Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА : . Определение целей индивидуальной и профессиональной деятельности.




Менеджмент

(краткий конспект лекций)

ТЕМА: Теория менеджмента в системе наук

 

Предметом изучения менеджмента являются отношения управления, процессы их формирования и развития. Отношения управления представляет собой сложный комплекс взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия.

Содержанием науки менеджмент является изучение законов и закономерностей управления.

Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Различия, встречающиеся в использовании категории «закон» и «закономерность» объясняются, главным образом, характером и уровнем развития науки.

Закономерности управления

Первая закономерность: единство системы управления производством.

Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

Вторая закономерность: пропорциональность производства и управления.

Одной из важнейших задач управления является непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем.

Третья закономерность: централизация и децентрализация управления.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления).

Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

 

ТЕМА: Сущность и содержание менеджмента.

 

управление – это процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент означает вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент – это наука, позволяющая осуществлять вышеназванную деятельность. Кроме того, менеджмент можно рассматривать как синтез науки, практики и искусства.

Объектом менеджмента является организация. Организация – это совокупность людей (не менее двух человек) и средств их деятельности, вступивших в определённые отношения, характеризующиеся соответствующим разделением труда для достижения общей цели.

В настоящее время в менеджменте выделяют следующие подходы:

А)количественный подход.

Б)процессный подход.

В) Системный подход.

Г)Ситуационный подход.

Современный менеджер организатор выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или ноу-хау.

В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

Американский ученый В. Ансофф указывает четыре основных роли руководителя:

1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;

2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;

3) роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;

4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.

Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как:


· образованность;

· технические знания;

· решительность;

· силу (физическую);

· тактичность;

· энергичность;

· рассудительность;

· честность.


А. Файоль считал, что менеджер должен обладать:


· предвидением;

· организаторскими способностями;

· быть компетентным;

· отличаться здоровьем;

· иметь развитый интеллект;

· высокий уровень культуры и нравственности.


По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются:

- способность работать с большим кругом людей;

- умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач;

- стремление к достижению больших целей;

- опыт руководства коллективом;

- большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя:

1) физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии;

2) сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение;

3) энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния;

4) вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние;

5) порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.

квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым. Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций.

1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы.

1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.

1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.

1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.

1.4. Компетентность.

1.5. Способность предвидеть развитие событий.

1.6. Умение ставить цели.

1.7. Способность организовать взаимодействие и наладитьоптимальный контроль.

2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.

2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.

2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности.

2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели.

2.4. Владение стратегией эффективного мышления.

2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.

2.6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.

2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью).

3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы.

3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других.

3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики;

3.4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях;

3.5. Способность находить необходимую информацию;

3.6. Знание технических возможностей современной оргтехники;

3.7. Способность коротко и ясно говорить о деле.


ТЕМА:. Определение целей индивидуальной и профессиональной деятельности.

 

Миссия организации – это её общая (генеральная цель, смысл существования и предназначение.

Миссия организации должна учитывать:

– Основные направления деятельности организации;

– Рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношения к потребителю, ведение деловых связей);

– Культуру организации, её традиции, рабочий климат и др.

В миссии организации отражаются интересы различных групп людей, оказывающих влияние на её деятельность, в их числе: собственники организации; потребители продукта, производимого организацией; работники организации; партнёры организации; государственные органы; а также общество в целом.

Миссия выполняет функции:

Внешнюю (информативную), заключающуюся в том, чтобы проинформировать деловых партнёров, клиентов и других заинтересованных лиц о том, что может дать им рассматриваемая организация;

Внутреннюю, заключающуюся в том, чтобы сформулировать у работников представление о соответствующем поведении.

В жизни человека можно выделить несколько периодов, соответствующих определённому возрасту, характеризующихся общими для всех проблемами:

– 18-30 лет – самый важный в жизни человека возраст, т.к. именно в это период можно начать профессиональную жизнь;

– 30-40 лет – строительство карьеры, поиск семейной гармонии, достижение успеха;

– 40-50 лет – подведение жизненных итогов, создание новой жизненной структуры;

– 50-60 лет – изменение представлений о времени, любви, здоровье и состояния гармонии, период, когда человек наконец-то получает возможность делать именно то, что хочет;

– После 60 лет – большинство добились успеха в материальной сфере и могут, наконец, заняться самореализацией.

В зависимости от направленности ступеней внутриорганизационной карьеры («спад», «подъём») можно выделить шесть её типов:

1. Целевая карьера – сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

2. Монотонная карьера – сотрудник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и по его достижении не стремится к движению в организационной иерархии даже при наличии возможностей для профессионального совершенствования и улучшения своего социально-профессионального статуса и материального положения.

3. Спиральная карьера. Сотрудник мотивирован к перемене видов деятельности (с переходами и без переходов между рабочими местами разного социального ранга) и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

4. Мимолётная карьера. Перемещение с одного вида деятельности на другой происходит стихийно, без видимой целенаправленности.

5. Стабилизационная карьера. Личность растёт до определённого уровня и остаётся на нём длительное время – более восьми лет.

6. Затухающая карьера. Сотрудник растёт до определённого уровня и остаётся с этим статусом до момента, когда начнётся «затухание» - заметное движение к более низкому социально-профессиональному статусу в организации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...