Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия,...
зависимость влияния на испытуемого от композиционного состава группы — авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и т. д. Была выявлена зависимость эффекта давления группы от ее единодушия, групповой согласованности: если в группе находится хотя бы один «партнер», который высказывает такое же мнение, что и испытуемый, то эффект давления группы существенно снижается. Представляют интерес и данные, полученные Ашем и его последователями (Р. Крачфилд, Д. Креч и др.) в отношении влияния группы на испытуемых в зависимости от их возраста и пола. Так, сопо-1 ставив данные экспериментов, проведенных среди младших школь-, ников, подростков и студентов колледжей, исследователи пришли к выводу о существенном уменьшении склонности к конформизму с возрастом. Была отмечена несколько большая конформность жен-; шин по сравнению с мужчинами. Эти данные исследователи объясняют различными социальными ролями в обществе и семье мужчины и женщины. Утверждается, что высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и, наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению в экспериментах, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относились к-распределению ролей в семье. По данным специальных измерений, независимые женщины имели гораздо меньший индекс «социализации», чем подчиняющиеся. Работы отечественных исследователей также свидетельствуют о несколько большей конформности; девочек, однако наблюдается и противоположная тенденция. В целом имеющиеся данные позволяют говорить о том, что влияние половых различий на склонность к конформности существенно зависит от особенностей воспитания.
Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию. В первые годы после публикации экспериментальных результатов по исследованию конформизма в ряде работ западных исследователей имела место тенденция односторонне интерпретировать их как доказательство сильной податливости человеческой психики-Р. Зайонц (1966) считал, например, открытие факта согласия взрослых людей с суждениями, которые противоречат их позиции, одним из самых поразительных открытий современной социальной психологии. Проведенный отечественными исследователями экспериментальный анализ результатов, полученных западными учеными, по- казал, что эти результаты не являются доказательством податливости человеческой психики, предопределяющей появление в обществе «массы конформистов». Распространение в обществе конформизма — результат воздействия определенных социальных факторов, а не просто следствие врожденной неустойчивости человеческой психики, ее «мягкости». Это не означает, что нет никакой опасности распространения конформизма в обществе. Особенно опасен в этом отношении логический конформизм: специальные исследования показали, что подчинение испытуемого давлению группы может проявляться не просто в принятии мнения большинства, но и в определенной перестройке его образа мыслей. При этом испытуемый принимает и усваивает ложное мнение с помощью выдвинутой им самим ложной аргументации, что создает иллюзию самостоятельности принятия решения. Логический конформизм опасен прежде всего тем, что он искажает характер выработки убеждений человека, лишает его возможности целенаправленного формирования собственной личности, самовоспитания.
Влияние меньшинства. В, исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С. Московичи! и его сотрудников. В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определить Цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых Меньшинством, на оценки остальных членов группы. В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8 % ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных гРУппах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось). Кро-^е того, в последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся Последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в -экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены
Раздел IV. Психология социальных сообществ Психология малых групп: основные понятия,...
которой не контактировали с подставным меньшинством. Г1рц: этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства. По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем могут не осознавать это влияние представителями большинства, оно не всегда очевидно в процессе группового взаимодействия, а может проявиться позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность! высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, так называемых отступников (Майерс, 1997). М. Дойч и Г. Джерард, сравнивая психологические' механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).
Лидерство в малых группах Под лидерством понимается руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией. Другими словами, лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Некоторые исследователи предлагают отличать, феномен лидерства как явления, основанного на социально-психологических качествах личности лидера, от руководства, основанного на командно-административных методах воздействия (см. Парыгин, 1999). Однако такое разграничение не всегда оправдано. В этой связи часто делается разграничение между неформальным лидерством (лидер не обладает официальными командно-административными функциями) и формальным (лидер как официальный руководитель наделен этими функциями со стороны организации или социально-,го института). Лидеры в жизни существуют везде. Они могут во3" никнуть спонтанно (неформальное признание), их выбирает группа или назначает организация, частью которой является группа. Хотя проблема лидерства находилась в центре внимания людей с зароЖ" дения человеческой цивилизации, ее научное исследование начинается только с начала XX в. Неформальное лидерство. В рамках исследования проблемы основной темой являлись вопросы о том, как человек становится лидером, и в особенности, есть ли совокупность каких-либо определенных личностных качеств, которые позволяют индивиду стать лидером или быть эффективным в качестве лидера. Обычно неформальный лидер выявляется при помощи социометрических шкал, содержащих вопросы типа: «С чьим мнением в группе вы считаетесь больше всего?», «Кого бы вам хотелось выбрать в качестве вашего лидера?».
Результаты многих исследований показали, что лидеры не слишком сильно отличаются по личностным качествам от своих последователей. Выявлено, что у лидеров выше показатели интеллекта, они в большей степени социально адаптированы, чем остальные члены группы. Их лидерский статус, скорее всего, основан на установлен на уверенности членов группы в способностях этих людей проявить необходимые навыки и умения, обеспечить экономические или политические ресурсы, чтобы помочь группе достичь свои цели, чем, собственно, на личностных особенностях потенциальных лидеров. Более того, почти каждый человек является лидером, по меньшей мере, тех или иных групп и последователем большего числа других групп. Следовательно, очень трудно определить, какая совокупность черт личности может идентифицировать лидера. Эффективость лидерства. Оказалось, что многочисленные попытки выделить совокупность личностных черт, помогающих отличить эффективных лидеров от неэффективных, также имели весьма ограниченный успех. Интересно отметить, что между практиками и теоретиками существует сильное расхождение в трактовках личностных характеристик и атрибутов, присущих носителям лидерских Ролей. На практике наиболее часто используемыми индикаторами, «предсказателями» поведения и функционирования потенциального лидера (т. е. назначения индивида в качестве руководителя), является интеллектуальные качества, профессиональная компетентность и опыт руководства. С другой стороны, современные теории лидерства практически игнорируют отмеченные когнитивные каче-Ства и знания (теория Х/У Д. Мак-Грегора, система 4 факторов Р- Ликерта, теория следования цели Р. Дж. Хьюза, вероятностная м°Дель Ф. К. Фидлера, модель принятия нормативных решений 202
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|