Психология больших социальных групп.
тельных сил и характером групповых и личностных отношений й отражает чаяния общностей (классов, наций) на каждом этапе раз^ вития. Поэтому идеалы могут быть реальными, нереальными, быть тождественны идее социального прогресса, добра, справедливости направлять социальную активность людей во всех сферах их жизнедеятельности. Групповые потребности, интересы и ценности социальных групп составляют основу общегрупповой мотивации. Они выступают непосредственными стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность групповой и личностной активности. Аффективная сфера психологии больших групп состоит из социальных чувств, эмоций и групповых настроений. При этом сам термин «социальные чувства» неоднозначен. С одной стороны, речь идет о чувствах, отражающих типичные для конкретной группы эмоционально-оценочные, отношения к фактам, ситуациям и явлениям социальной действительности, проявляющимся в жизни общества. С другой -- социальные чувства являются индикаторами объединения людей в социальные общности. В обоих случаях эти отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии. Общественные настроения выступают одним из'важных феноменов психологии больших групп, в них находят отражение отношения и оценка людьми состояния объективных процессов общест-1 венного развития и состояния общества в целом. В отечественной социальной психологии большое внимание изучению общественны)! настроений уделено в работах Б. Д. Парыгина (1999). В качестве особенностей коллективных настроений, по сравнению с индивиду! альными, автор выделяет их преимущественную социальную обусловленность, большую степень социальной детерминированности! Возникновение коллективных настроений является главным обрЯ зом продуктом всей системы социально-экономических, политичеЦ ских и идеологических отношений. В них фактор личностного фи^я зического и психического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.).
Общественное, групповое настроение не является простой суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способно--) стью к многократному увеличению интенсивности проявления благодаря эффекту группового заражения (см. ниже). Групповое настроение является наиболее типичным компонентом групповой лсихологии не только потому, что оно, в отличие от других элемен-Т0в психики, функционирует постоянно, но еще и потому, что наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа (Парыгин, 1999). Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели и субъекты деятельности, ее структура и ее формы. Профессиональная и общественная деятельность, социальные движения существенно различаются по своему социальному назначению. Все перечисленные сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны, и их сочетание проявляется в таких групповых феноменах, как характеристика типичной личности представителя определенной общности и психический склад общности. Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей. Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации членов групп. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одни поступки и исключает другие.
Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения и отношений людей. Они определяют общее направление группового функционирования в жизнедеятельности групп. В рамках традиций осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающих, закрепляющих те или иные отношения. Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила поведения и реагирования на определенные события, осуществление общественно значимых действий (в трудовой деятельности, быту, семейной жизни, в социально значимых событиях в жизни человека — рождение, свадьба, праздники и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом неких ценностей, выработанных общ- 220 Раздел IV. Психология социальных сообществ Психология больших социальных групп... 221
ностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности. Элементом психического склада больших социальных групп близким к социальным обычаям, являются групповые предрассудки психологическая характеристика которых дана в гл. 3.2 настоящей книги. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у большинства социальных групп и выполняют вполне определенные социальные функции. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки, особенно, когда эти предрассудки объединяются в коллективном сознании.
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни -- это совокупность устоявшихся (типичных для определенных социаль-. но-экономических отношений) форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семей-; но-бытовой сфере. В образе жизни общности, человека находят выражение отношения к обществу, труду, другим общностям и другим людям, к себе. Эти отношения связаны с мировоззрением^1 ценностными ориентациями, жизненными позициями, социальными и личностными установками, потребностями, стилем жизни и поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|