Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционный статус Президента Российской Федерации




Статус главы государства той или иной страны определяется политическими условиями и историческими традициями, Существуют республики парламентского типа, где роль президента как главы государства невелика. Россия относится к смешанным республикам, Президент РФ как глава государства обладает большими властными полномочиями.

Конституция устанавливает, что Президент избирается гражданами России посредством всеобщих и тайных выборов сроком на 4 года. Одно лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Президентом может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий в стране не менее 10 лет. Президент, пока он занимает свою должность, пользуется правом неприкосновенности

Конституционное положение (статус), полномочия и функции Президента описываются в Главе 4 Конституции РФ.

Конституционный статус Президента в системе органов государственной власти определяется соотношением его функций с законодательной, исполнительной и судебной властями. Основные функции и полномочия Президента относятся к исполнительной власти. Но как глава всего государства, он имеет полномочия и в двух других ветвях власти.

В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент выполняет следующие главные функции:

• он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

• обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

• охраняет суверенитет, независимость и целостность государства;

• определяет основные направления внутренней и внешней политики;

• представляет Россию в международных отношениях.

Все это определяет особый конституционный статус Президента в системе ветвей власти и обуславливает наличие у него широких властных полномочий.

Полномочия Президента РФ охватывают целый ряд сфер государственной деятельности:

• Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил;

• назначает или участвует в назначении (предлагает Думе или Совету Федерации кандидатуры на утверждение) высших должностных лиц государства — Председателя Правительства и его заместителей, Председателя Центробанка, министров, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора.

• руководит принципиальными вопросами внешней политики, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает послов в иностранных государствах;

• назначает выборы и референдумы;

• может распустить Государственную Думу в предусмотренных Конституцией случаях;

• подписывает и обнародует федеральные законы.

• решает вопросы награждений и помилования.

Хотя Президент РФ наделен очень большими полномочиями, его деятельность контролируется другими ветвями власти – Федеральным собранием и судебной властью. Так, Конституционный суд РФ имеет право отменять указы Президента, если они нарушает Конституцию. Действия Президента контролирует и Государственная дума. Согласно Конституции, Дума может поставить вопрос об отрешении Президента от должности (импичмент), если конституционным большинством голосов (2/3) решит, что он совершил государственную измену или иное тяжкое преступление. Это обвинение затем должны подтвердить Верховный и Конституционный суды. Окончательно решение об отрешении Президента от должности утверждает Совет Федерации.

В целом можно сделать вывод, что Президент России в силу своего конституционного положения обладает многочисленными властными полномочиями. Вместе с тем, Конституция РФ предусматривает ограничение его власти, что необходимо в правовом демократическом государстве.

2. Функции и полномочия Федерального собрания России

Поскольку Конституция определяет Россию как демократическое правовое государство, то одной из важнейших функций государства является законодательная деятельность, которую осуществляют избранные народом представители.

Федеральное собрание (парламент России), согласно Конституции, является представительным и законодательным органом России. Принадлежность Федерального Собрания к законодательной ветви власти определяет круг его полномочий: они относятся к деятельности по рассмотрению и принятию законов, а также к ряду вопросов принципиального политического значения. Статус, функции и полномочия Федерального собрания определяются Конституцией РФ (глава 5 целиком посвящена этим вопросам).

Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации - верхняя палата парламента. Он формируется на равной основе от всех 89 субъектов Российской Федерации. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов власти. Ранее членами Совета Федерации по должности были главы администрации и председатели законодательных собраний субъектов Федерации, которые совмещали работу в регионах с работой в Совете Федерации. В соответствии с программой реформирования государственных органов власти, в 2000 г. Федеральное собрание изменило порядок формирования верхней палаты. В Совете Федерации на постоянной основе будут работать представители субъектов РФ, не являющиеся их руководителями.

К ведению Совета Федерации относятся:

• одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой;

• утверждение изменения границ между субъектами РФ;

• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;

• утверждение указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения;

• назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента от должности;

• назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на четыре года в ходе всеобщих выборов.

Дума непосредственно представляет население. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты от политических партий, участвующих в выборах. Политическая партия, общественное объединение составляет свой список кандидатов. Избиратели голосуют не за отдельно взятого кандидата, а за весь список в целом. Право занять места в Думе получают те партии и объединения, чьи списки набрали более 5% голосов от общероссийского числа избирателей. Количество депутатов от партий и объединений пропорционально числу отданных за их списки голосов. К функциям и полномочиям Государственной Думы относятся:

• рассмотрение и принятие законопроектов;

• дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

• рассмотрение и принятие бюджета страны, представленного Правительством;

• постановка вопроса о доверии Правительству;

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека;

• объявление амнистии;

• выдвижение против Президента обвинения для отрешения его от должности (импичмента).

Для руководства заседаниями Думы выбираются Председатель Думы (спикер) и его заместители. В составе Думы создаются комитеты и комиссии, которые осуществляют разработку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания. Главным лицом в Государственной Думе является депутат. Депутат представляет избравших его граждан в государственных органах. Согласно Конституции, депутатом может быть гражданин России не моложе 21 года. Депутат Думы работает на постоянной профессиональной основе и не может совмещать депутатскую деятельность с иными занятиями, кроме преподавания, науки и других видов творчества. Депутат имеет право законодательной инициативы: он может вносить законопроекты, а группа, численностью не менее одной пятой от числа депутатов Думы, может вносить предложения о поправках Конституции. Депутат имеет право на депутатский запрос — обращение к государственным органам, которое должно быть рассмотрено ими. Депутат обладает неприкосновенностью: в течение срока полномочий депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут обыску без согласия Думы, кроме случаев задержания на месте преступления.

Законодательный процесс. Главное в работе Федерального собрания - законодательный процесс. Это довольно сложная процедура принятия законов. Она начинается с внесения законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу. Этим правом - правом законодательной инициативы - обладают: Президент, палаты Федерального Собрания, отдельные депутаты, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ.

Затем идет предварительное рассмотрение законопроекта в одном или нескольких комитетах Думы. Подготовленный законопроект выносится на рассмотрение всех депутатов. Как правило, проект проходит рассмотрение в трех чтениях, с внесением поправок между ними. После принятия законопроекта в третьем чтении (за него должны проголосовать более половины от общего числа депутатов), он в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. При отклонении законопроекта Советом Федерации, законопроект возвращается в Думу. Отклонение проекта Советом Федерации может быть преодолено, если законопроект повторно поддержало не менее 2/3 от общего числа депутатов нижней палаты.

Законопроект, одобренный Советом Федерации направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент имеет право наложить вето на законопроект. Но если Дума и Совет Федерации при повторном рассмотрении отклоненного Президентом законопроекта одобрят его большинством голосов в две трети от общего числа депутатов палат, то Президент обязан подписать и обнародовать этот закон в течение 7 дней.

Федеральное собрание РФ в законодательной деятельности является независимой и высшей властью, выражающей волю и интересы народа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...