ТЕМА : . Определение целей индивидуальной и профессиональной деятельности.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Менеджмент (краткий конспект лекций) ТЕМА: Теория менеджмента в системе наук
Предметом изучения менеджмента являются отношения управления, процессы их формирования и развития. Отношения управления представляет собой сложный комплекс взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия. Содержанием науки менеджмент является изучение законов и закономерностей управления. Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Различия, встречающиеся в использовании категории «закон» и «закономерность» объясняются, главным образом, характером и уровнем развития науки. Закономерности управления Первая закономерность: единство системы управления производством. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Вторая закономерность: пропорциональность производства и управления. Одной из важнейших задач управления является непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем. Третья закономерность: централизация и децентрализация управления. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления). Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
ТЕМА: Сущность и содержание менеджмента.
управление – это процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент означает вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это наука, позволяющая осуществлять вышеназванную деятельность. Кроме того, менеджмент можно рассматривать как синтез науки, практики и искусства. Объектом менеджмента является организация. Организация – это совокупность людей (не менее двух человек) и средств их деятельности, вступивших в определённые отношения, характеризующиеся соответствующим разделением труда для достижения общей цели. В настоящее время в менеджменте выделяют следующие подходы: А)количественный подход. Б)процессный подход. В) Системный подход. Г)Ситуационный подход. Современный менеджер организатор выступает в нескольких ипостасях. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом. Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло. В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или ноу-хау. В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
Американский ученый В. Ансофф указывает четыре основных роли руководителя: 1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей; 2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений; 3) роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее; 4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его. Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как: · образованность; · технические знания; · решительность; · силу (физическую); · тактичность; · энергичность; · рассудительность; · честность. А. Файоль считал, что менеджер должен обладать: · предвидением; · организаторскими способностями; · быть компетентным; · отличаться здоровьем; · иметь развитый интеллект; · высокий уровень культуры и нравственности. По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются: - способность работать с большим кругом людей; - умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач; - стремление к достижению больших целей; - опыт руководства коллективом; - большой опыт разных деловых функций в середине карьеры. Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя:
1) физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии; 2) сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение; 3) энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния; 4) вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние; 5) порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных. квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым. Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций. 1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы. 1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей. 1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих. 1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике. 1.4. Компетентность. 1.5. Способность предвидеть развитие событий. 1.6. Умение ставить цели. 1.7. Способность организовать взаимодействие и наладитьоптимальный контроль. 2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. 2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой. 2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности. 2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели. 2.4. Владение стратегией эффективного мышления.
2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда. 2.6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе. 2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру. 3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью). 3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы. 3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других. 3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики; 3.4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях; 3.5. Способность находить необходимую информацию; 3.6. Знание технических возможностей современной оргтехники; 3.7. Способность коротко и ясно говорить о деле. ТЕМА:. Определение целей индивидуальной и профессиональной деятельности.
Миссия организации – это её общая (генеральная цель, смысл существования и предназначение. Миссия организации должна учитывать: – Основные направления деятельности организации; – Рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношения к потребителю, ведение деловых связей); – Культуру организации, её традиции, рабочий климат и др. В миссии организации отражаются интересы различных групп людей, оказывающих влияние на её деятельность, в их числе: собственники организации; потребители продукта, производимого организацией; работники организации; партнёры организации; государственные органы; а также общество в целом. Миссия выполняет функции: – Внешнюю (информативную), заключающуюся в том, чтобы проинформировать деловых партнёров, клиентов и других заинтересованных лиц о том, что может дать им рассматриваемая организация; – Внутреннюю, заключающуюся в том, чтобы сформулировать у работников представление о соответствующем поведении. В жизни человека можно выделить несколько периодов, соответствующих определённому возрасту, характеризующихся общими для всех проблемами: – 18-30 лет – самый важный в жизни человека возраст, т.к. именно в это период можно начать профессиональную жизнь; – 30-40 лет – строительство карьеры, поиск семейной гармонии, достижение успеха; – 40-50 лет – подведение жизненных итогов, создание новой жизненной структуры; – 50-60 лет – изменение представлений о времени, любви, здоровье и состояния гармонии, период, когда человек наконец-то получает возможность делать именно то, что хочет;
– После 60 лет – большинство добились успеха в материальной сфере и могут, наконец, заняться самореализацией. В зависимости от направленности ступеней внутриорганизационной карьеры («спад», «подъём») можно выделить шесть её типов: 1. Целевая карьера – сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению. 2. Монотонная карьера – сотрудник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и по его достижении не стремится к движению в организационной иерархии даже при наличии возможностей для профессионального совершенствования и улучшения своего социально-профессионального статуса и материального положения. 3. Спиральная карьера. Сотрудник мотивирован к перемене видов деятельности (с переходами и без переходов между рабочими местами разного социального ранга) и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии. 4. Мимолётная карьера. Перемещение с одного вида деятельности на другой происходит стихийно, без видимой целенаправленности. 5. Стабилизационная карьера. Личность растёт до определённого уровня и остаётся на нём длительное время – более восьми лет. 6. Затухающая карьера. Сотрудник растёт до определённого уровня и остаётся с этим статусом до момента, когда начнётся «затухание» - заметное движение к более низкому социально-профессиональному статусу в организации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|