ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. Конспект ООД «Лекарственные растения»
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Конспект ООД «Лекарственные растения» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Художественно – эстетическое развитие. Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений Задачи: - Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края, их значение в жизни человека: оздоровительном, эстетическом; - об их взаимосвязи с окружающей средой; -знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях; Уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав; - развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь. - воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде. Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в экологическую тропу, отгадывание загадок, заучивание стихотворений. Беседа с детьми на тему: «Ядовитые растения» Оборудование: слайды с изображением лекарственных трав ( подорожник, крапива, малина, липа, ромашка, одуванчик, лопух ) Иллюстрации с изображением ядовитых растений, музыка «Вальс цветов». Дидактическая игра «Собери ромашку» Сюрпризный момент «Пчела» Воспитатель. - Ребята, посмотрите, что вы видите? Дети. Растения. Слайд 1 ( просмотр слайда лекарственные растения ) Воспитатель: -Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля? Дети: (Растения помогают дышать, радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле. )
Воспитатель. Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно, использовать лекарственное растение. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение. А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку». Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка. Ромашка разделена на части: корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку: Что идет сначала? Корень. Верно. -Потом стебель. И так дальше. Дети составляют ромашку. Пчела: «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка. Что вы знаете про это растение? (можно гадать на ромашке, есть песни, это удивительное растение) Ромашка это очень полезное лекарственное растение. Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды. Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел» Если вдруг ты заболел, Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей С зелеными ветками. Они и красивей, и тоже лечебные, Бывают и горькие, но очень полезные. Помногу их пить тоже нельзя, Бывают опасными эти друзья. О каких друзьях говорится в стихотворении? (о лекарственных растениях) Да, если лекарственными растениямиумело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения: каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека. Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений. Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку. (Ребенок загадывает загадку). Ребенок: Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки, на земле лежат листки- маленькие лопушки. Нам он как хороший друг, Лечит раны ног и рук. Каждый лист мой любит тропки. У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник). Слайд 2
Воспитатель: Почему оно так называется? Ответы детей: Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывая, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Воспитатель: - Послушайте следующую загадку: Ребенок: Не пустили в огород- Оттого она и жжет. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива) Слайд 3. Воспитатель. Почему же все-таки крапива обжигает? Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Ответы детей: Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы. Воспитатель. - А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях, которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать Ребенок: Летом рад я свежей Ягоде медвежьей, А сушеная в запас От простуды лечит нас. (Малина ) Слайд 4 Рассказывает ребенок: Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами.
Ребенок: Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, А цветок – на медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа. ( Липа). Слайд 5 Стихотворение «Липа» читает ребенок. Воспитатель: Посмотрите дети - Это липы цвет, Ароматы лета, Нам принес в привет, Чай его душистый, Любит стар и мал, Очень многим людям. Он здоровье дал: Сбил температуру, Горло подлечил, Горькую микстуру. Детям заменил. И от кашля средства. Просто лучше нет Вот какой кудесник. Этот липов цвет! Воспитатель: Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы. Ребенок: Нарядные платьица. Желтые брошки. Ни пятнышка нет. На красивой одежке. ( Ромашка ) Слайд 6 Воспитатель: Ребята, а чем полезна ромашка? Ответы детей. Воспитатель: Послушайтезагадку: Ребенок: Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится В беленькое платьице, Легкое, воздушное, Ветерку послушное. (Одуванчик ) Слайд7 Физкультминутка «Одуванчик»Одуванчик, одуванчик, Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)Если ветер быстро, быстро (руки вверх) На поляну полетит Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут) Одуванчика тычинки (бег на месте)Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)И сольются с небосводом. Воспитатель. Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами. Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его - свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками. Загадка. Ребенок: Выпускает он листы. Широченной широты, Держатся на стеблях крепких. Сто плодов шершавых, цепких. Если их не оберешь, На себе их все найдешь. ( Лопух репейник) Слайд 8 Воспитатель. - У этого растения несколько названий — лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка: «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения. Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом). Дидактическая игра «Четвертый лишний» Физкультминутка «Аленький цветочек» (дети выполняют движения под аудиозапись) Есть на свете цветок алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря. Может там за седьмым перевалом. Вспыхнет свежий, как ветра глоток, Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. -Как вы думаете, ребята, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ, Воспитатель: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин. Не рвать растения, которые занесены в красную книгу. Это редкие растения, их охраняют от исчезновения. Растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно! Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным. Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя! Рефлексия. О чем мы сегодня говорили? ( о лекарственных растениях) Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать. На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета», с использованием карточек лекарственных растений. Ребенок: Лес, как сказочное царство, Там кругом, растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке - И микстура, и таблетки. Ну, а чем и как лечить. Родители и воспитатели нас могут научить. Все целебные растения. Знают они без исключения. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Ведь из трав лесного царства, Люди делают лекарства. Все ребята, молодцы, потрудились от души! Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями. Ребенок: Растения мы знаем, бережем и охраняем, В книгу Красную они, Уж давно занесены. Люди рвут их не на потеху, Отнесут их все в аптеку. Воспитатель. В заключение я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты. Природу друг мой охраняй! Никого не обижай! Не губи деревья ты! Сохрани в лугу цветы! Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений. Спасибо. Все большие молодцы!
Приложение 1. Слайды о лекарственных растениях. Приложение 2. Слайды о ядовитых лекарственных растениях. Приложение 3. Открытки с изображением лекарственных растений.
Список литературы. 5. Гончароа Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008г
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|