Типы организаций будущего и их современные прообразы
Рассмотрим наиболее перспективные типы организаций, которые можно считать типами организации будущего: Тип 1. Сетевая организация. Функциональная структура организации появилась в начале ХХ в., в 50–60-е гг. появились дивизиональные структуры, в 70-е – матричная структура; сетевая структура Основными характеристиками сетевой организации являются: 1) переход от самодостаточности подразделений к взаимозаменяемости; 2) переход от административного метода управления к рыночному; 3) взаимозаинтересованность элементов сетевой организации за счет взаимного владения акциями; 4) открытость взаимных отношений. Сетевая организация может быть внешней – союз различных предприятий и внутренней – союз различных подразделений предприятия. При внутренней сетевой организации отношения между подразделениями фирмы строятся на договорной основе Виды сетевой организации: динамическая – внешняя сеть с отсутствием центра. Как правило, такая организация создается на время, т. е. подчинена какой-либо цели. Причем отсутствие центра может привести к тому, что деятельность элементов организации окажется недостаточно выгодной и скоординированной. Пример динамической организации показан на рис. 6.3; стабильная – внешняя организация с выраженным центром, т. е. все потоки внутри сетевой организации подчинены целям данного центра. Риск деятельности такой организации меньше, чем динамической организации, но возрастает опасность подчинения центру прочих элементов организации; внутренняя сетевая организация без центра – все подразделения организации совместно владеют ее ресурсами. В результате существует угроза выхода организации за рамки своих возможностей;
внутренняя сетевая организация с выраженным центром – центр распоряжается ресурсами, но существует угроза его излишнего усиления. Тип 2. Виртуальная корпорация. Данная корпорация основана на создании виртуального продукта. Это адресный продукт, т. е. продукт под индивидуальный заказ, реализуемый моментально через компьютерную сеть. Время от производства до продажи в этом случае фактически равно нулю. Прообразом такой корпорации является компания «NIКE». Виртуальная корпорация занимается проектированием, разработкой, маркетингом и сбытом продукции на основе новейших информационных технологий. Производство же осуществляют различные фирмы, с которыми виртуальная корпорация заключает временные альянсы. Особенности виртуальной корпорации: 1) непостоянный характер функционирования, сегодня компания выпускает одно, а завтра – другое; 2) использование на всех стадиях производственного процесса интегрированных и локальных компьютерных сетей; 3) упразднение принципа подчиненности, так как все отношения строятся на договорной основе, а договора действуют лишь до тех пор, пока это выгодно; 4) повышение роли информации в производственном процессе. Она оказывает решающее значение на всех стадиях производственного цикла виртуальной корпорации; 5) географическая рассредоточенность организации. Входящие в альянсы предприятия могут находиться в различных частях света, а потребитель – фактически в любой точке планеты; 6) индивидуализация процесса производства; 7) стирание межорганизационных перегородок, так как происходит объединение различных организаций в альянсы, внутри которых может быть совместное владение собственностью. Сложности функционирования виртуальной организации: 1) данная организация должна иметь очень широкую информационную базу, особенно базу производителей;
2) необходимо достаточное количество людей, умеющих работать в организации подобного типа; 3) необходимо обеспечить единство целей виртуальной организации и входящих в альянс с нею производителей. Тип 3. Многомерная организация. Одной из проблем современной организации является необходимость реорганизации структуры, так как для того, чтобы адаптироваться к изменению рыночной ситуации, организация должна достаточно часто пересматривать и изменять свою структуру. Преимуществом многомерной организации является возможность адаптироваться к изменениям рынка без реорганизации структуры. Залогом такой возможности является смешанная организационная структура, охватывающая сразу несколько признаков департаментализации. Схематично возможная структура многомерной организации изображена на рис. 6.4. Такая структура, конечно, эффективна только для крупной фирмы с высокой степенью диверсификации, действующей на международном рынке. Прообразом многомерной организации является фирма «Кодак» («Kodak»). Каждое подразделение автономно в своей деятельности и может само заключать договора в целях получения прибыли, причем подразделение также может быть сформировано по многомерному принципу. Если подразделения предприятия также сформированы по многомерному принципу, то общая структура многомерной организации выглядит как кубик Рубика. Поэтому изменения, происходящие на рынке, не требуют изменения структуры организации, а приводят к перераспределению функций внутри данной структуры. Тип 4. Круговая организация (демократичная иерархия). Ее особенности: 1) отсутствие явного лидера в иерархии управления; 2) возможность для каждого члена организации участвовать в принятии тех решений, которые непосредственно его затрагивают; 3) всеобщий доступ к информации; 4) акцент на формирование команд. Круговая организация основана на теории Z (Оучи). Особенность круговой организации состоит в наличии большого количества советов, в каждый из которых входят руководитель и его непосредственные подчиненные. Такой совет решает все вопросы, непосредственно затрагивающие его членов. Прообразом подобной организации служат небольшие японские фирмы. Наиболее эффективна данная форма организации для небольших фирм, имеющих клановую организационную культуру.
Сложность функционирования круговой организации состоит в том, что если численность работников велика и организационная структура обширна, то количество советов становится чересчур большим, а предприятие – трудно управляемым. Схематичный вид круговой организации изображен на рис. 6.6. Подразделения предприятия на данном рисунке представлены в виде квадратных элементов, а советы – в виде кружков. Внешний вид данной схемы объясняет и название организации – круговая организация. Тип 5. Командная организация. Данный вид организации основан не на иерархии, а на сотрудничестве, т. е. это организация постбюрократического типа. Она предполагает: 1) широкий доступ к информации; 2) развитие самоуправления и самоконтроля; 3) равенство всех в пределах организации; 4) творческий характер труда и активную позицию работников фирмы. Основой данной организации являются рабочие (проблемные, целевые) группы, включающие 5–15 человек. Конкретное количество членов такой группы зависит от общей численности организации и сложности работы группы. Каждая группа занимается изучением и решением всех вопросов, относящихся к какой-либо одной, достаточно узкой сфере деятельности фирмы. Например: повышение качества продукции, разработка новых видов продукции, решение трудовых конфликтов, снижение брака, повышение дисциплины труда и т. д. Эти группы делятся на два вида – постоянные и временные. Постоянные группы действуют на постоянной основе. Такие группы, как правило, включают одного-двух управленцев, занимающихся организацией работы группы, одного-двух специалистов, разрабатывающих программу деятельности группы, и несколько рядовых работников предприятия. Постоянно действующая группа функционирует на демократичной основе. Она имеет вознаграждение в виде оговоренного процента от получаемого в результате ее деятельности экономического эффекта. Данная группа не является частью иерархической структуры предприятия, а формируется из людей, которые входят в состав различных отделов и подразделений. Как правило, рабочая группа заседает после рабочего дня или во внерабочие дни. Собирается она с разной периодичностью (от одного раза в неделю до одного раза в месяц). Кроме материального поощрения руководство осуществляет также моральное поощрение членов группы. Членство в таких группах добровольное, а новым членам, как правило, дают испытательный срок.
Временная группа создается специально для решения какой-либо конкретной проблемы, после чего она распускается. Данная группа формируется на основе постоянных рабочих групп. В ее составе могут быть дополнительно приглашенные специалисты извне. Создание таких групп – один из методов «антикризисного управления». Временная рабочая группа может заседать не только во внерабочее, но и в рабочее время. Это зависит от того, насколько остра проблема (важна для предприятия). Формирование такой фирмы базируется на теории Y. Организации подобного типа достаточно распространены в США и странах Западной Европы. Сложности создания командной организации связаны с проблемой кадрового обеспечения. Для эффективной деятельности этой организации необходимо достаточное количество работников с высоким интеллектуальным уровнем и творческим характером мышления. Кроме того, необходимо, чтобы эти люди были достаточно активны. Необходимо также создать такой психологический климат в организации, чтобы работники желали участвовать в рабочих группах и умели сотрудничать друг с другом. Тип 6. Обучающаяся организация. В качестве основы деятельности данной организации используется следующий постулат: «Для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования организации в современных условиях необходимо: – повышать адаптивность организации; – ускорять обновление организации, повышать скорость и качество инноваций; – повышать степень сплоченности и экспансивности трудового коллектива; – усиливать открытость организации всему новому, передовому, возникающему на рынке». Чтобы достичь этих целей, необходимо осуществлять перманентное (постоянное, непрерывное) обучение персонала. Само обучение основывается на следующей формуле: О = P + Q, где О – итоговое обучение; P – программное обучение, т. е. обучение на основе лекций, изучения литературы, посещения семинаров, участия в дискуссиях, учебы на курсах и т. п.; Q – исследовательское обучение, т. е. обучение в процессе практической деятельности, осуществления своих служебных обязанностей.
Апологеты организации данного типа считают, что персонал необходимо обучать: 1) личному мастерству, что требует постоянного повышения квалификации работника; 2) системному мышлению, т. е. умению воспринимать проблему, описывать ее, формировать систему понятий; 3 ) групповому общению, т. е. умению работать в коллективе; 4) ментальному моделированию – созданию устойчивых представлений, созданию моделей реальности. Способы обучения включают: – использование обучающих программ; – коллективный и индивидуальный тренинг, деловые игры; – децентрализация управленческих функций и вовлечение рядовых работников в процесс управления; – изучение и анализ сценариев; – использование самоуправляемых рабочих групп; – семинары и курсы повышения квалификации. Классификация способов обучения приведена в табл. 6.3. Рассмотрим в качестве примера одно из упражнений, используемых в обучающейся организации – упражнение Мерлин. Данное упражнение нацелено на формирование ментального мышления. Упражнение Мерлин включает несколько этапов (частей): 1 -я часть: работник описывает свое будущее через 10 лет (себя, свое место работы, предприятие); 2-я часть: определение основных путей перехода из сегодняшнего состояния к будущему – сценарий движения. В этом сценарии должны быть намечены и основные вехи движения; 3-я часть: анализ сильных и слабых сторон сценария. Осуществляется с помощью эксперта, который проводит упражнение. Применение методики перманентного обучения эффективно для адхократических организаций, ориентированных на наиболее мобильные и перспективные виды деятельности. Рассмотренные в этом разделе основные типы перспективных организаций могут позволить современным менеджерам выбрать наиболее подходящее направление совершенствования деятельности фирмы. Это направление, с одной стороны, должно учитывать реалии современного российского рынка и условия деятельности конкретного предприятия, а с другой – соответствовать требованиям глобальных изменений и отвечать на вызов будущего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|