Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия,... 205
Вероятностные подходы. Вероятностная модель эффективности лидерства привела к отбрасыванию положения о существовании/' только одного, лучшего стиля лидерства для достижения эффективного функционирования группы. Теория классифицирует лидеров как мотивированных, главным образом, потребностью выполнения предписанных заданий или развития близких, поддерживающих отношений в группе. Ситуации классифицируются по уровню власти, влияния и контроля (высокого, среднего или низкого) над активностью группы со стороны лидера. Ситуационный контроль означает, по существу, вероятную способность выполнить задание. Теория и соответствующие исследования показали, что лидеры, ориентире-, ванные на выполнение задания, лучше функционируют в ситуациях с высоким и низким уровнями контроля, в то время как лидеры, ориентированные на взаимоотношения, более эффективны в ситуациях с умеренным уровнем контроля. Вероятностная модель лидерства вызвала много противоречий, но основательно была проверена и подтверждена ее валидность (Стуб и Гарсия, 1981). Теория устанавливает, что эффективность лидера может быть повышена посредством измерения либо личностных, либо ситуационных факторов и последние изменять легче. Поэтому была разработана программа тренинга, ориентированная на обучение лидеров, каким образом изменять важнейшие параметры ситуации управления (т. е. отношения лидер—подчиненный, структуру задания, властные позиции). Эффективность метода? «приспособления лидера» была подтверждена во множестве контрольных исследований (Фолгер, Чаймерс и Махар, 1976; Фидлер и; Махар, 1979).
Теория следования цели' разработана Хьюзом и основывается на положении взаимодействия поведения и ситуации. Из этой теории' следует, что лидер должен мотивировать подчиненных, делая акцент на взаимосвязи между собственными потребностями подчиненных; и целями организации и способствуя выработке или пониманию способа, который позволит удовлетворить как собственные потребности работников, так и достигнуть организационных целей. Теория предполагает, что структурирующее поведение (т. е. наставничество, ориентирование, конкретизация целей) будет иметь положительный эффект, когда работа не совсем ясна; уважительно-предупредительное поведение (поддержка, проявление теплоты и заботы) будет успешным, когда работа монотонна, скучна или вы-' зывает отвращение. Исследования подтвердили гипотезы теории об удовлетворенности работников своей работой и мотивации подчИ- ; гипотезы об эффективном выполнении групповых задач и целей не нашли достаточного подтверждения. Нормативная модель принятия решений. Модель В. X. Врума и 0. В. Йетона прописывает и предлагает условия, в которых лидером следует принимать решения независимо от подчиненных, консультируясь с членами группы, или при полном и равноправном участии членов группы в принятии решений. Теория предполагает: а) индивидуальные решения более эффективны с точки зрения б) подчиненные более' привержены выполнению решения, если в) сложные или. неопределенные задания требуют большего
Транзактные подходы. Эти теории имеют дело со способами взаимодействия лидеров с подчиненными. Е. П. Холландер показал, например, что статус лидеров повышается пропорционально их вкладу в достижение групповой цели. Лидеры должны доказывать свою ценность, проявляя компетентность и приверженность групповым ценностям. Так они получают «внутренний кредит» от своих подчиненных. Этот «кредит» позволяет лидеру отходить от принятых групповых норм и стандартов, независимо изменять направление деятельности, ему не вменяются в вину мелкие нарушения групповых норм и правил. Когнитивные подходы. Постепенно интерес исследователей проблемы лидерства сдвигался к изучению когнитивных процессов. При изучении суждений лидеров С. Дж. Грин и Т. Р. Митчел обнаружили, что те в большей степени были недовольны, когда поведе-Пие подчиненных имело неблагоприятные последствия, чем когда т° же самое поведение не приводило к негативным последствиям, ^о многих других подобных исследованиях было показано, почему лидеры одобряют одни формы поведения и наказывают другие. В серии работ (Фидлер и др.) было показано, что руководители в военных структурах эффективно использовали свои интеллекту-^ьные способности, но не свой профессиональный и жизненный ОГ1Ь1Т, когда у них были относительно спокойные отношения со сво-
206 Раздел IV. Психология социальных сообществ Психология малых групп: основные понятия,... 207
им вышестоящим начальником. Они эффективно опирались на свой профессиональный опыт, но не на свои интеллектуальные качества, когда уровень стресса во взаимоотношениях с руководством был высок. По результатам этих работ можно судить о том, что интеллект, профессиональные знания и опыт теоретиками лидерства отброшены преждевременно. Характеристики задачи, а также формальные правила и традиции взаимрдействия вместе с производственными технологиями могут направлять активность работника и, следовательно, в определенной мере замещать лидерство. В целом в современных исследованиях лидерства как сложного, многофакторного явления во все большей степени проявляется тенденция к изучению влияния параметров групповых задач, целей и когнитивных компонентов процесса лидерства.
Контрольные вопросы, 1. Дайте определение малой группы, назовите ее основные признаки, 2. Назовите основные механизмы образования малых групп (формаль 3. Раскройте содержание подхода к исследованию малых групп с пози 4. Охарактеризуйте метод социометрии в исследовании малых групп. 5. Что такое «властная структура» малой группы?\ Дайте психологиче 6. Перечислите основные характеристики социометрической структуры 7. Расскажите об основных типах коммуникативных структур малой 8. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и 9. Расскажите об экспериментальных исследованиях конформизма.
10. Раскройте понятие «лидерство», типы лидерства и основные факторь'» 11. Назовите основные теории лидерства и его классификации. 12. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в свое** 13. Опишите феномен групповой сплоченности. 14. Каковы основные психологические характеристики феномена сои Литература 1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологиче 2. Агеев 6. С., Сыродеева А. А. Интегративные процессы в межгруп 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс< 2000. 4. Барлас Т. В. Популярная психология /От конфликтов к обретению Я 5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 6. Головаха Е. И. Структура групповой деятельности. Сощи^льно-психо- 7. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об 8. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.
9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.
10. Ермаков П. Н., Терехин В. А. Способ прогнозирования эффективно 11. Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии 12. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-пси- 13. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях ор 14. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова, О- И. Зотовой, 15. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зару 16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: тео 17. Куликов В., Гительмахер Р. Приборы в социально-психологическом 18. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997. 19. Мамут Л. С. Власть // Энциклопедический социологический сло- 20. Джексон М. X. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 21. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993. 208 Раздел IV. Психология социальных сообществ Психология больших социальных групп. 209
22. Мзстенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие 23. Методики социально-психологического исследования личности и ма 24. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина 25. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психо 26. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лы- 27. Пайнс Э., Маслач Н. Практикум по социальной психологии. СПб.: 28. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис 29. Платонов К. Н. Краткий словарь системы психологических понятий 30. Позняков В. П. Социально-психологические отношения в трудовом 31. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов экономиче
32. Позняков В. П. Психология малых групп // Современная психоло 33. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организа 34. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. 35. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1997. 36. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Яро 37. Сетров М. И. Организация биосистем. Л., 1971. 38. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. 39. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических 40. Соснин В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика ме 41. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.:
42. Социально-психологические проблемы бригадной формы организа 43. Социально-психологические проблемы производственного коллекти 44. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы 45. Социальные конфликты в современной России. М.: УРСС, 1999. 46. умэнский Л. И. Методы экспериментального исследования соци 47. У майский Л. И. Психология организаторской деятельности школь 48. Чудновский В. Э. Конформизм // Энциклопедический социологи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|