Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы организационно-стабилизирующего воздействия




Методы организационно-технологического воздействия

Методы организационно-распорядительного воздействия

Социально-психологические методы управления

Психологические методы управления

Методы организационно-стабилизирующего воздействия

Данные методы используются для создания организационной основы совместной деятельности людей в организации. Это - распределение функций, обязанностей, полномочий и ответственности, установление порядка служебных взаимоотношений.

К этим методам можно отнести: регламентирование (четкое закрепление функций и работ); нормирование (установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности); инструктирование (уточнение задач и ознакомление с обстоятельствами и особенностями деятельности).

Методы организационно-технологического воздействия

Данные методы применяются для установления рациональной технологии взаимодействия отделов, служб, функциональных подразделений, переработки ими управленческой информации.

Содержание и последовательность выполнения всех управленческих работ в органах управления увязывается, организуется в настоящее время на основе планов, программ, алгоритмов. Последние, являясь координирующей подсистемой целесообразной деятельности персонала управления, придают приемам и способам выполнения ими своих функций организующее начало и соответствующее название.

Методы организационно-распорядительного воздействия

Методы предназначены для дополнительного управленческого воздействия на исполнителей, установленного методами организационно-стабилизирующего и организационно-технологического воздействия. Применяются при решении задач ситуационного управления. Они позволяют компенсировать неучтенные дестабилизирующие моменты в деятельности организации, корректировать управленческую деятельность в соответствии с новыми задачами и в условиях изменения обстановки.

Практически - это повседневная деятельность персонала управления.

Эти методы также опираются практически на все законы управления человеком. Направленность их приобретает, в основном, властную мотивацию. Организационная форма характеризуется: прямым и непосредственным воздействием на человека, коллектив, организацию в целом с целью краткосрочно решить, в первую очередь, текущие (тактические) задачи.

Социально-психологические методы управления

Данные методы используются менеджерами для управления социально-психологическими процессами, происходящими в организациях.

Управляющее воздействие социологических методов основано на учете особенностей взаимодействия людей, форм общения, действующих культурных норм и ценностей. Социально-психологические методы учитывают психические особенности людей, проявляющиеся в коллективах, социальных группах. Психологические методы базируются на закономерностях функционирования человеческой психики.

Психологические методы управления

Организм человека обладает исключительно важной способностью к автоматической регуляции в ответ на психические и физические воздействия. Деятельность внутренних органов управляется автономно, самостоятельно, без сознательного вмешательства. Однако известно, что можно преднамеренно управлять человеком, оказывая психофизиологическое влияние (внушение, самовнушение, вызывая определенные мысленные образы.).

20. Методы осуществления функции координации.

В экономической теории рассматриваются 2 способа координации:

1. ИЕРАРХИЯ

2. СПОНТАННЫЙ ПОРЯДОК

1. Иерархия более древний способ координации.
Иерархия – система приказов идущая сверху вниз непосредственным исполнителям. Наиболее новый пример иерархии 20 века – командно-административная система. Её действие основано не на ценовых сигналах, а на власти выраженной в лице руководителя фирмы или в лице управляющего государственного органа. Иерархия обладает хорошими возможностями для концентрации ресурсов в очень короткие сроки.
Основные проблемы иерархии:

1. проблема числа уровней управления, поскольку с возрастанием их числа искажается информация идущая в центр

2. проблема обратных связей. Центр перестаёт реально владеть ситуацией из-за искажения информации

2. СПОНТАННЫЙ ПОРЯДОК – способ характерный для рыночной экономики.
Здесь информация нужная потребителям и производителям передаётся через ценовые сигналы. Спонтанный порядок считают более предпочтительным, т.к. не требует много уровней управления, что приводит к экономии ресурса.
Рост или снижение цен на ресурсы подсказывают предприятиям, в каком направлении им следует действовать.
Недостатки:

§

    • информация о вкусах потребителей, об изменениях технологий очень рассеяна в условиях рыночной экономики. Её бывает трудно собрать отдельным предприятиям или потребителям.
    • в рыночной экономике сами предприятия не хотят допускать полной информированности, используя своё право коммерческой тайны.

В реальных условиях оба способа (спонтанный порядок и иерархия) должны дополнять друг друга. Дополнение этих способов координации происходит в смешанной экономике.
Вопрос о преимущественном использовании: иерархии или спонтанного порядка решается в зависимости от того какой способ легче собирает и концентрирует информацию в данных условиях.

21. Методы осуществления управленческого контроля.

Методы контроля – способы проверки состояния дел, определения эффективности хода работы, выполнения решений, соблюдения требований законодательства, норм морали. Инспекция, ревизия производственной и хозяйственной деятельности, комплексная проверка, выборочная проверка, устный или письменный отчет, заслушивание доклада, опрос общественного мнения, контрольные записи в журнале, взаимный контроль. Осуществляя эти мероприятия, руководитель реализует функцию контроля. В зависимости от уровня управления, контролируемой сферы деятельности, методы будут различаться, но по сути, контроль – это вариант обратной связи в сложной системе.

методы контроля в менеджменте — это способы проведения контроля в организации. Перечислим основные методы контроля, которые используются в организациях - метод сопоставления, сравнения факторов, метод обследования процессов, наблюдения, опросы, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Основной метод контроля - это проверка. Проверка предполагает сочетание документального анализа с изучением дел непосредственно на месте. По характеру проверки подразделяют на массовые, комплексные, выборочные, разовые. Они бывают плановые и внеплановые.Массовые проверки широко используются на практике. Целью такой проверки является детальное выяснение положения дел и создание условий для оперативного устранения недостатков. Для достижения целей массовой проверки она должна проводиться по заранее разработанному плану и быть достаточно детально организована.Другой метод контроля - это наблюдение. Этот метод является своеобразным комплексом целенаправленных действий, способом выявления недостатков, скрытых резервов, значимых тенденций.Среди методов контроля стоит назвать такие как: обсуждение отчетов, ревизия, обследование конкретных производственных операций и ряд других.Следует отметить такую тенденцию в развитии методов контроля. В отличие от всей системы управления, где развитие идет в сторону усиления роли экономических методов, в реализации функции контроля явно преобладаюторганизационно-административные факторы.

22. Методы мотивации в деятельности менеджера.

Методы мотивации — это способы управленческих воздействий на персонал для достижения целей организации. Эти методы основа­ны на действии законов и закономерностей управления; они предпо­лагают использование управленческим аппаратом фирмы различных приемов влияния на персонал для активизации его деятельности.

Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
экономические методы - материальное поощрение;
неэкономические методы - организационные методы; - морально-психологические.

Примеры проявления экономических методов управления персоналом.

1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.

2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.

3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.

4. Частное страхование здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.

Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия.

Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем.
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
- участие в делах организации (как правило, социальных);
- перспектива приобрести новые знания и навыки;
- обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста).
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
- создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
- признание (личное и публичное, а так же ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п.). За особые заслуги - награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.;
- высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
- атмосфера взаимного уважения, доверия.
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Приведенная схема классификации методов мотивирования является классической. Укрупнено все методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1) экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2) управление по целям. Эта система широко используется в Америке и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3) обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4) система участия - в настоящее время существует в различных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В пределах этих групп методов в наше время разрабатываются отдельные методики и системы мотивирования персонала.

 

23. Управленческая информация.

Информация -смысловые, упорядоченные данные, сведения об определённом событии, факте, явлении.

Информация в управлении - совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Менеджеры используют информацию, чтобы анализировать и решать возникающие проблемы.

Управленческая информация должна обладать следующими качествами: достоверностью и полнотой; ценностью и актуальностью; ясностью и доступностью; своевременностью и реализуемостью, т. е. возможностью её практического использования.

Всю необходимую информацию для менеджмента, в зависимости от возможности её практического использования при выполнении определённых функций управления, планирования, организации, мотивации и контроля, можно подразделить на следующие виды:

Ознакомительная информация не влечёт за собой принятия, каких - либо немедленных решений и несёт в себе общие сведения, о каких - либо ситуациях, например, данные об уровне жизни населения, политической ситуации.

Справочная информация не требует принятия немедленных конкретных мер. Например, справочник предприятий, организаций и др. документов.

Планирующая информация - нормативные документы, данные, необходимые для планирования деятельности организации. Например, сведения о заказах на изготовляемую продукцию или на оказываемые организацией услуги.

Расчётная и учётная информация требует для осуществления определённых вычислений и ведения учёта в организации. Определение показателей работы предприятия, проведение кредитных операций. Составление отчётов, сведений для налоговых органов.

Контрольная информация требует определённых соответствующих решений менеджера, чаще всего заранее предусмотренных. (Сообщения о выходе техники из строя, о сбоях в подаче электроэнергии, водоснабжении, сообщение о пожаре). Использование контрольной информации, прежде всего вызвано необходимостью реагировать на неожиданные проблемы. Контрольная информация используется наиболее часто на уровне подразделений. На операционном уровне она применяется реже и преимущественно в ответ на проблемы.

Ситуационная информация определяется обстановкой, окружающей организацию, предприятие. Например, сведения, необходимые организации для выхода на новый рынок, заключения каких - либо новых сделок, которых требует внешняя окружающая среда.

Аналитическая информация, как правило, запрашивается менеджером для проведения анализа какого - либо процесса, явления или факта. Например, аналитическая информация о конъюнктуре рынка, прогнозе цен, курсов валюты и т. п.

Руководящая информация - новые законы, указания органов государственного или местного управления, постановления правоохранительных органов, требования учредителя, собственника организации (предприятия).

 

24. Коммуникационное обеспечение процессов управления.

Коммуникация является составной частью процесса общения. Коммуникация представляет собой процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания обмениваемой информации.

Коммуникации имеют решающее значение для менеджеров и их работы. Однако, необходимо иметь в виду тот факт, что по мере удаления от верхушки организаций доля времени, затрачиваемая руководителем на коммуникации, уменьшается.

Коммуникативные потоки.

Коммуникативные потоки могут иметь горизонтальное и вертикальное (нисходящее и восходящее) направление. Основные модели коммуникации:

  • коммуникации как действие,
  • коммуникации как взаимодействие,
  • коммуникации как процесс.

Наиболее важна коммуни­кация в организациях и частях организаций, которые:

  • имеют дело с неопределенностью,
  • являются комплексными,
  • чья тех­нология не дает возможности легкой рутинизации,
  • ориентированы на людей и идеи.

Типы коммуникаций.

формальная и неформальная; верти­кальная (вос­ходящая и нисходящая); горизонтальная; диагональная; внутриличностная, межличностная, коммуникация в малых группах, общественная, внутренняя оперативная коммуникация, внешняя оперативная коммуникация, личностная.

Основные составляющие коммуникационного процесса: исходная идея + источник информационного сообщения → кодирование → передатчик → шум → приемник → декодирование → полученная идея + пользователь информационного сообщения → обратная связь.

Источник информационного сообщения – сотрудник организации, имеющий оп­ределенные идеи, намерения, сведения и цель сообщения.

Сообщение – это смысл и содержание информации, которые источник передает пользователю, то, ради чего и осуществ­ляется коммуникация.

Передатчик – устройство, передающее сообщение по комму­никационному каналу пользователю.

Кодирование – это перевод сообщения в форму, приспособленную для передачи, и заключа­ется в преобразовании сообщения в символы и сигналы.

Коммуникационный канал – это средство, с помощью кото­рого сообщение передается от источника к пользователю, путь физической передачи сообщения.

Приемник – устройство, превращающее сигналы в сообще­ния.

Декодирование – это преобразование символов в значения, понятные пользователю.

Пользователь информации – сотрудник организации, наиболее важный компонент коммуникационного процесса, так как цель коммуникации со­стоит в изменении его поведения.

Обратная связь – это реакция пользовате­ля на сообщение источника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...