Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения религиозной антропологии в структурализме и богословие миссии.




Концепция Леви–Стросса основоположник структурализма, занимался полевыми религ. исследованиями. Сборник «структурная антропология» - статьи объединены методологически ч/з структурный подход. Гл. идея: для чел-ка являются врожденными опр. структуры мышления, они реализуются в его жизнедеятельности во всех сферах – религиозной, мифологической, в сфере ритуалов, языковой сфере. Все концепции, к-рые чел-к создает, все теории, произведения культуры, лит-ры рассм. как варианты выражения структур. Чел-к в своей деят-ти проецирует на окр. мир структуры своего мышления. Чел-ка следует рассм. не как существо, определяющее объективную данность, а как существо к-рое накладывает на окр. мир свои структуры. Понять мир можно из изучения чел-кого мышления. Знания, к-рыми мы обладаем не знания об объективном мире, а знания, определенные структурами чел-кого мышления.

Универсальные структуры, по природе врожденные чел-ку - в их основе бинарные оппозиции. Чел-к мыслит через оппозиции, например: правое – левое или день – ночь, солнце – луна, верх – низ. горячее – холодное. Такие оппозиции структурируют деят-ть чел-ка, лежат в основе его мышления. Его работы известны попытками описания необычной логики, характерной для представителей неевропейских народов. Логика бриколажа – термин метафорический связан с метафорой взятой из практики игры в бильярд (удар по шарику не напрямую а отскоком). Часто представители таких культур выражают свои мысли не прямо, а отскоком – пример: говорят, что в яп. культуре не принято говорить нет. Это не означает, что выразить отказ невозможно. Это можно сделать косвенным образом. Это не получило распр-ния в европейской культуре. Для представителей европ. народов характерна прямая рациональность, логичность, конкретное мышление. В эскимосском языке 21 слово для обозначения снега, но нет обобщенного понятия снег. Требование логической согласованности не характерно д/не европ. культур. Существует сходство м/у конкретностью и нелогичностью мышления представителей традиц. культур и мышлением детей. Идеи причинно – следственной связи формируется у чел-ка постепенно. У представителей не европ. культур особая логика.

Мифы, ритуалы важны чел-ку с псих. т. зр, позволяют снимать внутр. псих. напряжение, решать проблемы пс. неустойчивости, потерянности, пс. раздвоенность. Осн идея – психотерапевтическая. Внимание на то, что Ритуалы, связанные с охотой - средство снятия пс. напряжения, связанного с жизнью и смертью, ритуал шамана - оказание помощи женщине в родах.

Гл. идея - жизнью чел-ка управляют структуры: грамматические, языка. Структурализм нек-рое время был популярен, но исторически не занял господствующее положение.

Важно соотнести эти идеи с хр. пониманием чел-ка. Вывод: несовместимость принципиальная – чел-к управляется в своей деят-ти структурами, определяется ими, хочет он этого или нет, обречен управляться и определяться. Несовместимо со свободой, уникальностью, ответственностью чел-ка.

Леви– тросс изучал структуры родства. В рус. языке есть слова, означающие степени родства: деверь, золовка. Мифологические повествования, связанные с идеями происхождения того или иного племени, выполняют функцию регулирования брачных отн-ний. Кто с кем может вступать в брак, а кто нет – браки запрещенные, нежелательные. С т. зр. хр. антропологии можно видеть– важно не то, к какому роду принадлежит чел-к, а то в каких отн-ниях чел-к пребывает с Богом. Христа не принимали те, кто очень хорошо знал его вместе с его семьей. Воспринимали его не как уникальную личность, а как представителя семьи или рода. Распространены попытки в мисс. деят-ти апеллировать к родовым, семейным ценностям. Вызывает вопрос – не есть ли это подмена хр-ского единства в устремлении ко Христу.

Основные направления критики структурализма

- размыкание структуры в контексте. Структуры не существуют сами по себе – они существуют в некоем контексте, некотором окружении. Как они реализуются, зависит от контекста. В разных, ситуациях, культурах, народах по-разному. Попытка учесть эти контексты оказываются бесперспективными. Можно пытаться создавать более сложные структуры – структуру мышления можно пытаться наложить на мифологическую и рассматривать их в единстве. Но далее придется рассматривать эти две структуры во взаимодействии с общекультурным. Это подрывает претензии структурализма в объяснении жизни чел-ка. На уровне полевых исследований идеи Леви–Стросса были подвергнуты сомнению. Фактологический материал собранный Леви-Строссом был фальсифицирован – указан ряд исключений. Структурализм пережил некоторый всплеск популярности, но быстро утратил свое зн-ние. Идея о том, что все определяется структурами сейчас существует и продолжает влиять на сознание совр. людей - идея о том, что чел-к опр. местом в разл. структурах и тем местом, к-рое он занимает в социальных структурах. На них опираются совр. люди. Некоторые структ идеи прослеживаются и в богосл. построениях.

Структ. представляет собой течение, к-рое далеко вышло за рамки своего первонач. замысла. Изначально идеи стр. были сформулированы в рамках религиоведения, полевых исследованиях, далее они получили развитие в психологии, философии.

(Виктор Тернер представитель религ. антропологии, Вел полевые исследования, известен вниманием к ритуалам, изучал социальные структуры. Его положения концепции: Пытается выявить зн-ние ритуала в жизни чел-ка, понимает как зн-ние социальное. Термин – социальные драмы. В жизни общества с опр. цикличностью повторяется разлад. Социальные структуры могут претерпевать нарушения. Все это ведет к кризису, Ритуал – это и есть действие, к-рое имеет восстановительное зн-ние. Через ритуал разлад ликвидируется происходит восстановление социальной структуры. Пример цикла – что связано с взрослением чел-ка. В соц. структурах закреплены роли для детей. Это не приемлемо по достижении опр. возраста – человек развивается. Это требует изменения соц. структуры. Распр-ние обрядов инициации, означающие перевод чел-ка из одного статуса в другой. Ритуалы связанные с вступлением в брак, со смертью. Соц структура в ритуалах приводится в соответствие. Виктор Тернер (англ.) классифцир ритуалы на: 1) календарные. Связаны с событиями годового круга: солнцестоян, начало и окончан земледельческ сезона, 2) переходные. Связанные с родами, вступлением в брак, похоронами, обряды инициации (перех из одного соц состоян в другое) 3) окказиональные – совершаемые по случаю. Напр, лечение. Сюда относится поиск потерянной души, изгнание злых духов. Ритуал – предписанное формальн поведение не связанное с применен техники и имеющ отношен к верованиям в мистическ существа или силы. Тернер сосредот вниман на ритуалах преходных ( из одного соц состоян в другое ). 3 фазы ритуала: 1.Открепление группы. Из соц. Структуры общества выделяется группа лиц, к-рая будет изменять свой соц. статус. 2. Грань, порог, пограничное состояние, когда они вышли из предыдущего соц. состояния и еще не вошли в следующее. Чел-к может утрачивать прежнее имя, подчеркивается неопределенность чел-ка, его могут стричь, облачают в белую одежду (без орнамента или раздевают. Могут быть унижения и оскорбления чел-ка, человек терпит боль. 3. Восстановление - включение в новую соц. Структуру уже в новом качестве. Идея обрядов прочна, в наст время - служба в армии (пострижение), посвящение в студенты. 4 стороны ритуала: - символическое. Действие совершаемые в ритуалах символизируют смысл: действия, слова. Ритуал представляет символический язык. - ценностная сторона. Ритуал понимается как средство передачи информации о ценностях соотв. культуры, иерархии ценностей через соотв. Символы ритуал закрепляет эти ценности, позволяет их транслировать. - целевая сторона. Исполняется для чего-то. Соц. переход – изменение статуса. Обеспечение удачи в охоте. - ролевая сторона, выступает как средство уточнения взаимодействие социальных ролей. Нужно чтобы человек знал, каково быть подвластным, помнил опыт пребывания в состоянии бесправного. Обмен ролями. Переходные обряды представляют повышение статуса – женатого, воина, старейшины. Обряды перемены статуса – в рамках его разрушается соц. структура общества и участники примеряют на себя соц. роли, для них не характерные (карнавалы). Происходит размывание границ м/у академической наукой и художественным творчеством. Кастанеда изначально свои работы позиционировал как научные. Появился жанр - этнороман – худ. элементы переплетены с элементами религ. исследования этноса.

Кто исследуется в религ антропологии? Обычно исследование жизни, обрядов малознакомых народов. Круг исследуемых групп людей расширился – исследования городских субкультур, религ. представлений представителей города, цыган, хиппи, молодежных субкультур в т. ч. групп внутри хр-ва, сект, религ. групп. Часть трудов составляет описание процесса исследований. Обсуждаются проблемы вмешательства в жизнь исследуемых народов исследователей – допустимо ли отражать в соотв. научных трудах тех сведений, к-рые сами исследуемые племена считают секретными. Исследователь так или иначе приносит с собой нечто в группу – это может оказать разрушительное влияние (нет спичек, но с процессом добывания огня связаны ритуалы, спец. люди отвечающие за поддержание огня, выполнять опр. функции). Это может нарушить соц. структуру общества. Рел. анропология интересна как дисциплина, к-рая представляет ряд фактов.

Структурализм - человек подчинен структурам, ритуалы – подчинен ритуалам. Нет свободы. Несовместимо с христ. пониманием чел-ка. Эпоха постмодерна рассматривается как подходящая к концу, в религ антрп. пробуждаются аналитические тенденции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...