Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Психология социальных сообществ





Психология малых групп: основные понятия,...



 


зависимость влияния на испытуемого от композиционного состава группы — авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональ­ной принадлежности и т. д. Была выявлена зависимость эффекта давления группы от ее единодушия, групповой согласованности: если в группе находится хотя бы один «партнер», который высказы­вает такое же мнение, что и испытуемый, то эффект давления груп­пы существенно снижается.

Представляют интерес и данные, полученные Ашем и его после­дователями (Р. Крачфилд, Д. Креч и др.) в отношении влияния груп­пы на испытуемых в зависимости от их возраста и пола. Так, сопо-1 ставив данные экспериментов, проведенных среди младших школь-, ников, подростков и студентов колледжей, исследователи пришли к выводу о существенном уменьшении склонности к конформизму с возрастом. Была отмечена несколько большая конформность жен-; шин по сравнению с мужчинами. Эти данные исследователи объяс­няют различными социальными ролями в обществе и семье мужчи­ны и женщины. Утверждается, что высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и, наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению в экспери­ментах, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относи­лись к-распределению ролей в семье. По данным специальных изме­рений, независимые женщины имели гораздо меньший индекс «со­циализации», чем подчиняющиеся. Работы отечественных исследо­вателей также свидетельствуют о несколько большей конформности; девочек, однако наблюдается и противоположная тенденция. В це­лом имеющиеся данные позволяют говорить о том, что влияние по­ловых различий на склонность к конформности существенно зави­сит от особенностей воспитания.

Противоположностью конформизму является самостоятель­ность индивида, независимость его установок и поведения от груп­пы, устойчивость к групповому воздействию.

В первые годы после публикации экспериментальных результа­тов по исследованию конформизма в ряде работ западных исследо­вателей имела место тенденция односторонне интерпретировать их как доказательство сильной податливости человеческой психики-Р. Зайонц (1966) считал, например, открытие факта согласия взрос­лых людей с суждениями, которые противоречат их позиции, одним из самых поразительных открытий современной социальной психо­логии. Проведенный отечественными исследователями эксперимен­тальный анализ результатов, полученных западными учеными, по-


казал, что эти результаты не являются доказательством податливо­сти человеческой психики, предопределяющей появление в обществе «массы конформистов». Распространение в обществе кон­формизма — результат воздействия определенных социальных фак­торов, а не просто следствие врожденной неустойчивости человече­ской психики, ее «мягкости».

Это не означает, что нет никакой опасности распространения конформизма в обществе. Особенно опасен в этом отношении ло­гический конформизм: специальные исследования показали, что подчинение испытуемого давлению группы может проявляться не просто в принятии мнения большинства, но и в определенной пере­стройке его образа мыслей. При этом испытуемый принимает и ус­ваивает ложное мнение с помощью выдвинутой им самим ложной аргументации, что создает иллюзию самостоятельности принятия решения. Логический конформизм опасен прежде всего тем, что он искажает характер выработки убеждений человека, лишает его воз­можности целенаправленного формирования собственной лично­сти, самовоспитания.

Влияние меньшинства. В, исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реаль­ной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, груп­повых норм и группового поведения. Они стали предметом иссле­дования С. Московичи! и его сотрудников. В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определить Цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозити­вов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего экс­перимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых Меньшинством, на оценки остальных членов группы. В группе «не­осведомленных испытуемых» было зафиксировано 8 % ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных гРУппах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось). Кро-^е того, в последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся Последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в -экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъ­являемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены


 


 



Раздел IV. Психология социальных сообществ


Психология малых групп: основные понятия,...



 


которой не контактировали с подставным меньшинством. Г1рц: этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, кото­рые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем могут не осознавать это влияние представителями большинства, оно не всегда очевидно в процессе группового взаимодействия, а может проявиться позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность! высказываний, а также появление среди большинства лиц, прини­мающих позицию меньшинства, так называемых отступников (Майерс, 1997). М. Дойч и Г. Джерард, сравнивая психологические' механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

Лидерство в малых группах

Под лидерством понимается руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией. Другими словами, лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или от­дельных ее членов. Некоторые исследователи предлагают отличать, феномен лидерства как явления, основанного на социально-психо­логических качествах личности лидера, от руководства, основанного на командно-административных методах воздействия (см. Парыгин, 1999). Однако такое разграничение не всегда оправдано. В этой свя­зи часто делается разграничение между неформальным лидерством (лидер не обладает официальными командно-административными функциями) и формальным (лидер как официальный руководитель наделен этими функциями со стороны организации или социально-,го института). Лидеры в жизни существуют везде. Они могут во3" никнуть спонтанно (неформальное признание), их выбирает группа или назначает организация, частью которой является группа. Хотя проблема лидерства находилась в центре внимания людей с зароЖ"


дения человеческой цивилизации, ее научное исследование начина­ется только с начала XX в.

Неформальное лидерство. В рамках исследования проблемы ос­новной темой являлись вопросы о том, как человек становится ли­дером, и в особенности, есть ли совокупность каких-либо опреде­ленных личностных качеств, которые позволяют индивиду стать лидером или быть эффективным в качестве лидера. Обычно нефор­мальный лидер выявляется при помощи социометрических шкал, содержащих вопросы типа: «С чьим мнением в группе вы считае­тесь больше всего?», «Кого бы вам хотелось выбрать в качестве ва­шего лидера?».

Результаты многих исследований показали, что лидеры не слишком сильно отличаются по личностным качествам от своих последователей. Выявлено, что у лидеров выше показатели интел­лекта, они в большей степени социально адаптированы, чем ос­тальные члены группы. Их лидерский статус, скорее всего, осно­ван на установлен на уверенности членов группы в способностях этих людей проявить необходимые навыки и умения, обеспечить экономические или политические ресурсы, чтобы помочь группе достичь свои цели, чем, собственно, на личностных особенностях потенциальных лидеров. Более того, почти каждый человек являет­ся лидером, по меньшей мере, тех или иных групп и последовате­лем большего числа других групп. Следовательно, очень трудно определить, какая совокупность черт личности может идентифици­ровать лидера.

Эффективость лидерства. Оказалось, что многочисленные по­пытки выделить совокупность личностных черт, помогающих отли­чить эффективных лидеров от неэффективных, также имели весьма ограниченный успех. Интересно отметить, что между практиками и теоретиками существует сильное расхождение в трактовках лично­стных характеристик и атрибутов, присущих носителям лидерских Ролей.

На практике наиболее часто используемыми индикаторами, «предсказателями» поведения и функционирования потенциального лидера (т. е. назначения индивида в качестве руководителя), явля­ется интеллектуальные качества, профессиональная компетент­ность и опыт руководства. С другой стороны, современные теории лидерства практически игнорируют отмеченные когнитивные каче-Ства и знания (теория Х/У Д. Мак-Грегора, система 4 факторов Р- Ликерта, теория следования цели Р. Дж. Хьюза, вероятностная м°Дель Ф. К. Фидлера, модель принятия нормативных решений


202


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...