Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Магизм и богословие миссии. Магия и ее виды. Шаманизм. Ритуал. Типы обрядов.




Магизм. Его хар-ная черта: отказ воспринимать в попытках уст-я связи с Богом личностные проявления как имеющие более-менее существенное значение. Если высшие сферы безличные, то бессмысленно для вступления в связь с ними использовать личные отн-я, значит, остаётся действовать маг. образом: выяснить внутр. законы этих сфер и соотв-но исп-ть эти законы. Важными моментами становятся понятия места, времени, что н. сделать (чтобы подключиться) и сказать. Если всё сделано правильно, то сам этот факт д. гарантировать пол-е того, что ожидается. Функции обрядов и ритуалов: он м.б. нужен и важен не столько с т.зр. практ. эффекта, сколько с психотерапевт. т. зр., позволяют ч-ку не д. об изм-и соц. отн-й. Поэтому они часто сохраняются из поколения в поколение.

Фрэзер – ученик Тайлора и его оппонент и критик в дальнейшем. Он обратил внимание на сходство магии и науки; а также на условность распределения рел. верований по 3-м этапам: и в совр. обществе м. б. обнаружить разл. соц. слои, кот-е пришлось бы располагать по разным ур-ням. Они м. сочетаться и в одном ч-ке. Также устарел Фрэзер («Фольклор в ВЗ», «Золотая ветвь»), но ещё читается. Он изучал магию, описывал представления и ритуалы. Он предложил след. классификацию: 2 вида магии: 1) гомеопатическая. Гл. идея – «подобное вызывает подобное» (м. воздействовать на ч-ка через его изображение). 2) контагеозная. Гл. – идея смежности или контакта. Т.е. идея о том, что м. воздействовать на что-то, с чем это нечто было в контакте (манипуляции с одеждой, например).

Магия. Вера в универсал вза­имосвязь всего сущест. Рождала убежден в возможн воздейств, контролир и даже направл сложн природн и соци­аль процессы с помощью специал магич приемов: заговоров, обрядов, ритуалов. Большую роль в маги­ч ритуалах, особенно по мере развит земледел, играли жертвопринош. Люди верили, что с помощью заго­вора и соотв обряда они вступ в общен с явл природы, предмета­ми и могут добиться исполн своих желан — изгнать болезни, нанести кому-либо вред. Виды магии: 1) Симпатическая - п редполагает существов магич связи между объектами, сходными по виду, либо побывавшими в непосредственном контакте. Так, для наведения порчи маг изготавливает куклу жертвы (сходство), добавляет внутрь её ногти либо волосы (вольт), и затем наносит кукле повреждения. 2) Ритуальная — набор обрядов, с помощью которых маг пытается устанавить контакт со сверхприродными сущностями, повелевать ими, либо просить о помощи и содействии. 3) Заговорная — ритуалы, основанные на силе слов, фраз и предложений.

Гл суть шаманизма (Ш.) - налич веры в духов, в возмож их подчин шаманам, в способность последних в ходе камланий (термин, котор обознач магич практ) перемещ в верхние и нижние миры, чтобы бороть и побежда злых духов. Но вера в духов присуща всем без искл религ мира. Особен Ш. не в этой вере, но в убежден и самих шаманов и их соплемен в возможн и необход самостоят борьбы с одними духами в сотруднич с друг. Главные функции шаманафункции целителя, предсказателя и психопомпа— проводника душ умерших в потусторон мир. Камлание представл собой ритуальн вхожден шамана в психотехнич транс (совершаемый обычно публично) для достижен определен целей (исцелен больного или проводы души умершего в потусторон мир). Камлания, предполагающ нисхожден в нижний мир, совершаются для: 1) жертвопринош предкам; 2) поиска души пациента и ее возвращения; 3) сопровожден души умершего.

Виктор Тернер представитель религ. антропологии, Вел полевые исследования, известен вниманием к ритуалам, изучал социальные структуры. Его положения концепции: Пытается выявить зн-ние ритуала в жизни чел-ка, понимает как зн-ние социальное. Термин – социальные драмы. В жизни общества с опр. цикличностью повторяется разлад. Социальные структуры могут претерпевать нарушения. Все это ведет к кризису, Ритуал – это и есть действие, к-рое имеет восстановительное зн-ние. Через ритуал разлад ликвидируется происходит восстановление социальной структуры. Пример цикла – что связано с взрослением чел-ка. В соц. структурах закреплены роли для детей. Это не приемлемо по достижении опр. возраста – человек развивается. Это требует изменения соц. структуры. Распр-ние обрядов инициации, означающие перевод чел-ка из одного статуса в другой. Ритуалы связанные с вступлением в брак, со смертью. Соц структура в ритуалах приводится в соответствие. Виктор Тернер (англ.) классифцир ритуалы на: 1) календарные. Связаны с событиями годового круга: солнцестоян, начало и окончан земледельческ сезона, 2) переходные. Связанные с родами, вступлением в брак, похоронами, обряды инициации (перех из одного соц состоян в другое) 3) окказиональные – совершаемые по случаю. Напр, лечение. Сюда относится поиск потерянной души, изгнание злых духов. Ритуал – предписанное формальн поведение не связанное с применен техники и имеющ отношен к верованиям в мистическ существа или силы. Тернер сосредот вниман на ритуалах преходных ( из одного соц состоян в другое ). 3 фазы ритуала: 1.Открепление группы. Из соц. Структуры общества выделяется группа лиц, к-рая будет изменять свой соц. статус. 2. Грань, порог, пограничное состояние, когда они вышли из предыдущего соц. состояния и еще не вошли в следующее. Чел-к может утрачивать прежнее имя, подчеркивается неопределенность чел-ка, его могут стричь, облачают в белую одежду (без орнамента или раздевают. Могут быть унижения и оскорбления чел-ка, человек терпит боль. 3. Восстановление - включение в новую соц. Структуру уже в новом качестве. Идея обрядов прочна, в наст время - служба в армии (пострижение), посвящение в студенты. 4 стороны ритуала: - символическое. Действие совершаемые в ритуалах символизируют смысл: действия, слова. Ритуал представляет символический язык. - ценностная сторона. Ритуал понимается как средство передачи информации о ценностях соотв. культуры, иерархии ценностей через соотв. Символы ритуал закрепляет эти ценности, позволяет их транслировать. - целевая сторона. Исполняется для чего-то. Соц. переход – изменение статуса. Обеспечение удачи в охоте. - ролевая сторона, выступает как средство уточнения взаимодействие социальных ролей. Нужно чтобы человек знал, каково быть подвластным, помнил опыт пребывания в состоянии бесправного. Обмен ролями. Переходные обряды представляют повышение статуса – женатого, воина, старейшины. Обряды перемены статуса – в рамках его разрушается соц. структура общества и участники примеряют на себя соц. роли, для них не характерные (карнавалы). Происходит размывание границ м/у академической наукой и художественным творчеством. Кастанеда изначально свои работы позиционировал как научные. Появился жанр - этнороман – худ. элементы переплетены с элементами религ. исследования этноса. Структурализм - человек подчинен структурам, ритуалы – подчинен ритуалам. Нет свободы. Несовместимо с христ. пониманием чел-ка. Внешн. функции ритуала: соц-ная и психол-кая: 1) служит средств интеграции и целостности чел-ских коллективов (Малиновский, Дюркгейм), 2 ) снимает психологич. напряжение и гармонизирует чел-скую психику (Юнг).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...