Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск соединительных звеньев. Формулирование определений. Выражение мысли другими словами. Перечень возможных причин. Построение системы причин




ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: Задаются два предмета, например «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы долж­ны иметь четкую логическую связь с обоими за­данными предметами. Например, в нашем случае это могут быть «экскаватор» (с лопатой сходен по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомоби­ля) и др. Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата — тачка — при­цеп — автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каж­дой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал наибольшее число чётко аргументированных вариантов решения.

Комментарии: Эта игра формирует способность легко и быстро устанавливать связи между явле­ниями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имею­щие общие признаки одновременно с несколькими другими предметами.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: Называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. По­беждает тот, чье определение однозначно характери­зует данный предмет, т. е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Комментарии: Эта игра учит четкости и строй­ности мышления, умению фиксировать существенные признаки, отвлекаясь от несущественных, а также способности одним «мысленным взором» охваты­вать массу разновидностей проявления одного и того же предмета, порой не похожих друг на дру­га. Особенно полезна эта игра для тех учащихся, которые испытывают трудности при формулирова­нии или запоминании определений.

ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо пред­ложить несколько вариантов передачи этой же мыс­ли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеж­дает тот, у кого больше таких вариантов.

Комментарии: Эта игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выра­жая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерием понимания чего-либо является свобода формы его выражения: то, что мы хорошо пони­маем, мы можем легко выразить, используя разные слова. Но эта связь имеет и обратное проявление: понимание нередко достигается именно в тот мо­мент, когда мы сумели выразить непонятную фразу другими словами, «перевели на свой язык».

Эта игра полезна и для формирования «соци­ального мышления»: человек, легко выражающий мысль разными словами, сможет подбирать слова с учетом особенностей конкретной ситуации.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН

Цель: развитие мышления.

Форма проведения; групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахну­та». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета мар­сиан). Побеждает тот, кто назовет больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Комментарии: Эта игра развивает способность при решении любой проблемы или осмыслении лю­бого явления сразу же искать широкий круг причин, чтобы можно было все их рассмотреть, проработать самые разные версии, не упустив из виду ни одной, и только после этого принять решение.

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЧИН

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: карточки с алгоритмом.

Ход игры: Задается некоторое событие, напри­мер: «Один человек вдруг неожиданно грубо отве­тил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь задан­ным (или созданным совместно в группе) алго­ритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации; эта клас­сификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднаме­ренные и непреднамеренные, постоянные или вре­менные, ближайшие или отдаленные и т. д. Сле­дует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на кар­точке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он интериоризируется и станет надежно работающим внут­ренним приемом анализа любого явления, с кото­рым знакомится учащийся.

Комментарии: Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании ка­кого-либо явления. Она задает конкретные средства поиска всего спектра возможных причин. Кроме того, игра учит эффективно работать с классифика­циями явления по различным основаниям и быс­тро находить все его разновидности.. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привес­ти к дискуссии на темы порядочности и мораль­ной ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...