Подсчет критерия Q Розенбаума
1. Проверить, выполняются ли ограничения: n1,n2 ≥11, n1 n2≈n2 Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 - ту, где значения предположительно ниже. 3. Определить самое высокое (максимальное) значение в выборке 2. 4. Подсчитать количество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке 2. Обозначить полученную величину как S1. 5. Определить самое низкое (минимальное) значение в выборке 1. 6. Подсчитать количество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения выборки 1. Обозначить полученную величину как S2. 7. Подсчитать эмпирическое значение Q по формуле: Q=S1+S2- 8. По Табл. I Приложения I определить критические значения Q для данных n1 и n2. Если Qэмп равно Q0,05 или превышает его, Н0 отвергается. 9. При n1,n2 >26сопоставить полученное эмпирическое значение с Qкp = 8 (р≤ 0,05) и Qкp = 10(p≤ 0,01). Если Qэмп превышает или по крайней мере равняется Qкp = 8, H0 отвергается.
Назначение критерия Критерий χ2 r применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет установить, что величины показателей от условия кусловию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений. Описание критерия Данный критерий является распространением критерия Т Вилкоксона на большее, чем 2, количество условий измерения. Однако здесь мы ранжируем не абсолютные величины сдвигов, а сами индивидуальные значения, полученные данным испытуемым в 1, 2, 3 и т. д. замерах.
Например, если у испытуемого в первом замере определена скорость прохождения графического лабиринта 54 сек, во втором замере -42 сек, а в третьем замере - 63 сек, то эти показатели получат ранги, соответственно, 2, 1, 3, поскольку меньшему значению, полученному во втором замере, мы начислим ранг 1, среднему значению, полученному в первом замере - ранг 2, а наибольшему значению, полученному в третьем замере - ранг 3. После того, как все значения будут проранжированы, подсчитыва-ются суммы рангов по столбцам для каждого из произведенных замеров. Если различия между значениями признака, полученными в разных условиях, случайны, то суммы рангов по разным условиям будут приблизительно равны. Но если значения признака изменяются в разных условиях каким-то закономерным образом, то в одних условиях будут преобладать высокие ранги, а в других - низкие. Суммы рангов будут достоверно различаться между собой. Эмпирическое значение критерия χ2 r и указывает на то, насколько различаются суммы рангов. Чем больше эмпирическое значение χ2 r, тем более существенные расхождения сумм рангов оно отражает. Если χ2 rравняется критическому значению или превышает его, различия статистически Достоверны. Гипотезы Н0: Между показателями, полученными (измеренными) в разных условиях, существуют лишь случайные различия. H1: Между показателями, полученными в разных условиях, существуют неслучайные различия. Ограничения критерия 1. Нижний порог: не менее 2-х испытуемых (n ≥2), каждый из которых прошел не менее 3-х замеров (с≥3). 2. При с=3, n ≤ 9, уровень значимости полученного эмпирического значения χ2 rопределяется по Таблице VII-A Приложения 1; при с=4, n ≤4, уровень значимости полученного эмпирического значения χ2 r определяется по Таблице VII-Б Приложения 1; при больших количествах испытуемых или условий полученные эмпирические значения χ2 rсопоставляются с критическими значениями χ2 r, определяемыми по Таблице IX Приложения 1. Это объясняется тем, что χ2 rимеет распределение, сходное с распределением χ2 r. Число степеней свободы v определяется по формуле:
v =c—1, где с - количество условий измерения (замеров). Пример На Рис. 3.5. представлены графики изменения времени решения анаграмм в эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости (Сидоренко Е. В., 1984). Анаграммы нужно было подобрать таким образом, чтобы постепенно подготовить испытуемого к самой трудной - а фактически неразрешимой - задаче. Иными словами, испытуемый должен был постепенно привыкнуть к тому, что задачи становятся все более и более трудными, и что над каждой последующей анаграммой ему приходится проводить больше времени. Достоверны ли различия во времени решения испытуемыми анаграмм? Таблица 3.5 Показатели времени решения анаграмм (сек.)
Проранжируем значения, полученные по трем анаграммам каждым испытуемым. Например, испытуемый К-в меньше всего времени провел над анаграммой 1 - следовательно, она получает ранг 1. На втором месте у него стоит анаграмма 3 - она получает ранг 2. Наконец, анаграмма 2 получает ранг 3, потому что она решалась им дольше двух других. Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять 6. Расчетная общая сумма рангов в критерии определяется по формуле: где n - количество испытуемых с - количество условий измерения (замеров). В данном случае, Таблица 3.6 Показатели времени решения анаграмм 1, 2, 3 и их ранги (n= 5)
Общая сумма рангов составляет: 6+15+9—30, что совпадает с расчетной величиной.
Мы помним, что испытуемый Л-в провел 3 минуты и 55 сек над решением второй анаграммы, но так и не решил ее. Поскольку он решал ее дольше остальных двух анаграмм, мы имеем право присвоить ей ранг 3. Ведь назначение трех первых анаграмм - подготовить испытуемого к тому, что над следующей анаграммой ему, возможно, придется думать еще дольше, в то время как сам факт нахождения правильного ответа не так существен. Сформулируем гипотезы. Н0: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, являются случайными. H1: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение χ2 rпо формуле: где с - количество условии; п - количество испытуемых; Тi - суммы рангов по каждому из условий.
Определим χ2 rдля данного случая: Поскольку в данном примере рассматриваются три задачи, то есть 3 условия, с=3. Количество испытуемых n= 5. Это позволяет нам воспользоваться специальной таблицей χ2 r, а именно Табл. VII-A Приложения 1. Эмпирическое значение χ2 r=8,4 при с=3, n= 5 точно соответствует уровню значимости р=0,0085. Ответ: Но отклоняется. Принимается H1. Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, неслучайны (р=0,0085). Теперь мы можем сформулировать общий алгоритм действий по применению критерия χ2 r.
АЛГОРИТМ 10 Подсчет критерия χ2 rФридмана 1.Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах. 2.Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым. 3.Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой. 4.Определить эмпирическое значение χ2 rпо формуле: где с - количество условии; п - количество испытуемых; Ti - суммы рангов по каждому из условий. 5.Определить уровни статистической значимости для χ2 r а)при с=3, n< 9 - по Табл. VII-A Приложения 1;
б)при с=4, n<4 - по Табл. VII-Б Приложения 1. 6.При большем количестве условий и/или испытуемых - определить количество степеней свободы v по формуле: v =c-1, где с - количество условий (замеров). По Табл. IX Приложения 1 определить критические значения критерия χ2 при данном числе степеней свободы V. Если χ2 r эмп равен критическому значению χ2 или превышает его, различия достоверны.
Назначение критерия Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1•n2≥ 3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума. Описание критерия Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам). Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок (Welkowitz J. et al., 1982). Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны. Гипотезы Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1. H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. Ограничения критерия U 1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n1,n2≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5. 2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1,n2≤60. Однако уже при n1,n2>20 ранжирование становиться достаточно трудоемким. На наш взгляд, в случае, если n1,n2>20, лучше использовать другой критерий, а именно угловое преобразование Фишера Пример Вернемся к результатам обследования студентов физического и психологического факультетов Ленинградского университета с помощью методики Д. Векслера для измерения вербального и невербального интеллекта. С помощью критерия Q Розенбаума мы в предыдущем параграфе смогли с высоким уровнем значимости определить, что уровень вербального интеллекта в выборке студентов физического факультета выше. Попытаемся установить теперь, воспроизводится ли этот результат при сопоставлении выборок по уровню невербального интеллекта. Данные приведены в Табл. 2.3.
Можно ли утверждать, что одна из выборок превосходит другую по уровню невербального интеллекта? Таблица 2.3 Индивидуальные значения невербального интеллекта в выборках студентов физического (n1=14 ) и психологического (n2=12) факультетов
Критерий U требует тщательности и внимания. Прежде всего, необходимо помнить правила ранжирования.
Правила ранжирования 1. Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1. Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений. Например, если n=7, то наибольшее значение получит ранг 7, за возможным исключением для тех случаев, которые предусмотрены правилом 2. 2. В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны. Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам. Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы, скажем, 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получает средний ранг: Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг: 3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая определяется по формуле: где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений). Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельствовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их суммировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее. При подсчете критерия U легче всего сразу приучить себя действовать по строгому алгоритму. АЛГОРИТМ 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|