Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Понимание речи на уровне диалога.




1. Понимание речи на уровне диалога.


2. Понимание значений слов, обозначающих предметы действия, признаки предметов.

3. Понимание инструкций: Возьми со стола куклу. По ложи ручку под книгу. Встань со стула, положи карандаш i коробку. Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирами ду и положи её на стол. Положи мяч на пол, возьми тетрад! и открой дверь.

4. Понимание различных форм словоизменения.
Дифференциация единственного и множественного числе

существительных (показать по картинкам) ► З года: дом — дома, кубик — кубики, машинка — машинки, кукла — Kyj клы; М года: кот — коты, машина — машины, окно — окна] лист — листья; ► б лет: медведь — медведи, кукла — куклы] дерево — деревья, стул — стулья; ► б лет: пень — пни, воро^ на — вороны, перо — перья, гнездо — гнёзда.

Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам) ► З года: понимание предложной падежных конструкций с предлогами (положить кубик: в машинку, под машинку, на стол, в кабину, за кабину; ► 4 года: кошка в домике, кошка на крыше, бабочка над цветком, мышка под грибком; ► б лет: бабочка на цветке, ёлочка перед домом, кошка за домом, бабочка около цвет­ка; ► б лет: собака спит под крыльцом, собака вылезает из-под крыльца, кошка прячется за домом, кошка выходит из-за дома.

Дифференциация существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (показать по картинкам) ► 3 года: мяч — мячик, подушка — подушечка, стул — стуль­чик, кукла — куколка; N4 года: дом — домик, ложка — ло­жечка, ведро — ведёрочко; ► б лет: стол — столик, кровать — кроватка, окно — окошечко; ► б лет: мяч — мячик, ваза — вазочка, одеяло — одеяльце.

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам) ► З—4 года: Мальчик выходит из дома. Мальчик переходит улицу. Мальчик подходит к до­му. ► б лет: Птичка вылетает из клетки. Птичка подлетает к клетке. Птичка залетает в клетку, ► б лет: Машина выезжает из гаража. Машина отъезжает от гаража. Машина объезжает гараж. Машина въезжает в тоннель.


Понимание предложений (показать по картинкам) У4 го­да: Девочка поздравляет мальчика. Мальчик поздравляет де-вдчку. Что в руках у девочки? Что в руках у мальчика? ► б лет: Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика. Что щенок хочет отнять у мальчика? ► б лет: Бабочка сидит на циетке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, 1 оторый ещё не распустился.

Исследование состояния экспрессивной речи

Исследование коммуникативной функции речи и способов
реализации речевых средств в процессе диалога: Как тебя
ишут? Сколько тебе лет? Как зовут твою маму (папу)? Где ты
i IIнощь? Кто тебя привёл в детский сад? Как ты добирался
пода? Какие у тебя есть любимые игрушки? В какие игры ты
.... 1шшь играть? У тебя есть друзья?

(Состояние активного словаря (достаточный, соответствует поарастной норме (N); в пределах обихода; беден; резко огра­ничен).

Л) НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Назвать существительные по темам КЗ—4 года: «Игруш-■ и», «Посуда», «Одежда», «Обувь», ► б лет: «Мебель», «Ово­щи», «Фрукты», «Транспорт», ► б лет: «Ягоды», «Дикие жи-иитпые», «Домашние животные», «Птицы». Назвать одним слоном (обобщить). М года: Мяч, кукла, машинка. Чашка, гпролка, ложка. Рубашка, платье, шорты. Тапки, туфли, бо­тики, ► б лет: Стул, стол, шкаф. Огурец, помидор, морковь.

ioko, банан, апельсин. Автобус, самолёт, теплоход, ► б лет: 1 |уПиика, смородина, черника. Волк, лиса, заяц. Кошка, со- бока, свинья. Аист, кукушка, ласточка.

Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

► И 4 года: ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула,
и i. iii. e етула, ножки стула, кузов машины, колёса машины;

►. Г» лет: нос, рот, шея, живот, грудь, рукав, воротник, пугови-
цп кабина машины, руль; ► б лет: локоть, ладонь, затылок,
■... ж, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор.

0) ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

► 3 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает шльчик? Ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет. ^4 года (от-


ветить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (Ест. ) Что делает девочка? (Спит. ) Что делают дети? (Играют. ) Что делает птица? (Летит. ) Что делают рыбки? (Плавают. ) Что делают машины? (Едут. ) ► б лет (ответить на вопросы): Как передвигаются птицы? (Летают. ) Как передвигаются рыбы? (Плавают. ) Как передвигается змея? (Ползает. ) Как пере­двигается лягушка? (Прыгает. ) Как передвигается человек? (Ходит. ) Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает. ) А как подаёт голос корова? (Мычит. ) А как подаёт голос петух? (Кукарекает. ) ► б лет (ответить на вопросы): Ворона каркает. А как подаёт голос кукушка? (Кукует. ) А как подаёт голос волк? (Воет. ) А как подаёт голос лошадь? (Ржёт. ) А как по­даёт голос овца? (Блеет. ) Врач лечит. А что делает учитель? (Учит. ) А что делает продавец? (Продаёт. ) А что делает ма­ляр? (Красит. ) А что делает швея? (Шьёт. )

В) АТРИБУТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Назвать предъявленные цвета ► З года: красный, синий, зелёный, жёлтый; М года: красный, синий, зелёный, жёл­тый, белый, чёрный; > 5 лет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, белый, чёрный; ► б лет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, чёрный, серый, коричневый.

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на кар­тинки) ► З—4 года: Мяч какой? (Круглый. ) Платок какой? (Квадратный. ) ► б лет: Солнце какое? (Круглое. ) Печенье ка­кое? (Квадратное. ) Косынка какая? (Треугольная. ) Огурец ка­кой? (Овальный. ) ► б лет: Руль какой? (Круглый. ) Окно какое? (Квадратное. ) Флажок какой? (Треугольный. ) Слива какая? (Овальная. ) Одеяло какое? (Прямоугольное. )

Г) ПОДБОР АНТОНИМОВ ► б лет: друг, добро, горе, горя­чий, лёгкий, длинный, давать, поднимать, продавать.

Д) СОСТОЯНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) ► З года: стол — столы, нож —...; кукла — ку­клы, рука —..., нога —..., чашка —...; > 4 года: стол — сто­лы; рот —..., кукла —..., рука —..., окно —...; Кб лет: кот — коты; лев —..., река —..., ухо —..., кольцо —...; ► б лет:


глаз ■ — глаза, лист —..., стул —..., лень —..., воробей —..., книга —..., дерево —... .

Употребление имён существительных в косвенных паде­жах ► З года: Вижу дом. Вижу машину. Вижу куклу. Вижу девочку. ► 4 года: Что есть у мальчика? (Мяч. ) Чего нет у мальчика? (Мяча. ) Кому мальчик даёт мяч? (Девочке. ) Что ты видишь на картинке? (Машину. ) Чем рисует девочка? (Карандашом. ) О ком думает кошка? (О мышке. )

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего? » по картинкам) ► б лет: шаров, ключей, берёз, ложек, окон;

►    б лет: карандашей, листьев, книг, вилок, вёдер.

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) ► З—4 года: красный мяч, синий шар, жёлтое ведро; ► б лет: оранжевый пмельсин, голубая бабочка, белое блюдце; ► б лет: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Употребление предложно-падежных конструкций (отве­тить на вопросы по картинкам) ► З—4 года: Где стоит ваза? (Па столе. ) Где лежат фрукты? (В корзине. ) Где летает бабоч­ка? (Над цветком. ) Где спряталась мышка? (Под грибком. );

►    Г> лет: Где сидит снегирь? (На дереве. ) Где стоит коза? (За за­
пором. ) Где сидит кот? (Перед домом. ) Где растет ёлка? (Око-
по дома. ); ► б лет: Где спит собака? (Под крыльцом. ) Откуда
имлезает собака? (Из-под крыльца. ) Где прячется кошка? (За
Домом. ) Откуда выходит кошка? (Из-за дома. )

Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам) ^4 года: два кота, пять котов, две мпгпины, пять машин; ► б лет: два мяча, пять мячей, две ро­ли, пять роз, два окна, пять окон; ► б лет: два пня, пять пней, дна воробья, пять воробьев, две книги, пять книг, два ведра, пять вёдер.

Е) СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Употребление существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами (назвать по картинкам) ► З—4 года: I (гол — столик, чашка — чашечка, кукла — куколка; ► б лет: шпор — заборчик, сапог — сапожок, кровать — кроватка, пиита — ленточка, ведро — ведёрочко, окно — окошечко;


►    6 лет: лист — листок, трамвай — трамвайчик, изба — из
бушка, крыльцо — крылечко, кресло — креслице.

Образование названий детёнышей животных ► _ года: кошки — котёнок, у лисы —..., у утки —..., у слона —...

►    5 лет: у зайца —..., у волка —..., у белки —..., у козы
..., у медведя —...; ► б лет: у коровы —..., у лошади —...,
собаки —..., у овцы —... .

Образование относительных прилагательных ► б лет Стол из дерева (какой? ) — деревянный. Аквариум из стекл (какой? ) —... . Крыша из соломы (какая? ) —... . Стена и кирпича (какая? ) —... . Шапка из меха (какая? ) —... . Носк из шерсти (какие? ) —... . Сапоги из резины (какие? ) —... Крепость из снега (какая? ) —... . Лопатка из металла (ка кая? ) —... . Сок из яблок (какой? ) —... .

Образование притяжательных прилагательных ► б лет Очки бабушки (чьи? ) — бабушкины. Туфли мамы (чьи? ) —... Усы кошки (чьи? ) —... . Хвост лисы (чей? ) —... . Берлог медведя (чья? ) —... . Гребень петуха (чей? ) —... .

Образование приставочных глаголов (ответить на вопро «Что делает мальчик? » по картинкам) ► б лет: Мальчик вы ходит из дома. Мальчик отходит от дома. Мальчик подходи к магазину. Мальчик переходит улицу. Мальчик обходи лужу. Мальчик входит в дом.

Образование глаголов совершенного вида (составить пред ложения по картинкам) ► б лет: Девочка строит домик. Де­вочка построила домик. Мальчик красит вертолёт. Мальчик покрасил вертолёт.

Состояние связной речи (при выполнении заданий ребё­нок работает самостоятельно; нуждается в незначительной помощи со стороны педагога; требует серьёзной помощи ис­пользование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т. п.; составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...