Современные тенденции в развитии организации
Для современной организации все более характерны: 1) усиление децентрализации, приводящее к возрастанию роли и увеличению полномочий подразделений организации; 2) усиление поиска новых рынков и увеличение диверсификации производства; 3) понимание того, что бюрократическая организация устарела и требуется повышение творческой и производственной отдачи персонала. Рассмотрим основные современные тенденции в развитии организации. Тенденция 1. Усиление интеграции и усложнение внутриорганизационных связей. Для современной организации свойственна более сложная схема внутренних взаимоотношений (рис. 6.1). По своей сути она напоминает матричную структуру, но значительно усложненную за счет увеличения числа горизонтальных взаимосвязей. Тенденция 2. Усиление влияния глобализации. Глобализация – формирование всемирного рынка товаров, услуг, рабочей силы, технологий и информации на основе мировых компьютерных сетей (например, Интернета) и стандартизации законодательства. Существуют следующие направления глобализации: 1. Ускорение развития мировой торговли. В последнее десятилетие торговля возрастает приблизительно в два раза быстрее. В мировой торговле в то же время происходит уменьшение доли сырья и повышение доли услуг и научно-технической продукции. Доля сырья в 2000 г. была менее 25 %. 2. Рост иностранных инвестиций. Формируется всемирный рынок капитала. 3. Рост влияния транснациональных корпораций (ТНК). На данный момент на ТНК приходится половина мирового производства товаров и услуг, приблизительно 70 % мировой торговли и приблизительно 70 % производства в высокотехнологических отраслях. Около 85 % головных компаний ТНК находятся в развитых странах (США, Высшее руководство
Японии и некоторых странах Европы); 15 % – в развивающихся странах (Сингапуре и других странах Тихоокеанского азиатского региона). В России существует несколько компаний, относимых к ТНК, большинство из них представляют нефтегазовую отрасль. 4. Формирование стратегических альянсов ТНК и национальных предприятий в целях повышения эффективности производства и сбыта. 5. Создание единого рынка технологий и повышение роли интеллектуальной собственности. В современной мировой экономике сформировалась группа стран-лидеров. К ним относятся монополисты интеллектуальной собственности: США, Канада, ФРГ и некоторые другие страны Западной Европы, Австралия. На эти страны приходится 84 % научно-исследовательских работ, 95 % мировых патентов, из них 40 % – на США. Вторая часть мировой экономики – те страны, которые, как правило, не осуществляют собственную научно-исследовательскую деятельность, но увеличивают производство готовой продукции на базе тех патентов и лицензий, которые получают от стран первого типа. Сюда относится ряд стран Юго-Восточной Азии, Восточной и Северной Европы и Латинской Америки. Ярким представителем этой группы является Ирландия. Третья группа – страны, ориентированные на производство и экспорт сырья: страны СНГ, некоторые азиатские страны (страны ОПЕК), некоторые страны Латинской Америки. Тенденция 3. Ориентация на предвидение будущих изменений на рынке. Для современной экономики характерны ускорение выпуска новой продукции и сокращение периода вывода новой продукции на рынок. По оценке современных менеджеров, задержка с выводом продукции на шесть месяцев может привести к потере до 1/3 общего объема прибыли, вследствие чего жизненный цикл товара сильно сократится. Усиливается необходимость повышения гибкости предприятия и эффективности механизма адаптации
Тенденция 4. Увеличение роли инноваций и предпринимательства. Эта тенденция тесно связана с предыдущей. Сокращение жизненного цикла товара и усиление роли интеллектуальной собственности требуют от организаций увеличения мобильности и постоянного осуществления инноваций. Тенденция 5. Распространение и расширение сферы применения информационных технологий. Эта тенденция связана с развитием компьютерных сетей. На предыдущем этапе развития организации компьютерные сети были призваны облегчать процесс передачи и хранения информации и упрощать процесс управления (АСУ, локальные компьютерные сети, отраслевые компьютерные сети). Формирование глобальных компьютерных сетей в корне меняет их роль. Они из чисто информационных превращаются в сбытовые, т. е. в так называемые системы электронного рынка. Такие вопросы, как электронный маркетинг, система электронных продаж и электронных банковских расчетов, становятся не перспективными направлениями деятельности, а насущной необходимостью, реалиями сегодняшнего дня. Тенденция 6. Повышение роли акционера. До недавнего времени наделение работников фирмы акциями преследовало, как правило, единственную задачу – увязать интересы работников с интересами фирмы, тем самым усилив мотивацию их труда и сократив почву для внутрифирменных конфликтов. В современной организации акционеры начинают играть новую роль. Роль эта связана с двойственной природой мелкого акционера: с одной стороны, он представляет интересы собственников предприятия, а с другой – интересы его потребителей. Тенденция 7. Повышение роли клиента. Спрос в развитых экономически странах все более индивидуализируется, следовательно, все большее значение приобретают индивидуальный вкус и запросы клиента. Индивидуализация спроса связана, во-первых, с все большим насыщением рынка товарами – насыщением спроса, а во-вторых, с все большей индивидуализацией общественного сознания, изменением психологии масс и крупных групп, их усиливающейся гетерогенности. В этих условиях повышаются и требования к качеству товара. Тенденция 8. Универсализация фирм. Эта тенденция тесно связана с предыдущими и вытекает из них. Усиливающаяся роль инноваций, индивидуализация спроса и развитие компьютерных сетей требуют от фирмы, желающей достигнуть успеха, все большей диверсификации своей деятельности. Причем, если на предыдущем этапе диверсификация шла в основном «вширь», т. е. происходило расширение ассортимента товаров, относящихся к какому-либо одному типу: парфюмерии и косметики, бытовой электроники, продуктов питания и т. п., то в настоящее время усиливается тенденция осуществления диверсификации путем одновременного развития совершенно разных, не связанных между собой производств.
Тенденция 9. Изменение требований к руководителю. Ранее главными качествами руководителя считались: решительность, настойчивость, коммуникабельность. Теперь же главными качествами становятся: умение творчески мыслить, эффективно использовать все более ограниченные ресурсы, предвидеть изменения на рынке. Конечно, было бы большим упрощением считать, что перечисленные тенденции в одинаковой степени затрагивают все организации, действующие на мировом рынке, в частности все российские предприятия. В первую очередь их действие ощущается крупными компаниями, занятыми наиболее перспективными и динамичными видами деятельности (например, действующими в сфере высоких технологий), а также компаниями, функционирующими на мировом или хотя бы международном уровне. Мелкие же частные фирмы, занятые производством потребительских товаров или оказанием услуг, ощущают на себе происходящие изменения не в полной мере. Менеджеры подобных фирм вполне искренне могут полагать, что эти тенденции вообще их не коснутся. Однако такое понимание ситуации неверно и является свидетельством отсутствия стратегического мышления. Так же как промышленная революция и машинное производство сказались на деятельности каждой фирмы, хотя и не одновременно, происходящие изменения, названные некоторыми исследователями информационной революцией, рано или поздно коснутся каждого. И та организация, которая сумела раньше других осознать вызов будущего и адекватно ответить не него, без сомнения, окажется в значительно более выгодной ситуации, чем организация, осуществляющая изменения в своей деятельности одной из последних.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|