Психология больших социальных групп.
223
системе Лебона. Решение, предложенное Тардом, заранее наделяет массы людей (человечество) способностью к прогрессу во главе с лидером, провоцирующим их движение. Благодаря аналогии с внушаемостью возможна, образно говоря, имитация поведения, которая обеспечивает одновременное когнитивное и аффективное единообразие массы людей, поскольку они подчиняются лидеру. В определенной мере Тард стал предвестником теорий массовой коммуникации. Он описал тип массовой, долговременной и подражательной суггестии, сравнивая журналиста с гипнотизером, которого мы сегодня назвали бы лидером общественного мнения. Следовательно, он предвосхитил наступление эпохи, в которой главное место в общественной жизни с триумфом займут средства массовой коммуникации и толпы, трансформированные в публику, сидящую дома у телевизоров и «поглощающую» «нужную» информацию. Признавая оригинальность и пророческую природу работ Лебона и Тарда, следует отметить, что только с появлением, теории групповой психологии 3. Фрейда (1921) их гипотезы превратились в положения всеохватывающей теоретической системы. Основной вопрос, решению которого посвятил себя Фрейд в своей психоаналитической теории, это история происхождения таких фундаментальных социальных институтов общества, как семья и церковь (религия), которые он, как и его предшественники, рассматривали как прототип всех коллективных образований. Фрейд не принял идею Лебона о коллективном бессознательном как объяснительном принципе изменений, происходящих в психике индивидов, находящихся в толпе. Для него проявление бессознаЯ тельного в коллективных действиях толпы возникает не из группового заражения и гипноза, а как следствие освобождения (релаксации) индивида от своего подавления. Толпа является лишь условием, способствующим этому процессу. Поведение индивида в толпе — это регрессия к примитивному «стадному состоянию», даю-| щему индивиду чувство релаксации.
Вопрос о природе механизмов, которые объясняют формирование толпы и формирующую роль лидера, Фрейд решает с помощью | концепций либидо и идентификации. Концепция либидо описывает! как бы двойную реальность существования толпы -- нарцисстичеЦ ское либидо обеспечивает любовь индивида к себе, которая неизбежно присуща и лидеру, а эротическое — социальное место своего | проявления, саму толпу. Концепция идентификации является развитием теории имитации Тарда и объясняет изменение психики и поведения людей посредством интериоризации внешней власти, со-| циальных идеалов и соответствующих моделей поведения. Как отметил сам Фрейд, давая общую оценку своей теории: «Наш вклад в объяснение либидоинальной структуры групп возвращает нас опять к разграничению между эго и идеалом и к двойной связи, которая оказывается возможной, — идентификации и помещению объекта вместо этого идеала». Современные теории. Классические теории психологии толпы дали толчок развитию других направлений исследовательской мысли. Но в целом все эти теории по своей природе продолжают оставаться, скорее, на описательном уровне и имеют предположительный характер. Как отметил С. Московичи (1996), явление, которое они анализируют, все еще остается не раскрытым и, следовательно, обладает абсолютной исторической новизной. Наиболее значимые и влиятельные тенденции в этом плане были выражены в работе Рейха «Массовая психология фашизма» (1933) и разработках франкфуртской школы, отразившихся в социальных движениях 60-х гг. Другая научная традиция, основанная на эмпирической и экспериментальной психологии и сформировавшаяся за период Второй мировой войны, внесла важный вклад в понимание конкретных аспектов массовых явлений. Многократно были изучены, сфотографированы, измерены, оценены и проанализированы размер, форма, движения, циркулирование информации и распространение слухов, а также другие параметры феномена толпы. Экспериментальные работы привели к формулировке частных гипотез, таких, как «кристаллизация толпы» для описания ее первоначального формирования (Канетти, Мильгрэм). Есть теории, считающие групповые образования типа толпы отклоняющимися и даже патологическими явлениями. Теория возникающих норм, развитая в русле групповой динамики (Тернер, Киллиан), предлагает модель, которая исключает гомогенность поведения толпы как простую иллюзию наблюдателя. Согласно этой теории, небольшое количество активных участников навязывают основной массе ту модель действия, с которой она конформно соглашается и которая воспринимается как доминантная норма поведения.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в социальной психологии существует два отдельных направления исследований в области психологии толпы -- классическая объяснительная теория, научный статус которой до сих пор не определен, и Корпус исследований, основанный на более строгих методах, но их значение и применение ограничено теоретическими и идеологическими предпосылками.
224
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|