Перечень заглавий к рассказу. Построение сообщения по алгоритму. Путаница. Найди ошибку. Как это можно использовать. Измени конец сказки
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ Цель: развитие мышления. Форма проведения: групповая (5-12 учащихся). Возраст: 9-10 лет. Материал: бумага и ручка для каждого ученика; небольшой рассказ. Ход игры: Берется небольшой рассказ или сообщение. Например: «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять — все свое время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и присоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и довольно усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно снизился». Надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными («Способ отучения детей от смотрения телевизора»), или формальными, т. е. по существу верными, но не схватывающими главное («Отец и сыновья»), или образными, яркими, эмоциональными («Велотелевизор»). Приветствуются ответы любого типа. Затем каждый отбирает у себя один или несколько лучших. Комментарии: Эта игра развивает способность выражать суть отрывка текста одной фразой. Эта способность лежит в основе таких приемов, как составление схемы текста или его плана. Чем более она развита, тем легче усваиваются тексты. ПОСТРОЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ПО АЛГОРИТМУ Цель: развитие мышления. Форма проведения: групповая (5-12 учащихся). Возраст: 9-10 лет. Материал: карточки с алгоритмом. Ход игры: Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины —. повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности.
Можно разработать и свои собственные алгоритмы. Сперва эти алгоритмы должны быть написанными на карточках и находиться перед глазами каждого участника игры. Затем они, интериоризируясь, превращаются в автоматически действующий способ постижения любого явления, срабатывающий без усилий со стороны человека. Комментарии: Эта игра решительно дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритмах аспекты, позволяя тем самым значительно шире и глубже рассмотреть явление. ПУТАНИЦА Цель: развитие словарного запаса. Форма проведения: групповая. Возраст: 6-8 лет. Ход игры: игра состоит из 2 заданий. 1-е задание: «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи, деревья, цветы, птиц, игрушки, мебель и т. п. )». 2-е задание: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель — метет, а гром —..., Ветер —..., а снег —..., Дождь —..., а солнце —... » Комментарии: При каждом ответе можно спрашивать, к примеру: «А что еще делает солнце, он ведь не только светит? » Важно, чтобы ребенок подобрал как можно больше слов, обозначающих действие. НАЙДИ ОШИБКУ Цель: развитие грамматического строя речи. Форма проведения: групповая. Возраст: 6-10 лет. Ход игры: Ученикам дается задание прослушать предложения, найти в них ошибки и исправить их. Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной. луга затопили реку. Снег засыпало пышным лесом.
2. 3. 2. Игры на развитие воображения39 КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ Цель: развитие воображения, творческого мышления. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Возраст: 5-6 лет. Ход игры: Взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, сделать кораблик, шайку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д. Детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.
_____________________________ 99 Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии, 1993, №2. ИЗМЕНИ КОНЕЦ СКАЗКИ Цель: развитие воображения. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Возраст: 5-6 лет. Материал: все необходимое для рисования. Ход игры: Ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его. Вигру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|