Контроль как основа осуществления процесса проектирования
Организационное проектирование не может стартовать на «пустом месте». Для его осуществления необходима базовая информация, получаемая вследствие осуществления процесса контроля. Контроль – это процесс выявления проблем (проблемных ситуаций). Он предполагает использование качественных и количественных показателей для оценки состояния предприятия. Объектами контроля на предприятии могут быть: – предприятие в целом; – отдельные подразделения (группы людей); – производственный процесс; – отдельная стадия производственного процесса или отдельная операция; – процесс управления предприятием и организационная структура; – готовая продукция; – сырье, материалы; – оборудование; – технология. Предметом контроля является состояние и поведение объекта. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения необходимых корректив. Субъектами контроля могут быть как внешние физические и юридические лица (государственные органы, кредиторы, акционеры, инвесторы и т. д.), так и само руководство организации, причем в той или иной мере контроль осуществляется всеми уровнями управления. Наконец, контроль осуществляют и рядовые работники фирмы. Для эффективного осуществления процесса организационного проектирования необходимы данные контроля различных субъектов за состоянием как предприятия в целом, так и его частей или элементов. В функцию контроля входят: – сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия; – сравнение результатов с плановыми показателями; – выявление отклонений;
– анализ причин отклонений и разработка мероприятий, необходимых для устранения этих отклонений. Таким образом, контроль непосредственно связан с такими управленческими функциями, как учет и планирование. Контроль как процесс включает несколько этапов. Этап 1. Установка стандартов. Этот этап предполагает определение эталонных, нормативных характеристик состояния и поведения объекта контроля. Он осуществляется в процессе создания плана предприятия. 1) в отношении денежных потоков: – коэффициент финансовой устойчивости; – коэффициент ликвидности; – коэффициент достаточности основных средств; – размер прибыли (валовой и чистой); – размер выплат по кредитам; – среднегодовой доход и т. д.; 2) в отношении трудовых потоков: – производительность труда; – фонд заработной платы; – текучесть кадров; – коэффициент интенсивности использования рабочего времени; – коэффициент общего оборота рабочей силы; – среднесписочная численность работников и т. д.; 3) в отношении материальных потоков: – среднегодовая стоимость основных фондов; – фондоемкость; – фондоотдача; – размер материальных запасов; – фондовооруженность; – коэффициент износа; – среднегодовая стоимость материальных запасов; 4) в отношении информационных потоков: – коэффициент интенсивности информационных потоков; – объем поступающей информации; – коэффициент документооборота и т. д.; 5) в отношении энергетических потоков: – энергоемкость; – коэффициент использования энергии и т. д. Кроме данных показателей, значение которых определяется предприятием, как правило, самостоятельно, в качестве эталонных показателей выступают нормы и нормативы, оговоренные в инструкциях, стандартах и контрактах. В отношении функционирования организационной структуры предприятия такие параметры задаются показателями эффективности структуры (которые будут более подробно рассмотрены ниже). Наиболее существенные и легко контролируемые из них – скорость принятия решений и количество управленческих ошибок. В плане предприятия устанавливают также объекты и методы осуществления самого контроля и его периодичность. Например, основными объектами контроля производственной деятельности являются:
– качество поступающих материалов и сырья; – качество готовой продукции; – соблюдение технологии правил техники безопасности; – производственная дисциплина; – объем выпуска продукции; – состояние оборудования; – объем сбыта продукции; – уровень складских запасов; – уровень кадрового обеспечения производства; – инновации; – экологический контроль; – соблюдение санитарно-гигиенических норм; – состояние основных фондов и т. д. Этап 2. Выявление и анализ отклонений. Данный этап предполагает выполнение следующих действий: – сопоставление с эталонными характеристиками конкретных характеристик контролируемых объектов или процессов. Данные конкретные характеристики могут быть заданы учетной информацией или выявлены в процессе специально осуществляемых проверок; – выявление и анализ отклонений. Выявляют причины отклонения, масштаб и степень отклонения и возможные негативные последствия данного отклонения. Этап 3. Разработка программы действий по преодолению возникающего отклонения. На этом этапе должно быть определено, какой концепции в отношении возникшего отклонения будут придерживаться руководители организации. При этом должен быть выбран один из трех возможных курсов действия: п е р в ы й возможный курс действий состоит в том, чтобы не предпринимать специальных мер для устранения возникшего отклонения. Он используется, если отклонение воспринимается как положительное (выпуск продукции сверх запланированного объема), как несущественное или временное. В отношении функционирования организационной структуры предприятия этот курс действий предполагает отсутствие каких-либо корректив; в т о р о й возможный курс действий состоит в том, чтобы устранить возникшее отклонение с помощью специальных мер. В отношении организационной структуры он означает, что структура должна корректироваться;
т р е т и й возможный курс действий предполагает изменение эталонных показателей, запланированных стандартов. Он используется тогда, когда возникшее отклонение существенно и вследствие сложившихся обстоятельств устранить отклонение объективно невозможно. Например, кризис августа 1998 г. привел к столь существенным изменениям внешней среды, что предприятия должны были пересмотреть свои планы и стандарты. В отношении организационной структуры этот способ действий означает пересмотр планируемых значений показателей эффективности структуры. Различные объекты контроля предполагают использование разных методик его осуществления. Контроль того или иного объекта не является самоцелью, а служит средством идентификации проблемных ситуаций. Данные контроля тесно связаны с переменными целеполагания (устанавливающими цели организации), переменными учета и переменными прогноза. Контроль фиксирует целевое значение для всех важных показателей, описывающих состояние объекта управления. Показатели учета фиксируют реальное состояние объекта управления, используемое в процессе контроля. Показатели учета базируются на сведениях бухгалтерского и управленческого учета. Если контрольный показатель показывает, как должно быть, то учетный показатель – как есть. Показатели прогноза отражают благоприятное и неблагоприятное воздействия внешних субъектов (изменение поведения поставщиков и потребителей). Каждый из этих показателей может иметь либо количественную, либо качественную форму, а также ту и другую. Использование данных контроля в процессе проектирования организационных систем предполагает выполнение процедуры, которая 1) определение списка значимых показателей для описания состояния объекта и (или) субъекта управления; 2) определение целевых значений для каждого показателя на основе дерева целей предприятия; 3) определение нормативных значений каждого количественного показателя и желаемых значений каждого качественного показателя, которые фиксируются как контрольные; 4) определение для каждого качественного показателя шкалы измерения; чем более подробна шкала, тем выше ее качество; 5) определение списка переменных прогноза (тех показателей, которые связаны с воздействием внешних субъектов). Переменные прогноза также должны иметь шкалу; 6) определение величины показателей учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|