Основные этапы разработки прогнозов.
Основания типологизации управленческих прогнозов: по объекту прогнозирования выделяются:
по времени упреждения выделяются:
по охвату явлений выделяются:
по соотношению с различными формами управления выделяются:
по цели:
9. Управленческое решение. Управленческое решение представляет собой наиболее оптимальный вариант из возможных прогнозных альтернатив, принимаемый в установленном порядке, имеющий обязательное значение, определяющий средства достижения цели, организующий деятельность субъектов и объектов управления. Управленческое решение носит общественный характер. Подходы: Нормативный подход, основанный на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должны думать, а не на то, что мы думаем на самом деле. Дескриптивный подход, основанный на том утверждении, что в конфликте чувства и разума всегда побеждает чувство, поэтому процесс принятия решения венчает неформальный аспект. Управленческие решения направлены на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, управленческое консультирование, управление всеми видами деятельности. Условия эффективности: соблюдение иерархии в принятии решений; использование целевых межфункциональных групп; использование прямых горизонтальных связей; централизация руководства. Виды эффективности: организационная эффективность; экономическая эффективность; социальная; технологическая эффективность; психологическая эффективность; правовая эффективность; экологическая эффективность; этическая эффективность; политическая эффективность.
Требования к управленческому решению: эффективность; своевременность; конкретность; соответствие решения силам и средствам его выполнения, непротиворечивость, реальность выполнения. Структура управленческого решения: о цель, которую требуется достичь; о средства достижения обозначенной цели; о срок достижения обозначенной цели; о исполнители решения. Факторы качества управленческих решений 1. Факторы ситуационного характера - познание проблемы, научное предсказание, анализ и прогнозы, методы получения знаний, организация управления. 2. Факторы поведенческого характера - стиль поведения, мотивы и интересы, личностные черты руководителя, его квалификация; политическая и социальная среда, общественные и правовые нормы. Типологизация управленческих решений
· по характеру целей; по количеству рассматриваемых целей; по характеру задач и содержанию; по причинам; по функциональному содержанию; по уровням иерархии; по исходным методам формализации; по организационному оформлению; по психологическому содержанию; по характеру организации разработки; по временному горизонту; по периоду реализации; по частоте принятия; по широте охвата; по степени уникальности;по предопределенности; по степени; по способу передачи; по отражению личности менеджера; по технологии принятия; по степени регламентации. Процесс принятия управленческого решения. Выявление проблемной ситуации и постановка цели; Сбор информации и выявление ограничений; Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта; Организация выполнения принятого решения; Контроль выполнения решения. Основные типы моделей: физическая; аналоговая модель; математическая модель; индуктивная модель; дедуктивная модель; проблемно-ориентированная модель; одноцелевая модель; многоцелевая модель; однопериодная модель; многопериодная модель.
10. Управленческое планирование. Функция управленческого планирования ориентирована на детализацию процесса реализации принятого управленческого решения. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов. План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. План полезен как раз тем, что в процессе построения плана выявляются и устраняются возможные нестыковки, рассогласования, противоречия. Эти рассогласования могут возникать, например, между:
В ходе управленческого планирования решается ряд основных задач эффективного выполнения принятого управленческого решения:
Принципы эффективного управленческого планирования:
Виды управленческого планирования.
Стадии планирования: 1. стадия предварительного планирования; 2. стадия детализированного планирования рассматривает всю организацию как сложную сеть взаимодействующих подразделений. Все используемые инструменты, методы и подходы планирования должны быть идентифицированы заранее во избежание возможных нестыковок. В планировании должно участвовать высшее и старшее руководство компании, а также руководители функциональных подразделений; 3. стадия реализации; 4. стадия оценки полученных результатов.
11. Управленческая мотивация. Сама необходимость мотивирования является прямым следствием разделения труда в условиях совместной деятельности. Мотивацией обусловливается человеческая деятельность, даже вхождение человека в состав организации мотивируется целями этой организации. Наиболее существенно влияние мотивационной деятельности на затрачиваемые усилия сотрудников, старание при выполнении работ, настойчивость в достижении целей организации, добросовестность и направленность. Система материальных и моральных стимулов, определяющих заинтересованность работника в его труде, в совокупности с четким пониманием цели своей работы и вероятностью достижения этой цели играет основную роль в оценке эффективности деятельности сотрудника организации Структура системы оптимальной мотивации может включать в себя: 1 индивидный аспект, обслуживающий общую заинтересованность в работе привлекаемого работника в данной организации; 2 субъектный аспект, обслуживающий исполнительскую дисциплину, производительную нормативную заинтересованность и активность работника; 3 личностный аспект, обслуживающий управление мотивацией работника, направленной на рационализацию своего труда (творческой, инновационной и т. п.) активности работника. Принципы мотивации: должны быть ориентированы не на часть всех потребностей работника, а на все присущие ему типы и виды потребностей; существует множество путей воздействия на мотивационную сферу через «подключение» различных категорий потребностей; любое поведение, любая форма трудовой деятельности всегда имеет в своей основе не какой-либо один, а несколько мотивов, они должны адекватно выявлять и учитывать реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат и обеспечивать стимулирование. Виды мотивов - внутренние и внешние, материальные и нематериальные. Наиболее распространена классификация, при которой выделяется материальная и нематериальная мотивация. Материальная мотивация - ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние. Мотивационная деятельность может базироваться на прямых мотивах или косвенных, облегчающих получение прямых. Основные формы: заработная плата, предпринимательская прибыль, льготы, выплаты, премии, проценты и т. д. Нематериальная мотивация - ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов. Виды нематериальных вознаграждений: 1. Льготы, связанные с графиком работы; 2. Материальные нефинансовые вознаграждения (подарки) 3. Общеорганизационные мероприятия (корпоративные праздники) 4. Вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника (повышение в должности) 5. Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места(перенос рабочего места) 6. Вознаграждения-признательности (комплименты за работу).
12. Управленческая организация. Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации, а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь свои цели. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации: 1) определение и детализации целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования; 2) определение видов деятельности по достижении этих целей; 3) поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; 4) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установлении рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит; 5) единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей организации; 6) размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников. 1) организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом; 2) организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации. Организационная структура - упорядоченная система. Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов. Классификация: по Размеру - функциональная зависимость между размером и дифференциацией структуры управления организацией. Применяемые технологии - специфическое соединение оборудования, техники, информации и различных процессов, необходимое, чтобы превратить затраты в выпуск. Стратегия - взаимоотношения между участниками организации представляют собой совокупность, структура которых сформирована в зависимости от разделяемых целей. Власть - организационная структура управления зависит от природы объединения сотрудников. Бюрократическая организационная структура - «организованные организации», предъявляющие жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Линейная структура управления - построена на основном принципе - вертикальной иерархии, т.е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху. Функциональная структура управления - основана на принципе полного распорядительства, заключающегося в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для исполнения. Линейно-функциональная структура управления - должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполняемых ими функций. Линейно-штабная структура управления - в помощь линейному руководителю создается группа специалистов - штаб или оперативный аналитический отдел. Дивизиональная структура управления предусматривает автономию (полную или частичную) рыночно ориентированных организационных звеньев (дивизионов) от высшего руководящего звена. Органическая организационная структура управления руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые, больше ценит дискуссии, чем успокоенность. Бригадная структура управления - основана на групповой форме организации труда Проектная структура управления - во главе которой стоит руководитель, отвечающий за реализацию проекта в заданный срок и в пределах выделенной сметы. Матричная структура управления - применяется, когда хотя бы две переменные (товар, потребитель, регион, технология, функция, сегмент рынка) становятся одинаково важными для организации.
13. Управленческая координация. Функция координации необходима для отслеживания соответствия цикличного режима функционирования, качества производимых товаров и услуг, выполняемых операций и процедур предписанным стандартам, нормативам, правилам. Координация нацелена на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления. Объектом координационной деятельности является как управляемая, так и управляющая подсистемы. Прерогативой функции координации является соблюдение принципа обратной связи. Именно на этом этапе управленческого цикла управленец получает возможность скорректировать принятое управленческое решение и работу по его реализации. По сути, вновь начинают работу все функции менеджмента: собирается и анализируется информация о принятом решении и предпринятых процессах по его исполнению, вырабатываются прогнозы внесения возможных корректирующих моментов, которые могли бы улучшить, а в случае необходимости, возможно даже отменить принятое решение до его реализации. Основные роли координационной деятельности:
Типы координации: горизонтальная - обеспечивается неформальными взаимоотношениями, действующими на равных уровнях организационной структуры; вертикальная (или субординация) обеспечивается существующей нормативной документацией, имеет четко оговариваемые пределы и механизмы осуществления. Основные подходы к координации: Неформальная программируемая координация, осуществляемая добровольно и без предварительного планирования, строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности и психологических стереотипах. Программируемая безличная координация, осуществляемая в сложных организационных структурах, строится на стандартных обезличенных методах и правилах работы, которые закладываются в планы, программы проекта для часто повторяющихся проблем координации. Программируемая индивидуальная координация, осуществляемая для того, чтобы исполнитель не интерпретировал задачи и направления своей работы самостоятельно. Программируемая групповая координация, осуществляется в форме коллективного обсуждения на совещаниях, что позволяет учесть личные предпочтения, групповые и общеорганизационные интересы, мнения различных узко профильных специалистов. Варианты корректирующих действий при преодолении факторов сопротивления: заручиться поддержкой коллектива, выявить социально-психологическую подоплеку сопротивления, конкретизировать условия преобразований. Нацеленность на необходимые изменения, завоевание доверия через удовлетворение потребности в принадлежности, отказ от корректирующих мероприятий, преодоление вопреки, уменьшение сопротивления, изменение существующих стандартов и проч. Часто координационные мероприятия называют реорганизацией, которая может распространяться на все уровни организационной структуры: страна, отрасль, сфера, организация, подразделение, исполнитель. Реорганизация, ведущая к ухудшению положения сотрудника, будет встречать повышающееся сопротивление и может оказаться бесполезной.
14. Управленческий контроль. Функция управленческого контроля ориентирована на подведение итогов реализации управленческого цикла, оценку качества, экономичности и целесообразности выполнения каждой функции управления и, самое главное, определение состояния разрешения управленческой проблемы, ради чего собственно вся эта работа и выполнялась. Контроль завершает управленческий цикл и на этом этапе невозможно внести в него какие-либо коррективы, мы можем лишь констатировать, анализировать и делать выводы, которые могут пригодиться в дальнейшем. Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельности организации. Объектами контроля выступают предприятия, организации. Предметами контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Субъектами контроля могут выступать менеджеры, отделы контроля, государственные органы. Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В ходе осуществления контрольного процесса решается несколько задач: предупредительное обнаружение внешних и внутренних факторов, способных значительно повлиять на функционирование организации; предупредительная подготовка к реакции на их действие; выявление направлений и глубины каких-либо тенденций в развитии организации; своевременное выявление фактических негативных тенденций и явлений и выработка мер по их устранению; оценка эффективности деятельности организации за какой-либо период времени; нейтрализация фактора неопределенности; поддержание успеха. Основные этапы процесса контроля: конкретизация оценочных нормативов (стандартов); сопоставление фактических результатов с нормативами; выработка и предложение практических корректирующих рекомендаций. Типы управленческого контроля по функциональной направленности - администраторский, финансово-экономический, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации; по направленности на сферу организации - внешний (осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность) и внутренний (осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал) Внутренний контроль эффективность зависит от функционирования организации в целом. Это наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией. Какие-либо материальные ресурсы организации - это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования это предмет. Цель- информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия последующих эффективных решений
15. Методы осуществления функции анализа. Совокупность выбранных аналитиком приемов и способов, применяемых в определенной последовательности, при изучении бизнес деятельности составляют методику управленческого анализа. На каждом из этапов анализа применяют соответствующие методы. Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Основные виды сравнений, применяемые при анализе: • отчетные показатели с плановыми показателями; • плановые показатели с показателями предшествующего периода; • отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; • показатели работы за каждый день; • сравнения со среднеотраслевыми данными; • показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.). Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение. Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений. Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов — сомножителей фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое. Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов. Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.). Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта. Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
16. Методы осуществления управленческого прогнозирования. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке перспективных планов Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования. Существуют различные методы прогнозирования: 1. Нормативный метод применяется для прогнозирования эффективности, сроков замены оборудования, возможностей насыщения рынков сбыта для объектов массового производства. Срок упреждения до 10—15 лет. 2. Экспериментальный метод применяется для прогнози-рования эффективности и сроков замены проектируемого оборудо-вания, сроков выпуска продукции, возможности и сроков насыщения проектируемой продукцией рынков сбыта, нетрадиционных объектов массового производства, не имеющих аналогов на стадии завершения рабочего проектирования. Срок упреждения до 10—15 лет. 3. Параметрический метод применяется для составления среднесрочных прогнозов полезного эффекта, возможного изменения рынков сбыта анализируемой продукции серийного производства. Срок прогнозирования до 10 лет. 4. Метод экстраполяции применяется когда оцениваются отдельные виды ресурсов в целом по предприятию, объединению, а также полезный эффект продукции мелкосерийного производства. Срок прогнозирования до 5 лет. 5. Индексный метод применяется при прогнозировании полезного эффекта, мощностей оборудования каждого вида. Виды укрупненных затрат ресурсов в целом по предприятию. Срок прогнозирования до 5 лет. 6. Экспертный метод применяется при проведении прогнозиро-вания возможных рынков сбыта по данному виду полезного эффекта, сроков обновления выпускаемой продукции, по прочим вопросам маркетинга и технического уровня продукции. Срок прогнозирования не ограничен. 7. Метод оценки технических стратегий применяется для формирования требований к разрабатываемому изделию в виде набора целей и определения средств, способов и путей, необходимых для достижения поставленных целей. 8. Функциональный метод применяется при прогнозировании возможности появления на данном рынке сбыта новых материальных носителей данного вида полезного эффекта. Срок прогнозирования не ограничен. 9. Комбинированный метод применяется для всех видов прог-нозирования полезного эффекта. Срок прогнозирования неограничен. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др. Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Примеры этих методов анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование. Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов).
17. Методы принятия управленческого решения. Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. К основным методам принятия решения можно отнести:
18. Методы осуществления управленческого планирования. В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей пол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|