Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие культуры. Материальная и духовная культура.




Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры. Само слово "культура" появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, "культивирование" земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая "возделывание души". И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук - антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания - культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура - это все созданное человеком, все, что не является природой. Культура при этом понимается как "вторая природа", сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

• как "социальную наследственность" или "социальную память", которые не передается биологическим путем;

• как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

• как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

Функции культуры. Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве "социальной наследственности", которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Материальная и духовная культура. Когда историк или антрополог описывает культуру древней цивилизации или народа, то он, если стремиться к полноте своего описания, обычно раскрывает культуру как состоящую из трех взаимосвязанных сторон или частей:

технологическая часть: ее ядро составляют орудия производства, которые использует человек в переделке природных вещей;

социальная часть: это устойчивые отношения между людьми -семейные, хозяйственные, политические, правовые;

духовная часть: она включает в себя мифы, верования, художественные и моральные ценности, знания и систему образования.

В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре. В России есть, например. Министерство культуры, которое управляет делами в сфере театра, кино, музыки, художественного искусства. Но этим духовная культура не исчерпывается. К духовной культуре относятся также такие важные формы и институты, как религия, мораль, образование и наука.

Материальная культура определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т.п.

В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V-IV вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней Римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе. Например, вряд ли кто-то сможет превзойти Рафаэля в его изображении мадонн, современным и будущим иконописцам "Троица" Андрея Рублева будет недосягаемым идеалом. Или же, несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет но своим законам, у нее бывают

периоды взлета, которые потом уже не удается повторить. В культуре важны традиции, которые могут быть безвозвратно утрачены.

Но все же не может быть высокой духовной культуры без достаточно развитой материальной культуры. И наоборот, технические достижения материальной культуры являются, особенно в современную эпоху, продуктом развития научного знания и творческой деятельности образованных людей.

Таким образом, материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, во многом эта взаимосвязь выражается в понятии "цивилизация", которое отражает уровень развития человека и основных сфер жизни общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...