Раздел IV. Психология социальных сообществ
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Раздел III. Психология межличностного взаимодействия
9. Куницына В. Н. и др. Межличностное общение: Учебник для СПб., 2001. 10. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное 11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995. 14. Ниренберг Д., Каперс Г. Читать человека — как книгу. М., 1990. 15. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1988. 17. Пронникое В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 1998. 18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро- 19. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999. 20. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журав 21. Штангль А. Язык тела. М., 1996. Раздел IV ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Глава 4.1. Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые феномены Основные понятия: виды малых групп и критерии их различения Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность. Многие другие, слегка отличающиеся определения, встречающиеся в психологической литературе, весьма многочисленны, нО большинство из них содержит ключевой элемент — социальное взаимодействие, т. е. непосредственное взаимное влияние членов группы друг на друга. Малая группа выполняет функции связующего звена в системе отношений «личность — общество». Статус социальной психологии как науки и ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и групповые явления принадлежат к числу основных признаков определения предмета этой дисциплины. Человек осознает принадлежность к обществу, свои общественные интересы, через принадлежность к социальным группам и организациям, в которых °н участвует в общественной жизни. Малые группы играют важную Роль в~стаТГбвлёнйй"личности, ее социализации, являясь передаточ-Чьщ звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, кото-РЬ1е существуют в обществе как целостной культурно-исторической системе.
В связи с этим вопрос о количественных границах малой груп-К позволяющих выделить ее в качестве специфической человече- 176 Раздел IV. Психология социальных сообществ Психология малых групп: основные понятия, 177
ской общности в отличие от больших групп, в которых прямое: взаимодействие не возможно, является первостепенным. Исходя из] этого, по определению, главными качественными критериями_выде-ления малой труппы являются контактность 'ее членов — их воз-,| можность общаться, воспринимать, оценивать и воздействовать друг на друга; и ее целостность 'v— социально-психологическая и функциональная общность членов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое. Критериями психологической общности группы являются общность ценностных ориентации, мотивов, социальных установок и целей ее членов. Одним из проявлений положительной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность как тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов по сравнению с членами других групп. Психологическая общность группы проявляется также через такие социально-психологические характеристики группы, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Обычно верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя — от 2 до 3 человек. Многие специалисты считают, что диаду необходимо выделять в особый вид группы, поскольку в ней проявляется специфическое протекание социально-психологических явлений. В зависимости от характера групповой активности оптимальным размером малой группы принято считать 5—12 человек.
Группы большего размера обычно распадаются на более мелкие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторичные группы. Первичная группа характеризуется малочисленностью состава, пространственной близостью ее членов, длительностью совместного существования, единством целей, добровольностью..вхо-] ждения в группу и неформальным групповым контролем. Термин «первичная группа» был введен в научный обиход в начале XX в. (Кули, 1909) для определения таких групп, которые «характеризуются близким, лицом к лицу, сотрудничеством и контактом». Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных идеалов личности и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства и социализации. Первичные группы в целом выполняют две функции: являются источником формирования моральных норм личности и средством поддержки и стабилизации жизни взрослого человека. В отличие от первичной группы, во вторичной группе люди опосредованно связаны общей деятельностью по достижению обшей цели. В социальных связях вторичного типа непосредственное взаимодействие возможно, но оно может полностью или частично отсутствовать. Например/ рабочая бригада является первичной для ее чле-нов, И Коллектив предприятия в целом — вторичной группой, включающей в себя несколько первичных групп. Большинству читателей знакомы разные типы таких групп, на-" пример супружеская пара, семья, спортивные и школьные группы, множество групп, выполняющих производственные задачи, принимающих решения или разрешающих определенные проблемы. Грубые оценки свидетельствуют, что обычно человек в современном обществе в конкретный период времени принадлежит к пяти или шести первичным и вторичным группам, а более 90 % всех существующих групп в обществе имеют пять или шесть членов. Изучением малых групп наиболее интенсивно занимались исследователи той отрасли социальной психологии, которая условно называется «групповая динамика» или «исследования малых групп».
Малые группы в социальной психологии являются основным объектом лабораторных исследований. Поэтому группы, специально создаваемые для решения научных задач, называют искусственными (или лабораторными, экспериментальными), в отличие от естественных групп, существующих независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление —- на каких объектах, в каких условиях (искусственных или естественных) проводятся исследования и в какой степени полученные результаты приложимы к объяснению психологических явлений в естественных социальных группах. Лабораторные группы, в свою очередь, делятся на контрольные и экспериментальные. В контрольной группе выполнение заданий происходит без воздействий изучаемого фактора. По условиям выполняемых задач в эксперименте деятельность контрольной группы не отличается от экспериментальной, подверженной воздействию изучаемого фактора — предполагаемой причины возможных изменений в деятельности группы. Выравнивание состава контрольной и экспериментальной групп и условий их деятельности является достаточно сложной задачей. Поэтому в экспериментальной социальной психологии разработан ряд приемов выравнивания составов гРупп (попарный отбор, частотное выравнивание, выравнивание по квоте, рандомизация и их сочетание). Среди естественных малых групп наиболее важным является их Деление на формальные и неформальные, которое стало широко применяться в социальной психологии и социологии после Хоторнских экспериментов Э. Мэйо (20—30-е гг.). В этих экспериментах былц выявлены психологические характеристики рабочей бригады как; малой неформальной группы, спонтанно возникающей в формальной организации промышленного предприятия. Основная функция неформальной группы состояла в защите работниками своих экономических интересов (сохранение норм выработки,1 соответствующих неформальному групповому стандарту). В то же время была обнару, жена сильная зависимость индивидуальной производительности труда от межличностных отношений в бригаде.
Итак, формальная группа — это вид малой группы, членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов которой регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации и социальных институтов. Отношения в формальных группах характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной свыше целью сотрудничества и рационализацией как индивидуальных, так и групповых функций. Формальная группа — это элемент социальной структуры общества (например, семья) или элемент его структурных подсистем (бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т. д.). Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным механизмом объединения людей в формальные группы является совместная деятельность. По отношению к индивидам, входящим в состав формальной группы, группа выступает внешним интеграционным фактором, не зависящим от их воли, желаний и эмоций и предписывающим им определенные роли, функции и формы их исполне-. ния, а также предусматривает определенные нормы отношений и формы, критерии оценки деятельности, вознаграждения за труд и стимулирования его производительности. Межличностные отношения в формальной группе устанавливаются внутри известных официальных рамок. Неформальная группа — это вид малой группы, возникающий в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимании и взаимных симпатий. Организация отношений в неформальных группах характеризуется относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, зависящим от степени осознанности группового членства. В группе_са_мр_1. произвольно развивается система поведения, способствующая удов-
Психология малых групп: основные понятия,... летворению потребностей ее членов. Неформальные группы могут образовываться как в рамках формальных групп, так и вне их. Еще одним видом групп, в том числе и малых, хотя это и не обязательно, является так называемая референтная группа. Референтной для индивида группа становится тогда, когда групповые ценности, нормы и оценки становятся для него личностно значимыми. Поэтому референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и установок которой является-для индивида эталоном, с которым он соотносит свое поведение.
.Исследования референтное™ в социальной психологии были. проведены в начале 40-х гг. американским социальным психологом Г. Хайменом, который впервые использовал термин «референтная группа». Хаймен установил, что на оценку статуса индивида в обществе в большой степени влияет то, с какими группами он сравнивает себя, т. е. какие группы служат ему «рамками соотнесения». Вслед за Хайменом другие социальные психологи (Т. Нькжом, М. Шериф, Р. Хартли, Г. Келли и.др.) стали использовать этот термин для обозначения вообще любой группы, с которой индивид соотносит свои установки. Так, М. Шериф, рассматривая влияние малых групп на поведение человека, предложил разделять их на два вида: группы членства, в составе которых числится данный индивид, и нечленские или референтные группы, членом которых индивид не является, но с нормами и ценностями которых соотносит свои взгляды и поведение. Позднее Р. Мертон и Т. Ньюком распространили понятие референтной группы на групповые объедине-. ния, которые являются для индивида эталоном при его оценке собственного социального положения, действий, взглядов и т. д. Референтной может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше. Г. Келли предложил различать два типа референтных групп — нормативные и сравнительные. Нормативные -- это те группы, в которых индивид стремится получить и сохранить признание или стремится стать их членом. С этой целью он согласовывает свои установки и поведение с теми представителями этих групп, которые, с его точки зрения, являются главными носителями взглядов этой гРУппы. Сравнительной считается та референтная группа, ценности Членов которой человек считает точкой отсчета для соотнесения сравнения своих оценок и самооценок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|