Психология больших социальных групп.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 233
Для возникновения паники решающим является наличие сочетания ряда условий и факторов: • общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности • наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов • наличие в группе «критической массы» паникеров (т. е. участ • сочетание не только общих, но и частных («местных») усло Исторический пример поведения людей в условиях паники. Случай массового психоза и паники, охватившей большое количество населения страны, произошел в США в 1938 г. Причиной ее возникно-, вения послужила трансляция по национальному радио радиопоста-', новки «Вторжение с Марса» по Г. Уэллсу. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий, последствия были соответствующими. Изучению этого случая массовой паники было посвящено спе-| циальное исследование, проведенное группой психологов во главе-с X. Кэнтрилом, которое в настоящее время считается классиче-',' ским. В результате исследования были выделены четыре группы! людей, различающихся по особенностям своего поведения в условиях паники.
Первую группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности таких событий и, в конце концов, само-1,! стоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации и пытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращался' к соседям, знакомым, на радио и т. п. и только после этого пришел К;] отрицательному заключению о невозможности десанта с Марса). В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. Члены четвертой группы сразу предались панике, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить. Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, среди которых на первое место по своей важности вышли социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили -развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказывал не статус сам по себе, а общее состояние тревожности и неуверенности, составляющее психологическую готовность такого типа людей к паническому восприятию событий. Важны были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играли и психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение большой социальной группы, перечислите основ 2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп. 3. Перечислите основные формы проявления психологии больших групп. 4. Назовите основные и структурные признаки, характеризующие толпу 5. Опишите классические исследования толп и массовых явлений. 6. Охарактеризуйте панические и спасающиеся виды толп. 7. Дайте ваше понимание термина «внутренняя структура толпы». 8. Охарактеризуйте основные отличия состояния психики и поведения че 234 Раздел IV. Психология социальных сообществ Психология межгрупповых отношений 235
9. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах? 10. В чем состоят основные функции слухов? 11. Перечислите способы профилактики слухов в больших группах. 12. Что характеризует панику как социально-психологическое явление и
18. Социально-психологические исследования руководства и предприни- 19. Тощенко УК. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: 20. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анато
Литература 1. Андреева Г, М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 2. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследо 3. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об 4. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...» // Страх: Антология / Сост.
5. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства 6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. 7. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис 8. Преступная толпа. М.: ИП РАН; КСП+, 1998. 9. Психология XXI века / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М,
10. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998. 11. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998. 12. Революционный невроз. М.: ИП РАН; КСП+, 1998. 13. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про 14. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. 15. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Рег Бе, 16. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. 17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из Глава 4.3. Психология межгрупповых отношений Введение Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX—XX вв. с анализа феноменов межгрупповой враждебности и этноцентризма (Г. Лебон, У. Макдугалл, У. Самнер). Однако регулярные эмпирические и экспериментальные исследования в этой области ведутся только после Второй мировой войны. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение как для теории и методологии социальной психологии, так и для практики социального управления обществом. Так, Б. Ф. Поршнев (1979), рассматривая специфику предмета социальной психологии, отмечает, что она лишь тогда может претендовать на статус самостоятельной науки, когда исходной единицей анализа становятся отношения между общностями. Он считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является групповая общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное (психологическое) объединение людей. Общая теория социальной психологии представляет собой всесторонний психологический анализ центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности ученый выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|