2.3. Развитие познавательной сферы
2. 3. Развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания)38 Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности » мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер еще большей произвольности в младшем школьном возрасте, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления. 2. 3. 1. Игры на развитие мышления и речи
ПОМОГИ ХУДОЖНИКУ Цель: развитие мышления, восприятия. Форма игры: индивидуальная и групповая. Возраст: 3-4 года. Матерная: простые рисунки, на которых на дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д. ). Ход игры: Ребенку показывают рисунок, на котором есть недорисованный элемент. Он должен, сказать, чего не хватает. Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д. ). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали. СОБЕРИ ЦВЕТОК Цель: развитие операции классификации. Форма игры: групповая.
Возраст: 5-6 лет. Ход игры: Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д. ). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д. ). ____________________________ 38 Яковлева Н. Я. Психологическая помочь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр " Академия", 1998. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990, №6. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось—89», 2003. НА ЧТО ПОХОЖЕ? Цель: развитие операции классификации. Форма игры: групповая. Возраст: 5-6 лет. Ход игры: Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник — чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треугольник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Цель: развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Форма игры: индивидуальная и групповая. Возраст: 4-6 лет. Ход игры: Ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т. п.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Форма проведения: групповая. Возраст: 5-10 лет. Ход игры: Ведущий берет наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интересного предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|