Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наведение мостов. Мультимодальное исследование. Первичные интервью. Профиль модальностей




Наведение мостов

 

Наведение мостов — техника улучшения взаимопонимания, иллюстрирующая гиб­кость мультимодальных консультантов. При наведении мостов консультанты настраи­ваются на предпочтительные модальности клиентов, а затем мягко направляют клиен­тов к модальностям, которые могут оказаться более продуктивными (Lazarus, 1989a, 1992). Клиенты с большей вероятностью почувствуют, что консультанты их понима­ют, если консультанты сначала будут реагировать в рамках системы представлений, которые являются предпочтительными для клиентов. Другими словами, консультанты сначала «разговаривают на языке своих клиентов» или «начинают продвижение с того места, где находятся клиенты», и только затем переходят к менее предпочитаемым модальностям. Преимущество такой тактики заключается в том, что в дальнейшем кли­енты будут меньше сопротивляться работе в этих других модальностях.

Лазарус приводит следующий пример. Один консультант спросил своего клиента: «Что вы почувствовали, когда узнали, что ваш отец решил уйти из дома? », клиент отве­тил: «Мой отец был склонен выдвигать на первый план свои потребности и никогда не учитывал интересов моей матери и моих интересов» (Lazarus, 1992, р. 247). Вместо того чтобы оказывать на клиента давление в рамках эмоциональной модальности, муль-тимодальный консультант сначала присоединился к нему в когнитивной модальности. Затем, примерно через пять минут, консультант смог перекинуть мостик в менее опас­ную (в представлении клиента) модальность, чем эмоциональная. С этой целью он за­дал такой вопрос: «Между прочим, можете ли вы сосредоточиться на ощущениях, ис­ходящих из какой-либо области вашего тела? ». Затем, после обсуждения ощущений, консультант смог перекинуть мост в эмоциональную модальность, Для этого он задал клиенту следующий вопрос: «Я еще раз хочу вас спросить, что вы чувствуете в связи с уходом из семьи вашего отца» (Lazarus 1992, р. 248). К этому моменту клиент должен уже гораздо слабее сопротивляться раскрытию чувств.

 

Мультимодальное исследование

 

Первичные интервью

 

Первые несколько сессий проводятся не на основе жесткого сценария. Консультанты могут встречаться с отдельными людьми, парами или семьями. Они могут начинать с легкой светской беседы и со сбора основной информации (например, с уточнения адре­са и номера телефона) и только потом переходить к более детальному исследованию. Вот два главных вопроса, которые консультанты задают клиентам, когда те предъявля­ют свои жалобы: «Что привело к возникновению данной ситуации? », «Кто или что спо­собствует сохранению ситуации в этом состоянии? » (Lazarus, 1989с, 1992). Кроме того, консультанты ищут признаки психоза, органических нарушений и депрессии. С самого начала консультанты стараются определить, к каким именно модальностям BASIC I. D. относятся жалобы их клиентов. Помимо этого, консультанты стараются оценить ожи­дания клиентов относительно результатов консультирования и выбрать наиболее под­ходящий стиль отношений. К тому же они определяют сильные стороны и положитель­ные качества клиентов. Довольно часто во время начальных интервью консультанты используют определенные воздействия, например когнитивный диспут. В конце перво­го интервью консультанты просят большинство взрослых клиентов заполнить 15-стра-ничную Мультимодальную анкету истории жизни (Lazarus, Lazarus, 1991a). В этой анкете содержится множество вопросов, касающихся происшедших ранее событий и факторов сохранения, причем ответы подразделяются на категории BASIC I. D.

Важным является следующий принцип мультимодального консультирования: «Знай собственные ограничения и сильные стороны других специалистов» (Dryden, 1991, р. 30). Следует обращаться за помощью и советом к другим консультантам, если они имеют необходимые навыки или личный стиль, более подходящий для работы с кон­кретным клиентом (если соответствующими навыками не обладает основной консультант). Лазарус считает, что ему не особенно хорошо удается работать с людьми, имею­щими серьезные нарушения, например с шизофрениками и людьми, которые злоупот­ребляют различными веществами, вызывающими зависимость, а также с подростка­ми. Он разыскивает более опытных или одаренных консультантов для таких клиентов. Направить клиента к другому консультанту лучше до установления связи между этим клиентом и первоначальным консультантом. Лазарус также направляет клиентов в группы самопомощи, такие как общества Анонимных алкоголиков, Анонимных обжор, Родителей-одиночек.

 

Профиль модальностей

 

Лазарус (Lazarus, 1992) пишет: «Опорой мультимодального анализа являются Профи­ли модальностей и Структурные профили» (р. 246). Профиль модальностей — это таб­лица BASIC I. D., в которой перечисляются проблемы, возникающие в пределах каждой модальности, и рекомендуемые воздействия. Лазарус составляет такие профили толь­ко тогда, когда при консультировании прогресс достигается недостаточно быстро и воз­никают непредвиденные проблемы. Примерно к началу третьего занятия консультан­ты обычно получают достаточное количество информации из собеседований и анкеты истории жизни и приступают к составлению плана предварительного Профиля модаль­ности для клиента (как правило, на это уходит 15-20 минут). Иногда клиентов просят набросать собственные Профили модальностей самостоятельно, а затем клиент и кон­сультант сравнивают записи (Lazarus, 1989с). Мультимодальные консультанты отно­сятся к профилям модальностей клиентов как к набору гипотез. Консультанты показы­вают профили модальностей клиентам и обсуждают с ними эти профили.

Табл. 14. 1 представляет собой пример Профиля модальностей, который консуль­тант составил для 37-летнего человека, обратившегося к нему в связи генерализованной тревогой (Lazarus, 1992, р. 242).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...