Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие




В системе обучения предметам естественнонаучного цикла, лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у обучающихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении лабораторных и практических работ происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 5 класса. Основными задачами практикума по биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии. Проведение лабораторных и практических работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

В процессе лабораторных и практических работ обучающиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. В основу лабораторных работ положен принцип научного познания, т. е. деятельность учащихся спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний: от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.

Лабораторные и практические работы по биологии открывает возможность формировать у школьников специальные предметные умения работать с различными натуральными (живые животные и растения, микропрепараты, влажные препараты, коллекции, гербарии, остеологические препараты, чучела), изобразительными (муляжи, модели, таблицы), вербальными (инструктивные карточки, слово учителя, учебник) объектами, лабораторным оборудованием (оптические приборы, реактивы и красители, инструменты).

Деятельностный подход в обучении биологии делает практическую работу успешной, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом.

Выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных данным пособием, позволит экспериментальным путем закрепить полученные теоретические знания о признаках, свойствах, функциях биологических объектов, биологических закономерностях, убедиться в их справедливости, что будет способствовать сознательному усвоению знаний.

Цель данного пособия – помочь учителю в проведении лабораторных и практических работ, а учащимся – помочь быстро и качественно выполнить работу, приобрести навыки проведения биологического эксперимента с соблюдением всех правил техники безопасности.

В каждой работе определена ее цель, указаны необходимые материалы и оборудование, форма и характер работы, определен алгоритм деятельности учащихся, предложены рекомендации по проведению и оформлению работы,


содержатся вопросы, облегчающие формулировку выводов, что поможет учителю грамотно организовать работу учащихся, быстро проверить правильность их записей. Готовые таблицы, рисунки, задания освободят учебное время от механической работы. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и правильному изложению материала. Выполняя предложенные задания, учащиеся смогут совершенствовать свои умения и навыки, научатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных задач.

Задания для лабораторных и практических работ составлены так, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством учащихся. В пособии предлагаются задания к обязательной работе и упражнения для самостоятельной работы, которые учителем могут оцениваться дополнительной оценкой. В некоторых практических работах предлагается несколько вариантов, что позволит учителю выбрать наиболее подходящий, соответствующий индивидуальным особенностям учащихся и материально-техническому оснащению кабинета биологии.

В ходе выполнения лабораторных и практических работ, учащиеся учатся организовывать собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию, оценивают и корректируют свою деятельность, несут ответственность за результаты своей работы; осуществляют поиск информации; работают в команде, все это влияет на формирование общих компетенций обучающихся.

При планировании содержания практических работ следует исходить из того, что их ведущей дидактической целью является формирование учебных и практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, установленными образовательной программой по конкретным темам.

Можно выделить следующие основные функции лабораторных и практических работ:

- обобщение, систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний на практике;

- усвоение умений исследовательской работы;

- усвоение умений практической работы;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- применение теоретических знаний для решения практических задач;

- реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных, аналитических, проектировочных, конструктивных умений;

- выработка при решении поставленных задач таких значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива;

- самопознание и саморазвитие учащихся.

При проведении лабораторных и практических работ могут быть использованы фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации работы учащихся.


При фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. Групповая форма организации занятий характеризуется тем, что одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек, а при индивидуальной форме организации занятий каждый учащийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуются:

- применение тестового контроля, определяющего уровень теоретической подготовленности учащихся к лабораторной или практической работе;

- проведение практических работ с применением заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Очень важным заключительным этапом выполнения лабораторной или практической работы является вывод. В нем учащийся анализирует процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своих наблюдений, доказывает их правильность.

Количество часов, отводимых на практические работы, фиксируется в рабочих учебных программах учителя в разделе «Содержание учебного предмета» и в календарно-тематическом планировании.

Организуя урок, предполагающий проведение лабораторный или практической работы, учитель должен точно установить цель и содержание работы, определить ее ход, точно спланировать продолжительность каждой ее части, составить задания, заранее приготовить объекты исследования и подобрать все необходимое оборудование.

В план урока целесообразно включить следующие этапы:

1. Проверка теоретической подготовленности учащихся к лабораторной или практической работе.

2. Постановка темы и определение задач работы.

3. Инструктирование учащихся по технике безопасности при выполнении заданий лабораторной или практической работы, определение ее отдельных этапов.

4. Выполнение заданий лабораторной или практической работы. Контроль учителем хода выполнения учащимися работы в соответствии с инструкцией по проведению работы, соблюдения правил техники безопасности.

5. Обсуждение итогов выполнения работы, формулирование основных выводов.

6. Оформление отчета о проделанной работе.

7. Оценка учителем выполненных заданий и степени овладения обучающимися соответствующими умениями.

Для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ учащимся рекомендуется иметь следующее количество тетрадей по учебному предмету «биология» - 1 тетрадь рабочая и 1 тетрадь – для контролирующих лабораторных и практических работ, проводимых в течение всего урока. Для удобства учащихся, обучающие лабораторные работы, на выполнение которых отводится только часть урока, оформляют в рабочих тетрадях.


Контрольные работы и контролирующие лабораторные и практические работы допускается оформлять в одной тетради.

Тетради для контрольных, лабораторных и практических работ хранятся в общеобразовательном учреждении на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

Записи в тетрадях проводят в соответствии с единым орфографическим режимом.

При оформлении лабораторных, практических работ: следует придерживаться следующего алгоритма:

- дата работы записывается в соответствии с единым орфографическим режимом;

- ниже записывается «Практическая работа №__»; «Лабораторная работа №»;

- на следующей  строке  указывают  название  работы,  например,

«Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях», название работы пишется без кавычек, точка не ставится;

- цель работы;

- ход работы, наблюдения, ответы на поставленные вопросы, выводы, а также рисунки, если они необходимы, оформляются произвольно, в соответствии с требованием учителя;

- рисунки выполняются только простым карандашом, подписи делаются ручкой. Допускается раскрашивание рисунка цветными карандашами.

Практические работы оцениваются учителем как на уроке: навыки подготовки и проведения биологического эксперимента, знание техники безопасности, владение базовыми теоретическими знаниями, необходимыми для грамотного проведения эксперимента и оформления отчета о работе, так и по результату работы, а именно по отчету в тетради для практических работ.

При выставлении оценки за практическую работу по биологии учитываются такие компоненты:

· умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;

· умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;

· темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;

· достижение необходимых результатов;

· формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными умениями), отсутствие аккуратности в работе.

Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т. д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.


При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика.

Лабораторные и практические работы по биологии, которые выполняются в течение всего урока, обязательны для проверки. Работы, которые являются частью урока, оцениваются выборочно по усмотрению учителя, при этом количество проверенных работ у каждого ученика должно составлять не менее 50% от проведенных работ. Например, по плану предусмотрено 15 работ, на выполнение 3-х из них отводится 45 мин. времени, они проверяются у всех учащихся. Из оставшихся 12 работ у каждого ученика должно быть проверено не менее 6 работ. Количество выставленных оценок в данной работе может быть любым.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе каждому ученику. Баллы, записанные учителем в журнале, должны соответствовать баллам, выставленным в тетрадях.

Учитель фиксирует в журнале результаты оценивания практических работ в день, когда проводится следующий урок, но под датой, когда выполнялась работа. Практические и лабораторные работы по биологии проверяются к следующему уроку, а при большом количестве работ - через один - два урока.

На левой странице развернутого журнала в разделе «Учет учебных достижений учащихся отсутствие ученика (ученицы) во время написания практической работы указывается в журнале под датой выполнения работы буквой «н».

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно  календарно-тематическому  планированию,  в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Формулировки обязательных лабораторных и практических работ должны соответствовать формулировкам Примерной программы.

Темы практических работ указываются на правой стороне предметной страницы журнала в графе «Тема урока», в этой же графе обязательно фиксируется проведение инструктажа по технике безопасности. Тема урока при необходимости может записываться в две строчки в отведенной для этого одной горизонтальной графе. Например,

№ п/п Число и месяц Тема урока Домашнее задание
    Позвоночные    животные.     Изучение    строения позвоночного животного. Лабораторная работа №4  
    Вегетативное размножение комнатных растений. Практическая работа № 1. Инструктаж по ТБ  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...