Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

логопедической работы в группах








1. Организационные аспекты

логопедической работы в группах

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Основной формой организации работы учителя-дефектолога (-. -■ иггеля-логопеда1) в группах для детей с ТНР являются индиви-

щ. ные и подгрупповые занятия, которые проводятся в период I 16 сентября по 20 мая. Первые две недели сентября осуществля-

i обследование детей, по результатам которого определяется форма и содержание логопедической работы с каждым ребёнком, f, е. планируются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: мирная подгруппа занимается с учителем-логопедом в специаль­ном кабинете, вторая подгруппа — с воспитателем, после чего подгруппы меняются местами. Деление на подгруппы осущест-1 ищется по результатам комплексного обследования детей в начале \ 'п оного года. Как правило, при объединении детей в подгруппы ■ омывается однородность структуры речевого нарушения и пре­жде всего уровня речевого развития, а также психологических и кпрнктерологических особенностей детей, что позволяет реализо-имннть принцип дифференцированного подхода в коррекционно-рп шикающей работе. Вместе с тем возможно деление на подгруп­пы но принципу «смешения» — объединения детей с различными I» чеш. ши возможностями, уровнем речевого развития. Это даёт возможность на определённых этапах коррекционной работы решить задачи воспитания уверенности у детей, стимуляции их 1" меной активности и т. п. На протяжении учебного года допуска-i i ■ перевод детей из одной подгруппы в другую.

Учитель-логопед проводит следующие виды подгрупповых

понятий:

• по формированию лексико-грамматических средств язы-iwi и развитию связной речи;

• формированию произносительной стороны речи;

• обучению грамоте (старшая группа, 4-й год обучения).


1 В группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи работа-1ч учитель-дефектолог с соответствующей квалификацией: «учитель-нн'опед». Далее по тексту пособия — учитель-логопед.



Продолжительность подгрупповых занятий от 15—20 минут (1-й и 2-й годы обучения) до 25—30 минут (3-й и 4-й годы обучения). Обязательным требованием к организации занятия является соблюдение режима двигательной активности, про­филактика утомляемости.

Подгрупповые занятия проводятся учителем-логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно в соответствии с режимом дня в данной группе дошкольного учреждения.

Примерное расписание логопедических занятий

 

День недели

Время и вид занятий

Понедельник

8. 30—12. 30. Индивидуальные занятия:

1. (Ф. И. ребёнка)

2. ...

Вторник i 8. 30—8. 50 Индивидуаль­ное занятие — (Ф. И. ребёнка) 9. 00—10. 10 Подгрупповые за­нятия по форми­рованию лекси-ко-грамматичес-ких средств язы­ка и развитию связной речи: 9. 00 — 9. 30 — подгр. № 1; 9. 40—10. 10 — подгр. № 2 10. 20—12. 30 Индивидуаль­ные занятия: 1. (Ф. И. ребён­ ка) 2. ...
Среда 8. 30—8. 50 Индивидуаль­ное занятие — (Ф. И. ребёнка) 9. 00—10. 10 Подгрупповые за­нятия по форми­рованию произно­сительной сторо­ны речи: 9. 00 — 9. 30 — подгр. № 1; 9. 40 — 10. 10 — подгр. № 2 10. 20—12. 30 Индивидуаль­ные занятия: 1. (Ф. И. ре­ бёнка) 2. ...

Окончание таблицы

 

11етверг 8. 30—8. 50 Индивидуаль­ное занятие — (Ф. И. ребёнка) 9. 00—10. 10 Подгрупповые за­нятия по форми­рованию лекси-ко-грамматичес-ких средств язы­ка и развитию связной речи: 9. 00 — 9. 30 — подгр. № 2; 9. 40—10. 10 — подгр. № 1 10. 20—12. 30 Индивидуаль­ные занятия: 1. (Ф. И. ребён­ ка) 2. ...
Пятница

8. 30—12. 30. Индивидуальные занятия:

1. (Ф. И. ребёнка)

2. ...

Расписание занятий составляется к 15 сентября и заверя­ется администрацией дошкольного учреждения. К нему может прилагаться график посещения детьми индивидуальных заня­тий, в котором отмечается примерное количество занятий в не­делю с конкретным ребёнком, время проведения, например:

 

График посещения детьми индивидуальных занятий

'I'. И. ребёнка Поне­дельник Вторник Среда Четверг Пятница
1. И-в Олег 8. 30— 8. 50 10. 40— 11. 00 10. 40— 11. 00
: >,. К-ва Ира 9. 00— 9. 15 9. 00— 9. 15 12. 10— 12. 30 9. 00— 9. 15
8. Н-к Иван 10. 40— 11. 00 8. 30— 8. 50 8. 30— 8. 50 10. 40— 11. 00
1. ...          

Учитель-логопед ежедневно проводит не менее 6 индивиду­альных занятий, длительность каждого из которых определя-


 





ется в зависимости от структуры речевого нарушения, но не может превышать 15—20 минут. Детей на индивидуальные занятия учитель-логопед может брать с любых занятий вос­питателя, музыкального руководителя, инструктора по фи­зическому воспитанию. Посещение детьми индивидуальных занятий фиксируется в журнале. Пример оформления записи в журнале учёта посещения детьми индивидуальных занятий:

 

 

 

пп

Ф. И. детей

Сентябрь

         
И-в Олег   +   + +   н            
К-ва Ира +   + + + +   +          
Н-к Иван   н н + +   + +          
...                          

Форма и количество занятий меняется в зависимости от года и периода обучения. На первом году обучения логопеди­ческие занятия с детьми с ОНР (первый уровень речевого разви­тия) проводятся индивидуально или небольшими подгруппа­ми. Это объясняется тем, что дети не в полном объёме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные лично к ним. Необходимо также учитывать специфические особен­ности их психической деятельности. Поэтому логопедические занятия в первый период обучения проводятся в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей и направлены на развитие понимания речи, активной подражательной рече­вой деятельности, внимания, памяти, мышления.

Количество детей в подгруппах на первом году обучения варьируется по усмотрению учителя-логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года число детей в подгруппе может быть меньше, чем в конце обучения.

С детьми с ОНР (второй и третий уровни речевого раз­вития) проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия. Основной целью индивидуальных занятий является подготов­ка детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных логопедических занятиях про­водится работа по активизации и выработке дифференциро­ванных движений органов артикуляционного аппарата; под-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...