Требования к системе управления
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Вопросы к экзамену по теории управления. 1. Общая концепция менеджмента. менеджмент - это: - крупная социальная инновация, - новый взгляд на организацию производства, - источник развития экономики, - способ повышения эффективности использования ресурсов, - способ мобилизации и направления человеческой энергии на достижение поставленных целей, - набор новых конструктивных инструментов решения задач управления, - постоянное обновление, изменение организаций, - знание принципов организации коллективной работы, формирование команды, универсальные способы управления, менеджмент прагматичен, конструктивен, интернационален (хотя учитывает национальные особенности), деидеологизирован. Концепция выражается через набор основных понятий или концептов. Основные концепты менеджмента можно упорядочить следующим образом. 1. Управление и организации. Объект и орган управления. Цели, стратегии, планы и программы. Уровни управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Организационная доктрина управления. Управление как процесс повышения организации системы. Аксиома Эшби. 2. Системы, системный подход к управлению. Этап преобразования сложного объекта в систему. Упрощение реальности с помощью систем. Решение задач управления на основе системного анализа. Модели систем управления. Ситуационный подход к управлению. Ситуация S = Sвн.ср. Sср. - как декартово произведение состояния внешней среды Sвн.ср. и системы Sс. 3. Внешняя среда, окружение организации. СТЭП - анализ, профиль среды. Внешняя эффективность системы: темпы роста, устойчивость основных экономических показателей. 4. Внутренняя среда организации: люди, технология, задачи, цели, структура. Горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления.
5. Стратегическое планирование: миссия - политика цели - анализ внешней среды - анализ сильных и слабых сторон организации - выбор стратегии - реализация - оценка результатов. 6. Проектирование организации: определение направленности структуры - тип структуры - распределение ответственности - делегирование полномочий - децентрализация. Создание формальной организации. 7. Руководство в организации: выбор стратегии мотивации - лидерство - координация - коммуникации - распределение власти - стиль руководства. Слаженная работа коллектива. Формулы успешного управления. 8. Контроль: выбор стандарта, периода, частоты контроля. Контроль количества, качества, отклонений. Устранение отклонений от фазовой траектории. 9. Инструментарий менеджмента. Методы решения проблем. Предметное поле менеджмента. Отображение проблем на методы и средства решения. Информационные технологии и количественные методы. Управление проектами. Извлечение знаний с помощью эконометрии. Программные продукты менеджмента. 10. Эволюционный анализ и эволюционные процессы. Развитие фирмы и его закономерности. Управление эволюцией фирмы. Синергетика самоорганизация.
Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие: • организация - это открытая система; • успех зависит от того, насколько удачно фирма "вписывается" во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям; • фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам (главный из них - потребитель); • ставка делается на человека самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления; • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;
• ориентация на новую социальную группу - когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. 2. Предмет менеджмента. Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации. Слово «менеджмент» употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Предмет науки общего менеджмента – общие закономерности, принципы и методы управления организациями;исследование законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления. Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях. Два основных смысла понятия «менеджмент»: 1) процесс управления; 2) группа людей, составляющих орган управления. Специальный менеджмент – управление объектами с учетом их специфики или управление специфическими процессами, ресурсами. Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др. Объект общего менеджмента – люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе управления этими организациями. Объект специального менеджмента – своеобразные отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Объектом специального менеджмента могут быть некоторые разновидности специальных процессов (финансовые потоки, исследуемые финансовым менеджментом). Менеджмент означает:
3. Принципы менеджмента. Можно выделить следующие принципы менеджмента, с которыми осуществляется управленческая деятельность: 1) сочетание научности и творчества заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках. Но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации; 2) целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем; 3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы. Однако разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования; 4) последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач. Некоторые работы имеют циклический характер, т. е. повторяются периодически; 5) непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида; 6) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии срас-поряжениями и указаниями менеджера;
7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы; 8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, так как подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но превышение ответственности над правами подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается наказуемой; 9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов; 10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии вданном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем приказ, спускаемый сверху от руководства.
4. Управленческий цикл. Управленческий цикл содержит в себе: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.
5. Теория систем как методология менеджмента. Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т. е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой во времени и пространстве. Функционирование элементов системы направлено на достижение общей цели. Основные этапы системного подхода в управлении: 1. Выделение объекта изучения из общей массы явлений и процессов, определение пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой. 2. Установление основных критериев целесообразного действия системы, а также основных ограничений и условий существования. 3. Определение вариантов структур и элементов, нахождение факторов, оказывающих влияние на систему. 4. Разработка модели системы. 5. Оптимизация работы системы по достижению цели. 6. Установление оптимальной схемы управления системой. 7. Определение надежной обратной связи по результатам функционирования, установление надежности функционирования системы. Основные принципы системного подхода: 1) структурность – возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов; 2) целостность – характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов; 3) иерархичность – соподчиненность элементов. Реализация процесса управления: процесс управления происходит на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды.
Управление с позиции системного подхода — осуществление совокупности воздействий на объект, выбранных из множества возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения заданной цели. Управление – функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (т. е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение действий, обеспечивающих устойчивость функционирования и достижение поставленной цели. Особенности управления: 1) предполагает измерение выходных параметров системы, сравнение результатов измерения с некоторыми заданными эталонами; 2) влияние на вход системы (регулирование, корректировка входа) для установления необходимого режима работы. Система управления – система, в которой реализуются функции управления. Алгоритм управления – свод правил, по которым на основании анализа информации о цели управления, о состоянии объекта управления, окружающей среды, о внешних и внутренних воздействиях формируется управленческая информация о требуемой совокупности управляющих воздействий. Решение – предписание к действию для объекта управления (план, инструкция, приказ и т. д.). Принятие решений – выбор решения из множества рассматриваемых вариантов с помощью критерия или принципа выбора. Требования к системе управления Составляющие жизненного цикла системы: возникновение, становление, функционирование, развитие (преобразование) или гибель. Самоорганизующаяся система – система, в которой источник изменений находится внутри системы. Адаптация – реакция системы, направленная на приспособление к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Применение системного подхода: понятие системного подхода используется на всех уровнях методологии, иногда оно используется как набор процедур и приемов, создающих форму и условия реализации соответствующих принципов. Особенность системного подхода в управлении: для осуществления системного исследования следует выполнить ряд методологических условий: исследование связей объекта; нахождение системообразующих связей; раскрытие структурных характеристик объекта и др. Основные системные свойства: обеспечение стабильности существования в меняющемся мире и защищенность от несанкционированного внешнего воздействия; обеспечение заданной цели функционирования. Требования к управлению: 1) непрерывность – осуществление управления с необходимой периодичностью; 2) гибкость – смена форм управления в зависимости от обстановки и изменения долгосрочных тенденций; 3) всеситуационность; 4) оперативность – способность вовремя реагировать на изменения внутренней и внешней среды; 5) эффективность – экономичность выбираемых управленческих решений и всего процесса осуществления управленческой деятельности.
6. Основные этапы развития управленческой мысли. Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления. Развитие теории менеджмента проходило постепенно. Отдельные части этой теории можно встретить в Библии, Коране, трудах известных философов, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени. Современная целостная теория менеджмента – относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии. В конце XIX – начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя. Имелась сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, больше всего ценилась исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме. В середине XX в. стала господствовать экономическая система, базирующаяся на экономическом принуждении, на материальном поощрении, на мотивации. Экономическая система характеризуется инициативой наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах, характеризующихся высокими результатами деятельности. К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась ситуация, при которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести организацию к успеху. Использование любой из этих двух моделей управления, могло привести организацию к поражению в конкурентной борьбе. В 90-е годы эти модели управления в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления. Основными характеристиками этой модели являются сочетание экономических и моральных стимулов, коллективизм и приверженность своей работе, собственному коллективу и организации в целом. Каждый работник участвует в деятельности организации, не только осуществляя круг своих обязанностей, но и участвует в поиске и разработке новых видов услуг, новых методов работы, новых социальных технологий. Каждый участвует в деятельности организации, подавая предложения по поводу улучшения методов работы, повышения качества услуг, развития организации. Такая модель сформировалась в конце XX в. в преуспевающих организациях стран Запада и Востока. Особенность: менеджмент любой организации, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Но возможно выделить ту модель, к которой в большей степени тяготеет данная организация. Однако, постепенно новая модель становится доминирующей в практике менеджмента. Новая модель управления – необходимый элемент поведения в условиях современного рынка. Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым и непредсказуемым изменениям окружающего мира. Она позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Процессный подход – рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, поведенческая школа, количественная школа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|