно 17% экономически активного населения
Стартовые условия
«Обвал» рубля, отсутствие должного таможенного контроля, отмена административных барьеров и диспаритет цен на старте перестройки создали благоприятные условия ВЭД (в том числе, и для МП)
Проблемы
– Недоступность инвестиционных ресурсов;
– государственный и криминальный рэкет;
– налоговый пресс и др.
Эти проблемы сталкивают в тень.
Доля теневого сектора
30–50% реального оборота МП. Не все стороны деятельности МП находят отражение в официальной отчетности (поэтому данные не достоверны). Подавляющая часть использует «двойную» бухгалтерию
МП–участники ВЭД
Среди МП – ЮЛ примерно 50 тыс. участников ВЭД, в том числе 10 тыс. – экспортная торговля; 40 тыс. – импортная торговля
Рекомендации по развитию ВЭД МП
– Улучшить взаимодействие государства и малого бизнеса;
– ввести статистическую отчетность ВЭД отдельно по МП;
– стимулировать ВЭД (законодательно);
– содействовать новым формам: лизинг, франчайзинг, Интернет-торговля;
– поддерживать МП (финансово, информационно, административно)
2.2 Участие МП в экспорте
Доля МП в экспорте РФ
Приблизительно 15% (выше доли МП в ВВП – 11–12%), существенно уступает МП зарубежных стран (там 40–50%).
Незначительна по сырью (нефть, металл, химическая промышленность, древесина).
Больше в экспорте машин, транспортных средств, с/х сырья, текстильных изделий, обуви (часто успешно конкурируют с зарубежом).
Заметно участие МП в ВЭД в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям
Причины малого объема экспорта
– Повышенные требование к сертификации;
– повышенные требования к сервису (послепродажное обслуживание, нужны специальные подразделения);
– отсутствие специалистов по маркетингу и технике;
– жесткие условия по срокам поставки
Недостатки в работе МП
Зачастую МП «привязаны» к одному крупному изготовителю, созданному администрацией этого предприятия, цель – укрытие части экспортной выручки и личное обогащение.
Нередко создаются фирмы-однодневки, их аферы подрывают престиж страны. Они забираются в карман государству.
Часто ВЭД МП носит эпизодический характер, т.к. для устойчивости нужны инвестиции, а с этим – проблема в МП
2.3 Участие МП в импорте
Направления
– Обеспечение собственных нужд (импортеры-промышлен-ники): оборудование, сырье и полуфабрикаты, упаковка;
– перепродажа (импортеры-коммерсанты): потребительские товары и продовольствие, конторское и офисное оборудование, мебель, табачные изделия и т.д.
Методы торговли
Коммерсанты используют принадлежащие им торговые дома, оптовые рынки, магазины
Мелкая торговля
Обеспечивается челноками. В импорте на челноков приходится четвертая часть общего импорта страны
Недостатки
– В импорте в большей степени используются фирмы-однодневки: ввозят несертифицированную продукцию, контрабанду, табачные изделия, алкоголь. Они ввозят 70% потребительских товаров (по данным таможни);
– широко используются также схемы «серого» импорта, когда при расчетах используются счета банков в оффшорных зонах для сокращения расходов по налогам и таможенным сборам
Объем «серого» импорта
20–25% от общего объема импорта
2.4 Интернет-торговля МП
Роль
– Может устранить МП-посредников, но увеличивает роль МП за счет их оперативности в системе ВЭД крупных предприятий;
– частично скомпенсирует сложности МП отдаленных регионов
Преиму-щество
Низкие издержки обращения (в бумажном обороте они составляют 10%), оперативность
Недостатки
Связаны с нормативно-правовой базой электронной торговли, т.к. нужны еще бумажные документы
2.5 МП в инновационной сфере
Области инновационной сферы МП
Прикладная математика, программирование, новые материалы и т.д.
Объемы экспорта и импорта
В 2001 г. экспортировано (в том числе, МП) технологий на 18,9 млрд руб., меньше чем ввезено технологий (33,2 млрд руб.), декларированный высокий уровень развития науки не реализован
Форма организации
МП или временные НИР коллективы
Слабые стороны
МП не могут обеспечить цепочку «идея – технология – производство – экспорт» из-за значительных затрат на производство и экспорт: затраты на опытный образец / производство и экспорт равны 1/4
Актуальная задача, стоящая перед Союзами предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и МП, – участие в организации инфраструктуры поддержки несырьевого экспорта и, соответственно, увеличение экспорта готовой и наукоемкой продукции.
Для решения поставленной задачи необходимы
– Единая информационная база для торговых представительств РФ за рубежом для формирования данных по спросу;
– кредитование экспорта;
– страхование экспортного кредита
Однако в настоящее время государственные банки: Внешторгбанк, Российский банк развития и Сбербанк стремятся кредитовать сырьевой экспорт, там меньше риск, быстрые деньги.
Вопрос 3. Роль торгово-промышленных палат (ТПП) в ВЭД
3.1 Международная торговая палата (МТП)
Основана
В 1919 г.
Статус
Единственная, имеющая право предоставлять в ООН свою точку зрения на экономическое положение частного предпринимательства
Члены
Более 800 торгово-промышленных палат и национальных ассоциаций из 130 стран
Цели
– Влиять на все стороны международной экономической деятельности, включая торговлю, промышленность, транспорт и финансы;
– способствовать взаимопониманию в деловых кругах
Вклад в развитие ВЭД
– Разработала стандарты для условий поставки (Incoterms);
– открывает доступ к большому массиву экономической информации;
– создала:
· первую в мире Международную систему коммерческого арбитража;
· всемирную глобальную электронную сеть торговых палат (World Chambers Network), объединяющую свыше 10 000 торгово-промышленных палат, для обеспечения Интернет-услуг
3.2 Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ
Основана
На добровольном союзе предпринимателей, промышленников, представителей других секторов экономики
Статус
Негосударственная некоммерческая организация
Правовая
основа
Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ», был принят в 1993 г.
Цель
Содействовать развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему
Место в МТП
Принята в Международную торговую палату, участвует в работе Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, Международной организации труда
Организаци-онная структура
Включает:
· 155 торгово-промышленных палат;
· около 20000 предприятий и организаций – членов палаты;
· 119 союзов, ассоциаций, действующих на федеральном уровне, и около 300 объединений-членов, действующих на региональном уровне; комитеты;
· негосударственный Реестр надежных партнеров ТПП РФ;
· 6 учебных центров и 1 Региональный центр качества;
· Третейский суд при ТПП РФ;
· систему стандартизации ТПП РФ
Вклад в развитие ВЭД
– Учредила 8 смешанных торговых палат: Болгаро-Рос-сийскую, Российско-Американскую, Русско-Британскую, Итало-Российскую, Финско-Российскую, Франко-Российс-кую, Польско-Российскую и Российско-Арабскую;
– открыла 17 представительств на территории других стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Индии, Италии, Китая, Латвии, Турции, Финляндии, Чехии, Югославии, Японии;
– оказывает помощь:
· аналитическую, методологическую, информационную, консультационную и ресурсную палатам на местах;
· в обмене опытом между палатами
Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в РФ»
Членство
Добровольное
Цель
Содействовать созданию инфраструктуры развития бизнеса, ВЭД, обеспечению диалога бизнеса и власти
Место в ТПП РФ
Является членом ТПП РФ
Направления деятельности
− Поддержка местных товаропроизводителей, коорди-нация деятельности и лоббирование интересов бизнеса;
− участие в законотворческом процессе важных докумен-тов поддержки предпринимательства;
− оказание услуг оценочных, сертификации товаров, экс-пертизы товаров, информационных;
− выставочно-ярмарочная деятельность;
− работа по землеустройству, юридический и финансо-вый консалтинг
Роль в развитии ВЭД
− Поддержка и страхование внешнеэкономических сделок;
− сертификация и экспертиза товаров;
− ведение реестра надежности зарубежных компаний и местных предприятий;
− участие:
· в восстановлении прерванных и налаживании новых связей с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья;
· в формировании опорных точек развития пензенского бизнеса в других странах;
· в открытии зарубежных торговых домов, в создании совместных предприятий по продвижению товаров;
· в создании ООО «Пензенская экспортно-импортная ком-пания»