·Периодические выпуски финансовых бюллетеней специализированных рейтинговых фирм, например Moody's Investors Service (Moody's)
·Публикации различных ассоциаций
·Биржевые бюллетени
·Финансовая пресса
Виды финансового анализа и их характеристика
(применение вида анализа зависит от задач)
Анализ краткосрочной ликвидности
Простой анализ
Оценка сильных и слабых сторон деятельности фирмы
Комплексный анализ
Анализ общего финансового положения фирмы
Отражает прошлое состояние и может быть использован для прогнозных расчетов
Показатели экономического потенциала фирмы
Активы
Продажи
Валовая и чистая прибыль
Основной и оборотный капитал
Капиталовложения
Производственные мощности
База НИОКР
Число занятых
2. Аналитические коэффициенты
Аналитические коэффициенты представляют собой соотношения показателей различных статей отчетности.
Первым этапом является оценка финансовых показателей зарубежной фирмы.
На втором этапе необходимо провести сравнительную характеристику полученных финансовых коэффициентов со среднегрупповыми значениями.
Это вариант показателя текущего состояния; в его числителе – средства, которые на данный момент легко превратить в наличность. Значение этого коэффициента свидетельствует о том, насколько продуктивно фирма использует свои денежные средства
2.2 Коэффициенты управления активами
Эта группа коэффициентов позволяет провести оценку эффективности использования ресурсов фирмы. Превышение активов ведет к тому, что фирма несет неоправданные расходы, что отрицательно сказывается на размере полученной прибыли. Недостаток же активов влияет на результативность хозяйственной деятельности и приводит к нарушению договорных обязательств
Оборачиваемость запасов(inventory turnover ratio)
= (Выручка от реализации) / Запасы
Показывает, насколько эффективно фирма распоряжается своим оборотным капиталом, вложенным в материальные запасы
Время обращения дебиторской задолженности в днях (days sales outstanding – DSO)
= (Дебиторская задолженность) / (Годовая выручка от реализации /360)
(Или средний срок получения платежа) используется для оценки системы расчетов с дебиторами. Дебиторская задолженность представляет собой средний период, в течение которого фирма, продав свою продукцию, ожидает поступления денег
Коэффициент оборачиваемости средств, вложенных в основные средства (fixed asset turnover ratio), фондоотдача
= (Объем реализации) / (Остаточная стоимость основных средств)
Рассчитывается путем соизмерения объема реализации и остаточной стоимости основных средств
Оценивает оборачиваемость средств, вложенных в активы фирмы
2.3 Коэффициент управления источниками средств
Доля заемных средств
= Заемные средства / Сумма активов
Структура заемных средств включает кратко- и долгосрочные обязательства. Кредиторы предпочитают фирмы с низкой долей заемных средств, чтобы не понести убытков при ликвидации компании
2.4 Коэффициенты рентабельности
Дают обобщенную характеристику эффективности работы в целом
Рентабельность реализованной продукции (profit margin on sales)
= Чистая прибыль / Выручка от реализации
Характеризует отдачу на сделанные акционерами инвестиции, имеет большое значение для владельцев обыкновенных акций
2.5 Показатели финансовой устойчивости
Удельный вес заемных средств в активах (debt to total assets)
= Общая сумма обязательств / Общая сумма активов
Определяет ту долюактивов компании, которая финансируется кредиторами
Удельный вес акционерных средств (капитала) в активах (stockholders equity to assets)
= Сумма акционерного капитала / Сумма активов
Характеризует долю активов, сформированных акционерами фирмы
Доля долгосрочной задолженности в капитале (debt to capitalisation)
= Долгосрочная задолженность / (Долгосрочная задолженность + Объем акционерного капитала)
Формула Дюпона
Прибыль на акционерный капитал = (Чистый доход / Доход от реализации) × (Доход от реализации / Активы) × (Активы / Акционерный капитал)
Впервые использована в фирме «Дюпон-де-Немур».Формула Дюпона позволяет получить предварительную оценку финансового положения фирмы, расчленив рентабельность на три части: 1) контроль над доходами; 2) использование активов; 3) использование займов
3. Анализ тенденций
Потенциальных экспортеров, как правило, интересует, каким образом развивалась деятельность зарубежной фирмы-конкурента в течение нескольких лет. Такой ретроспективный анализ необходим для качественного прогнозирования поведения фирмы в будущем, тенденций развития. Необходимость выбора компании-партнера, сопоставления собственного положения фирмы с предприятиями-конкурентами требует проведения «межфирменного анализа». Наиболее целесообразно сравнивать компании одного порядка.