III. При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания. 1 страница
Дыхание в процессе речи отличается от обычного (физиологического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания.
При ринолалии и дизартрии отмечаются особенности не только речевого дыхания, но и физиологического. Физиологическое дыхание таких детей, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа. Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Характерным является недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с ринолалией и дизартрией прежде всего необходимо развивать объём легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — формировать грудобрюшной (диафрагмально-рёберный) тип дыхания, который является базой для речевого дыхания. Система последовательной работы по формированию дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи представлена в методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шишковой [1]. Обучение проводится с дошкольниками (индивидуально или с группой до 7 человек) и предполагает поэтапную отработку грудобрюшного типа дыхания, развитие фонационного (озвученного) выдоха и собственно речевого дыхания. Общую последовательность работы по формированию речевого дыхания (на основе сформированного оптимального для речи диафрагмального типа физиологического дыхания) можно представить в следующем виде:
1. Обучение умению выполнять спокойный короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др. ). 2. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) с речевым сопровождением на материале5: 5 С учётом года обучения и этапа коррекционной работы.
• гласных звуков и их сочетаний; • изолированных глухих щелевых звуков ф, х, с, ш, щ; • слогов с этими согласными; • слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первом слоге, затем с изменением места ударения); • постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (например: Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе). В процессе логопедической работы по формированию речевого дыхания важно придерживаться следующих методических рекомендаций: • заниматься только в хорошо проветренном помещении, до еды; • следить за осанкой ребёнка (чтобы он не напрягал плечи, шею); • не переутомлять ребёнка (так как дыхательные упражнения быстро утомляют его и могут вызвать головокружение, дыхательные упражнения следует чередовать с другими); • не делать слишком большой вдох, так как гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение; • движения необходимо производить равномерно, под счёт. В системе работы по формированию речевого дыхания особое значение имеет выработка воздушной струи, которая является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные нзрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи разного типа:
• воздушная струя направлена по центру языка, что характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в, ф, ф'), заднеязычных (к, к, г, г, х, х'), переднеязычных (т, т', д, д'), свистящих (с, с, з, з', ц), шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р'); • воздушная струя направлена по боковым краям языка, что характерно для произнесения смычно-проходных (л, л) звуков. На логопедических занятиях выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Примерами артикуляционных упражнений, выполняемых на выдохе, являются: «Индюшата» (на выдохе произносится «Бл-бл-бл»), «Наказать непослушный язык» (на выдохе произносится «П-п-п»), «Пулемёт» (на выдохе произносится «Т-т-т»), «Моторчик» (на выдохе произносится «Р-р-р»), «Жук» (на выдохе произносится «Ж-ж-ж»). Логопедическая работа по формированию воздушной струи проводится по следующим направлениям: 1. Дутьё при сомкнутых губах. щёк являются: «Надуть два шарика» (надувать щёки и удерживать в них воздух), «Перекатывание шаров» (щёки надуваются поочерёдно), «Худенький Петя» (втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте). 2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой. Ребёнку предлагается, не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие по-] середине круглое «окошечко». Примерами упражнений на подобное дутьё являются: • сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной снежинки и т. п. ); • дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке; • дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);
• дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.; • дутьё на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы тот покатился;
• задувание свечи; • надувание воздушных шаров, резиновых игрушек; • пускание мыльных пузырей; • дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки; • гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»: детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой; • сильное дутьё на воду до образования брызг; • дутьё-катание по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков. 3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы. • «Пропеллер»: ребёнку предлагают образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами; углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен. • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка и подуть на него. • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя. 4. Дутьё на язык. Примерами упражнений на подобное дутьё являются: • Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить иетерок, сдувая бумажные листочки. • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок. • «Сдуй снежинки с горки». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык». В процессе работы, направленной на выработку сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи могут быть использованы следующие приёмы: • Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребёнка подносится ко рту учителя-логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить е" с образцом. Тот же приём можно выполнять с закрытым глазами с целью концентрации внимания на тактильны ощущениях.
• Упражнение «Наматываем нитку на клубок». Дуя, ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок. • Использование графических изображений «волн», «го рок». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведуще" руки по изображённым дорожкам. Направление движени пальца слева направо. • Использование графического изображения «спирали». В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении. • Игровые упражнения «Фокусы». Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2—2, 5 см прикрепляют на нитку длиной 10—12 см. О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ». О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается (под углом), если сила воздушной струи не ослабевает». 6 Следует учитывать этап логопедической работы. Например, до уранопластики нецелесообразно применять упражнения на дутьё, требующие усилий (дуть на карандаш и катать его по столу, надувать резиновые игрушки и т. п. ), так как они увеличивают напряжение мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. На этом этапе работы главным является выработка направленной лёгкой воздушной струи (пусть даже слабой). О Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки it верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх». О Инструкция: «Положи ватку на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Нужно следить, чтобы нижняя челюсть была непод-нижнойг губы не натягивались на зубы, ватка летела строго 1шерх. • Упражнение «Шторм в стакане». Посередине языка О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы 1юда в стакане забурлила».
• Упражнение «Идёт охотник по болоту». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены. • Упражнение «Чей пароход лучше гудит? ». Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см диаметром горлышка 1—1, 5 см. Учитель-логопед: «Послушайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. (Гудит. ) Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход? » Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. В процессе логопедической работы по формированию воз-| душной струи важно придерживаться следующих методичеЛ ских рекомендаций: • Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. • Следить за точностью направления воздушной струи. • Нельзя надувать щёки. ■ • На начальных этапах можно использовать зеркало для I привлечения зрительного контроля. • Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется! с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражне-1 ние выполняется правильно, ватка будет отклоняться. • Упражнения могут выполняться под счёт. IV. Важнейшим направлением логопедической работы при I ринолалии и дизартрии является развитие слухового восприятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, количеству звучаний, пространственной разнесённости; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха. При организации и определении содержания логопедических занятий при формировании слухового восприятия неречевых звуков следует учитывать следующие методические рекомендации [8]: 1. Так как в результате действия шума, писка, звона, шурша 2. Используемый звуковой материал соотносится с конкретным предметом, действием или их изображением и должен быть интересен для ребёнка. 3. Виды работ для развития слухового восприятия (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и др. ), а также наглядные средства обучения (натуральные звучащие предметы, технические средства — магнитофоны, диктофоны и др. — для воспроизведения различных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей. 4. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим высокочастотным (шарманка). 5. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким. Е. Л. Черкасова [8, с. 134—135] систематизировала звучания по степени контрастности, которые могут быть использованы при планировании коррекционной работы по формированию слухового восприятия. Выделены три группы лвуков и звучаний, которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шумы», «голоса», «музыкальные стимулы». Внутри каждой группы в подгруппы объединены менее контрастные звуки. 1. Шумы: 1. 1. Звучащие игрушки: игрушки, издающие писк; «плачущие» куклы; погремушки. 1. 2. Бытовые шумы: бытовая техника (пылесос, телефон, стиральная машина, холодильник); звуки часов (тиканье, : шон будильника, бой настенных часов); «деревянные» звуки (стук деревянных ложек, стук в дверь, рубят дерево); «стеклянные» звуки (стеклянный звон, хрустальный звон, звук бьющегося стекла); «металлические» звуки (стук молотка по металлу, звон монет, забивание гвоздя); «шуршащие» звуки (шуршание смятой бумаги, разрывание газеты, вытирание бумагой стола, подметание пола щёткой); «сыпучие» звуки (пересыпание камешков, песка, различных круп). 1. 3. Эмоциональные и физиологические проявления человека: смех, плач, чихание, кашель, вздохи, топот, шаги. 1. 4. Городские шумы: шумы транспорта, «шумная улица днём», «спокойная улица вечером». 1. 5. Шумы, связанные с явлениями природы: звуки воды (дождь, ливень, капель, журчание ручья, плеск морских волн, шторм); звуки ветра (завывание ветра, ветер шелестит j листвой); осенние звуки (сильный ветер, тихий дождь, дождь I стучит в стекло); зимние звуки (зимняя буря, вьюга); весен- I ние звуки (капель, гром, ливень, раскаты грома). 2. Голоса: 2. 1. Голоса животных домашних (кошка, котята, собака, | щенок, лошадь, корова, свинья, овца, коза; животные на ферме) и диких (лягушка, волк, медведь, лев, слон). 2. 2. Голоса птиц домашних (петух, куры, цыплята, утки, утята, гуси, индюк, голуби; птичий двор) и диких (воробьи, сова, дятел, вороны, чайки, соловьи, журавли, цапли, жаворонок, ласточка, павлин; птицы в саду; раннее утро в лесу). 2. 3. Голоса насекомых (пчела, комар; улей). 3. Музыкальные стимулы: 3. 1. Отдельные звучания музыкальных инструментов (ба- | рабан, бубен, свисток, дудка, шарманка, гармошка, колокольчик, пианино, металлофон, гитара, скрипка). 3. 2. Музыка: музыкальные фрагменты (соло, оркестр), музыкальные мелодии различного темпа, ритма, тембра. Работа по развитию слухового восприятия заключается в последовательном формировании следующих умений: • определять звучащий предмет (например, с использованием игры «Покажи, что звучит»); • соотносить характер звучания с дифференцированными движениями (например, на звук барабана — поднять руки вверх, на звук дудочки — развести их в стороны); • запоминать и воспроизводить ряд звучаний (например, дети с закрытыми глазами прослушивают несколько звучаний (от 2 до 5) — звон колокольчика, мяуканье кошки и т. д.; затем они указывают на звучащие предметы или их изображения); • узнавать и различать неречевые звучания по громкости (например, дети-«зайчики» при громких звуках (барабана) разбегаются, а при тихих звуках спокойно играют); • узнавать и различать неречевые звучания по длитель
• узнавать и различать неречевые звучания по высоте (например, учитель-логопед воспроизводит на металлофоне, гармонике, пианино) высокие и низкие звуки, а дети, услышав высокие звуки, поднимаются на носочки, а на низкие звуки приседают); • определять количество (1—2, 2—3) звучаний и звучащих предметов (с помощью палочек, фишек и т. д. ); • различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка (например, с использованием игры «Покажи, где звук). При выполнении заданий на узнавание и различение звуков используется невербальное и вербальное реагирование детей на звучание, причём характер заданий, предлагаемый детям более старшего возраста, значительно усложняется [8, с. 137—139]:
Важным разделом работы по развитию слухового восприятия является формирование чувства ритма и темпа. Как подчёркивает Е. Л. Черкасова, темпо-ритмические упражнения способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координации, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи. Задания, проводимые без музыкального сопровождения и под музыку, направлены на формирование умений: • различать (воспринимать и воспроизводить) простые и усложнённые ритмы с помощью хлопков, отстукивания, звучания музыкальных игрушек и других предметов; • определять музыкальные темпы (замедленный, умеренный, быстрый) и отражать их в движениях. Учитель-логопед использует показ и словесное объяснение (восприятие слухо-зрительное и только слуховое). С детьми среднего дошкольного возраста (с 4—4, 5 лет) проводятся упражнения по восприятию и воспроизведению по образцу и по словесной инструкции простых ритмов (до 5 ритмических сигналов), например: //, ///, ////. Также формируется умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры типа // //, / //, // /, /// /. С этой целью используются игры типа «А ну-ка, повтори! », «Телефон» и др. С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по развитию умений воспринимать и воспроизводить простые ритмы (до 6 ритмических сигналов) преимущественно по словесной инструкции, а также различать неакцентированные и акцентированные ритмические рисунки и воспроизводить их по образцу и по словесной инструкции, например: /// ///, // lilt I ~t - I, II > ■ ■ //, -/-/(/ — громкий удар, ------------- тихий звук). Помимо различения ритмов дети обучаются определять музыкальный темп. С этой целью под медленную или ритмичную музыку выполняются игровые движения (в заданном темпе), например: «красим кисточкой», «солим салат», «ключом открываем дверь». Полезным является выполнение движений головой, плечами, руками под музыкальное сопровождение. Так, под плавную музыку могут выполняться медленные движения головой (вправо — прямо, вправо — вниз, вперёд — прямо и т. п. ), плечами — двумя и поочерё но левым и правым (вверх — вниз, назад — прямо и т. п. руками — двумя и поочерёдно левой и правой (поднимать и опускать). Под ритмичную музыку выполняются движения кистями рук (вращение, поднимание вверх — опускание вниз, сжимание в кулак — разжимание, «игра на пианино» и др. ), хлопки ладонями в ладоши, по коленям и плечам, отстукивание ритма ногами. Выполнение комплекса движен~ под музыку (плавную — ритмичную — затем вновь медле ную) направлено на синхронизацию общих тонких движени и музыкального темпа и ритма. Работа по формированию речевого слуха предполагает развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха [8, с. 20—21]. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический — смыслоразличительных (понимание различной речевой информации). Фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и предполагает формирование умений различать звукокомплексы, слоги по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность. Для развития восприятия и умения определять различную громкость речевых стимулов могут использоваться такие упражнения: • хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», услышав громкие звуки; • повторить звукокомплексы различным по силе голосом (игра «Эхо» и др. ). Для формирования умения различать высоту звуков речи используются: • движения руки, соответствующие понижению или повышению голоса учителя-логопеда; • отгадывание принадлежности звучания без зрительной опоры; • раскладывание предметов и картинок в соответствии с повышением высоты голоса; 58
• голосовые упражнения (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; • «озвучивание» предметов и т. д. Примерами упражнений для формирования умения определять длительность речевых сигналов являются: • показ длительности и краткости услышанных звуков, звукокомплексов движениями руки; • показ одной из двух карточек (с изображённой короткой или длинной полоской), соответствующей длительности звуков и их сочетаний. Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении [8]: речевого темпа: • выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом; • воспроизведение ребёнком слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированных с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью движений; • воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|