Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии




 

План лекции

1. Функции предприятий по развитию ВЭД.

2. Организационное и коммуникативное построение внешнеэкономической фирмы (предприятия – участника ВЭД).

3. Примеры организации международной деятельности внутри компании.

4. Стратегическое планирование ВЭД.

5. Развитие персонала внешнеэкономической организации.

Вопрос 1. Функции предприятий по развитию ВЭД

 

ВЭД сопровождается значительным числом сопутствующих операций по продвижению товара, по предоставлению услуг (транспортных, страховых, банковских, …), по изучению коммерческой информации, по прохождению таможенных процедур.

Функции предприятий по заключению и осуществлению международных сделок выполняют внешнеторговые фирмы (ВТФ), действующие в составе предприятий, или специально создаваемые отделы ВЭД предприятий. ВТФ могут функционировать также в составе отраслевых внешнеэкономических организаций.

Основные отличия функций ВТФ и отделов ВЭД в том, что последние должны находиться «ближе к производству», заниматься исследованиями и анализом не только рынков, но и возможностей предприятия, участвовать в разработке и осуществлении стратегических решений

 

Функциональные подразделения ВТФ:
b маркетинга
b оперативно-коммерческое
b планово-экономических расчетов
b валютно-финансовых расчетов
b учета
b юридическое
b инженерно-техническое

 

Функции отдела ВЭД предприятия:
b научно-техническое сотрудничество
b выбор экспортной стратегии
b аналитические исследования (конкурентоспособности, конъюнктуры, цен, прогноза сбыта, …)
b поиск клиентов (ярмарки, письма, звонки, реклама, газеты, …)
b поиск ресурсов
b протокол (мероприятия по приему делегаций, оформлению документов)
b заключение договоров (работа с дилерами, агентами, оформление контрактов, картотек, переговоры)
b выполнение (или контроль выполнения) контракта

Для успешной деятельности на внешних рынках нужна оптимальная организация работы.

 

Критерии выбора оптимальной организационной структуры:
s размер фирмы
s характер специализации
s форма управления
s внешние условия функционирования
s уровень развития экспорта (импорта) этой фирмы

 

Собственный внешнеэкономический аппарат – система служб – может быть частью структуры предприятия или относительно самостоятельным подразделением, в стране или за границей.

Простейший случай – встроенный экспортный отдел (отдел ВЭД) – 2–3 человека заключают сделки, ведут контроль, учет, работают с международными торговыми посредниками.

При больших оборотах создается специальный экспортный отдел, он проводит аналитическую, рекламную, кредитно-расчетную, транспортную работу и подготовку сбыта.

 

Вопрос 2. Организационное и коммуникативное построение внешнеэкономической фирмы (предприятия –
участника ВЭД)

Организационное построение – набор и целевое распределение персонала по подразделениям

 

 

Коммуникативное построение предприятия – организация информационного обеспечения и связи, взаимоотношений внутри и с внешними организациями и лицами
Организационно-коммуникативное построение фирмы
Роль Позволяет быстро организационно адаптироваться к изменениям внешней среды
Значение Является важной конкурентной составляющей предприятия
Жесткая система управления Предполагает постоянные вертикальные связи, правила решения задач, регламентированную последовательность действий
Мягкая система управления Дает простор горизонтальным связям, простор способам решения задач, когда важен конечный результат
Современная тенденция Децентрализация – переход от вертикальной системы управления к самоуправляемому горизонтальному взаимодействию. По мере усложнения функций труда имеет место переход от формальной (жесткой) системы управления к неформальной (мягкой)
Пример из зарубежной практики Американская фирма IBM каждые 2 года осуществляет реорганизацию структуры управления, т.к. структура быстро устаревает. При этом на разных уровнях управления используют разные типы управления

 

Характеристика типов организационной структуры
Тип 1. Линейный Тип 2. Функциональный Тип 3. Линейно-функциональный У подчиненного один начальник
Тип 2. Функциональный В США широко используется функциональная структура предприятий: производство, реализация, финансирование
Тип 4. Дивизионный или продуктовый Тип 5. Программно-целевой Используются широко, отделения оперативно самостоятельны, имеют договорные отношения друг с другом, получают прибыль и самофинансируются, при этом высшее руководство занимается стратегией, утверждает переход к новой продукции, осуществляет реорганизации. Тип 4 сочетается с типом 5, для решения возникающих проблем создаются проектные подразделения, которые еще более автономны и могут быть преобразованы во «внутренние фирмы»
Тип 5. Программно-целевой Является перспективной распространенной разновидностью
Тип 6. Матричный У подчиненного несколько начальников
Тип 7. Инновационно-венчурный Дается большая свобода руководителю НИОКР
Новые структуры Большое внимание уделяется роли лидера, мотивации персонала. Цели фирмы постоянно изменяются, и изменяется структура управления

 

Положительный опыт организации западных фирм требует осмысления, приспособления для российской экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...