Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

диагностики детей подготовительной к школе группе по теме «Лекарственные растения».




 

 На первом этапе нашего проекта нами  была составлена и апробирована диагностика детей подготовительной к школе группе. Мы выяснила, что запас знаний детей по теме «Лекарственные  растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на шестой вопрос («Покажи, какие растения приносят пользу? Объясни, почему? »).

По итогам диагностики выявили: Низкий уровень - 12 % детей, Средний уровень - 64% детей, Высокий уровень - 24 % детей.

По окончании проекта мы снова продиагностировали  детей:

Дети  называют лекарственные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить и назвать растения.  Могут назвать растения и в чём его польза человеку животному, птицам.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень - 56 % детей, Высокий уровень - 44% детей.

                                       Приложение 1

 Дидактические игры.

Название   Задача Правило Оборудо вание Ход игры
«Что измени лось? » Найти предмет по сходству. Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя услышав его описание. Одинаковые растения изображены на картинке. Воспитатель показывает какое-нибудь растение, описывает его характерные признаки, а затем. Предлагает ребёнку найти такое же растение                
         
«Найди такой же». Найти предмет по сходству Смотреть на то, как воспита тель меняет растения местами нельзя. На доске  ставят 2-3 одинаковых растения в определён ной последова тельности. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как расположены  растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения. А затем просит детей переставить картинки так, как они стояли прежде, сравнивая их   После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
«Угадай растение по описанию». Найти Предмет  по перечислен- -ным признакам Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспита теля. Для первых игр отбирают несколько   растений (2-3) с заметными отличитель ными признаками. Их расставляют доске  так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала? ». Дети показывают растение и если могут называют его.  
«Где Спряталась матрёшка?     Найти предмет по перечис ленным признакам.   Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя.   На столе расставляют 4-5 растений.   Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
«Найди растение по названию». Найти растение по слову – названию. Смотреть, куда прячут растение, нельзя. Все растения группы. Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его.
«Опишите, я отгадаю». Найти растение по описанию. Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его.  На столе выкладываются картинки. Воспитатель описывает одно из растений  . Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам.
«Найди, о чём расскажу». Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Называть загады ваемое растение нельзя.   Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к  лекарственным  растениям,   на  доске. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.

 

 

                                              ПРИЛОЖЕНИЯ 1.

Беседа «Лекарственные растения»

Формировать умение узнавать и правильно называть   лекарственные травы.

Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения.

Предварительная работа: беседа о лекарственных травах, знание

лекарственных трав, сбор лекарственных трав.

Встреча с Красной Шапочкой

Дети сидят на стульчиках. На ковролине прикреплены картинки с изображением лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, коробочки, мешочки и пакетики с лекарственными травами.

 Раздается стук. Входит Красная Шапочка с корзиной. Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Я гуляла по полям, лугам.  Собрала много лекарственных растений, но как они называются, не знаю.  Помогите мне. На лугу растут: ромашки, Лютик едкий, клевер – кашка.  Что еще? Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ, как елка. А еще? Подорожник, васильки, Грамофончики – вьюнки. Еще много разных травок У тропинок, у канавок. И красивых и пушистых, Разноцветных и душистых.  Назовите Красной Шапочке еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными. Игра «Узнай и назови»

 Воспитатель  берет из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам   растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет(болото, луг, овраг). И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами.   Например,  ромашку аптечную  (цветы) собирают  летом, подорожник (собирают только листочки без ножек) весной и в начале лета,  крапиву – весной, когда она только – только вырастает(2-3 рассказа детей).  

Рассказ воспитателя Вы много знаете о лекарственных растениях. А при каком заболевании используется то или иное растение, и в каком виде они помогают. Например: отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный чай. Корни лопуха заваривают, а потом   моют отваром голову при выпадении волос. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить чай из плодов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к лекарственным   растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы.   Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки. Итог. Красная Шапочка: Спасибо, ребята, за помощь, я очень много сегодня узнала у вас о лекарственных травах. Что делать со своими лекарственнымитравами, я теперь знаю. Я их правильно засушу, и буду хранить в хорошо проветренном помещении, оберегая от прямых солнечных лучей. Воспитатель предлагает детям выпить напиток «Здоровья» и постараться определить, какие травы использованы.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

КВН «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Закрепить знания детей о лекарственных растениях и правилах их сбора; Углубить знания о пользе и применении лекарственных растений; Воспитывать у детей бережное отношение к растениям; Развивать мыслительную деятельность, память, речь; Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Предварительная работа: Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии в родном крае; Использование научно- популярной, художественной, медицинской литературы, иллюстраций и поэтических произведений, описывающих цветы; Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях; Рисование лекарственных растений.

Оборудование: Детали цветов вырезанные из цветной бумаги, картинки лекарственных растений, корзинка, макеты деревьев, цветы, магнитофон, аудиозапись " Вальс цветов" П. И. Чайковского.

Звучит " Вальс цветов" в группу входит Фея цветов. Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я Фея цветов и я рада приветствовать Вас на лесной полянке. Вы любите цветы? Дети: Да! Фея: А какие цветы вы знаете? Дети: Ромашки, колокольчики.... Фея: Ребята, а вы знаете, что растения могут лечить многие болезни? Дети: Да! Фея: А как называются эти растения? Дети: Лекарственные растения! Фея: Правильно, мы сегодня с вами поговорим о лекарственных растениях и проведем мы с вами КВН " В мире лекарственных растений" Сегодня у нас будут соревноваться 2 команды. Команда " Ромашки" , команда " Одуванчики". Представление команд Первая команда " Одуванчики" Девиз: Команда " Одуванчики" Готова отвечать. О растениях много знаем, Подготовились на " пять". Вторая команда " Ромашки" Девиз: Нам рады все люди, Птицы, букашки Мы полезные цветы, Нас зовут -ромашки! Фея: Молодцы ребята, представили команды.

Задание 1 А сейчас разминка. Надо быстро ответить на вопросы.. 1. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама. Ответ: Мать – и – мачеха 2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник 3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? Ответ: Одуванчик 4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле: Золотая середина И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка 5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Ответ: Мята 6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник Фея: Молодцы ребята! Задание 2 Игра " Собери цветок из лепестков " На полу раскладывается лепестки и сердцевины цветов вырезанные из цветной бумаги (ромашка и василёк) Дети должны правильно собрать цветок. Побеждает та команда, которая быстрее соберет цветок Задание 3 Конкурс загадок.

 Загадки о лекарственных растениях: 1. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? ( Подорожник)

2. Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (Крапива)

3. Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... ( Одуванчик)

4. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой... (Зверобой )

5. Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах... ( Мяты)

6. Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? ( Чистотел)

7. Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. (Шиповник )

8. Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. ( Календула)

Заходит Колобок с корзиной. Колобок: Здравствуйте ребята! Я колобок -румяный бок катился по полям и лугам и собрал много растений. А как они называются не знаю. Помогите пожалуйста.

Фея: Ну, что ребята поможем Колобку? Дети: Да! Фея: А ты Колобок пока посиди да послушай и запоминай. Фея берет из корзины засушенные растения и показывает детям, дети называют растения. (Одуванчик, ромашка, крапива, Иван-чай, полынь, хвощ полевой)

Фея: Правильно ребята, вы все лекарственные растения назвали правильно. Ну, что Колобок ты запомнил названия растений. Колобок: Да. Фея: А сейчас следующее задание капитаны команд должны рассказать о лечебных свойствах некоторых растений.

Задание 4 " Расскажи и покажи"

Выходит по одному капитану и рассказывает о полезных свойствах растений. (Ромашка, крапива, подорожник, одуванчик)

Фея: Молодцы капитаны. Вас поддерживает вся команда. Колобок, а ты знаешь как надо собирать и сушить лекарственные растения? Колобок: Нет. Фея: А сейчас дети тебе расскажут. Фея: Ну, что Колобок теперь ты всё запомнил? Колобок: Ой ребята, вы такие молодцы. И все то вы знаете и все то вы умеете. А я покачусь быстрее до бабушки да заварю ей ромашку, а то у нее болит горло. Спасибо ребята. До свидания!

Фея: А сейчас ребята давайте отдохнём.

Физминутка:  Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте. ) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны. ) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр. И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наобо­рот правой ступни левой рукой. ) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх. ) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся. ) Фея: А теперь последнее задание

Задание 5. " Угадай" Фея: Я буду описывать лекарственное растение, а вы должны угадать, что это за растение и показать картинку. 1. Листья узорные, головка белая. Используют в виде отвара, когда болит горло. (Ромашка) 2. Растет у дороги, семена идут в стрелку. Применяют для остановки кровотечения из ран. (Подорожник) 3. Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и для промывания ран. (Календула). Молодцы ребята все правильно отгадали и показали. А теперь мы подведем итоги. (Жюри подводит итоги и вручает детям медали и призы)

Литература 1. Луконина Н, Чадова Л. Утренники в детском саду. Москва" Айрис-Пресс. 2002. 2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. . Минск " Асар". 2001. 3. Плешаков А. А. Зеленая тропинка. Москва " Просвещение" 2002. 4. Интернет портал " Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов ДОУ. "

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

                                                        БЕСЕДА.

 Познакомить детей с лекарственными растениями.  Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.  Воспитывать у детей бережное отношение к растениям. Предварительная работа:  Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.  Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие, Знают жители лесные. Вот о чем они для нас, Поведут сейчас рассказ.

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить « Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют: Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.  Нельзя пробовать растения на вкус. Нельзя рвать много растений. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.  После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт Цветом розовым цветёт, Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай! Что за травка? – (иван-чай). Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Ребенок: Белый горошек, На зелёной ножке, Зреет, раскрывается, В колокольчик превращается! (ландыш) Ландыш – очень ценное  растение.  Его капли применяют при болезнях сердца  Ландыш занесен в Красную книгу.

 Пряность это и приправа, Чай с ней удался на славу, Догадаются ребята, Ну, конечно, это…(мята) Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


   Что за странные цветки Под названьем Ноготки? Так похожи на ромашки – Все в оранжевых рубашках. (календула) Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый. Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию, А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль, А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите, А бруснику - при артрите, Чтобы было больше сил, Не забудь про девясил. - Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит, Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной. - Печень подлечи рябиной, Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета, Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом, Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя - Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом, А веснушки - тертым хреном. - Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй, Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.   

Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может, вы увидите, и узнаете, эти растения на улице. Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким  лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка  о лекарственных  растениях».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...